Урок окружающего мира во 2-м классе. Тема: "Озера"

Цели урока:

  • познакомить с особенностями озёр (пресные, солёные);
  • научиться находить важнейшие озёра на карте России;
  • дать представление о водоёмах нашего края;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • развивать умение наблюдать и сравнивать.

Оборудование:

  • физическая карта России,
  • карта Липецкой области,
  • атлас Липецкой области,
  • мультимедийная презентация. (Приложение 1)

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания
  • Что такое река?
  • Что такое исток?
  • Что такое течение?
  • Что такое устье?
  • Что такое приток?
  • Покажите на карте главную реку нашей области. (Дон)
  • Куда впадает река Дон?
  • Как называется место впадения реки в другой водоём?
  • Покажите на карте реки Волгу, Обь, Лену, Енисей.

Учитель: Реки играют важную роль в жизни человека. По берегам рек возникали древние поселения, где люди занимались разнообразной хозяйственной деятельностью.

  1. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым видом водоёмов. Отгадайте загадку:

Среди поля лежит зеркало:
Стекло голубое, рама зелёная. (Озеро)

- Что такое озеро? (Высказывания детей)

Учитель: (Слайд № 1) Озеро – естественное углубление, постоянно заполненное водой, не имеющее связи с океаном.

  • Кто из вас бывал на озере?
  • Чем, на ваш взгляд, отличается озеро от реки? (Ответы детей)

Учитель: Отличия озера от реки: оно часто округлой формы; вода в озере не течёт, т.к. озеро – замкнутый водоём; у озер нет правых и левых берегов. Давайте послушаем песню о великом озере, которое очень часто называют морем.

Звучит песня “Славное море, священный Байкал”

- О каком озере мы с вами будем говорить? (Ответы детей)

1-й ученик: (Слайд № 2) Озеро Байкал (показывает на карте). Оно проточное. В него впадает около 300 рек и речек, а вытекает только одна река – Ангара – правый приток Енисея. Возраст Байкала 15 – 20 млн. лет. В длину озеро простирается на 620 км, при ширине от 24 до 79 км. Из-за большой глубины и протяжённости в Байкале собрано большое количество пресной воды, десятая часть пресных вод всей планеты.

Учитель: (Слайд № 3) Вода в Байкале – самая прозрачная и пресная. (Слайды № 4,5) Посмотрите на берега Байкала и предположите, почему вода в Байкале такая прозрачная? (ответы детей)

2-й ученик: Байкал окружают горы, они преимущественно гранитные. А гранит растворяется плохо и даёт мало примесей в воду. Главная ценность Байкальской воды в её гидрохимических свойствах и качестве. Вода Байкала – химически очень чистая, слабо минерализована, богата кислородом. В тихую и солнечную погоду дно видно сквозь тридцатиметровый слой. В Байкале сосредоточено около 1/5 мировых запасов пресной воды и более 4/5 запасов нашей станы.

3-й ученик: Неповторимый животный и растительный мир делают его “музеем живых древностей”. А какие здесь удивительные живые организмы! Шесть видов губок (до 70см длиной), нигде больше в пресных водоёмах не встречаются. (Слайды № 6,7,8). Главные смотрители за чистотой и прозрачностью воды – рачки –бокоплавы, их в Байкале более 255 видов. Это-родня креветкам. (Слайд № 9). В Байкале 52 вида рыб и 27 видов из них больше нигде в мире не существуют. В их числе – омуль.

4-й ученик: (Слайд № 10) Красавец тюлень – не приплыл он по Енисею и Ангаре, а родился здесь. Питается тюлень рыбкой голомянкой. (Слайд № 11) И она очень интересная: прозрачная, через неё можно разглядеть буквы на бумаге. Она не имеет ни чешуи, ни рыбьего пузыря. Если опустить в воду запаянную с обеих сторон стальную трубку, то на глубине 1 км её сплющивает в лепёшку. А голомянка благодаря жиру опускается до 1,5 км. Такова глубина самого глубокого в мире озера. Но мы должны помнить о том, что нужно сохранить эту природную святыню для наших потомков, как можно бережнее относиться к этому уникальному чуду природы и не засорять его. (Слайд № 12)

5-й ученик: В этом году на озере Байкал проводилась экспедиция. Группа учёных опускалась на самую глубокую точку, где брала пробы грунта, воды и снимала на фотокамеру живых обитателей озера, также был установлен на дне озера флаг нашего государства. Ежегодно работают экологические группы по очистке озера Байкал от мусора.

  1. Физкультминутка

Учитель: Посмотрите на карту, что вы заметили на северо-западе русской равнины? (Ответы детей). Этот край издавна так и называют – озёрной областью. Озёрный гигант (показать на карте) – Ладожское озеро. (Слайд № 13) Очень красиво Ладожское озеро. В народе его с любовью называют Ладога.

6-й ученик: Природа сама позаботилась о том, чтобы не было однообразия на ладожских берегах. Ожерелье островов, разделённых между собой лабиринтом проливов, раскинулось у северного берега. (Слайд № 14) Некоторые из них ощетинились гранитными утёсами, почти отвесно уходящими в холодные глубины волн. (Слайд №15) Другие подставляют волнам свои покатые каменные спины. (Слайд №16) В глубине заливов зеленеют маленькие островки, покрытые деревьями. Россыпью окатанных валунов встречает нас западный берег. Каменистые гряды, называемые здесь “заборами”, далеко впадают в озеро. Песчаные отмели и дюны, поросшие красноствольными соснами, открываются взору путешественника у восточного берега. (Слайд № 17) Над художественным обрамлением Ладожского озера природа работала миллионы лет.

7-й ученик: Во время Великой отечественной войны по льду (Слайд № 18) Ладожского озера в окружённый фашистами город Ленинград машины везли боеприпасы, продукты, а обратно раненых, женщин и детей – в городе был голод. Эта дорога помогла выстоять городу – оборона которого держалась 900 дней, а дорогу по Ладоге Ленинградцы называли “дорогой жизни” (это было в зимнее время, когда лёд на озере был толщиной не менее 12 см, т.к. он считался безопасным).

Учитель: Большинство озёр на земле имеют пресную воду, но есть озёра с солёной водой, (Слайд №19) такие как Аральское и Каспийское (показать на карте). В Большом Арале содержание солей сейчас близко к 100 г на литр, а в мелководной его части и того выше. Белые отложения на земле – это не снег, это соль. Эти озёра такие большие, что их называют морями. Но они не имеют связи с океаном и поэтому, строго говоря, морями не являются.

8-й ученик: Главной причиной высыхания Арала стало нерациональное использование водных ресурсов питающих его рек Амударьи и Сырдарьи. (Слайд № 20) Каспийское и Аральское озёра объявлены зонами экологического бедствия. (Слайд № 21) Учёные думают, как сохранить хотя бы в уменьшенных размерах Аральское море как оазис жизни в бескрайней пустыне Средней Азии.

Учитель: С какими озёрами мы познакомились? Покажите на карте. Мы с вами говорили об озёрах, которые располагаются на территории Российской Федерации. И на территории нашей области насчитывается несколько сот озер. Но они располагаются неравномерно. Наибольшее количество озер встречается в увлажнённых местах – поймах рек.

Пойменные озёра – это озёра-старицы. Как вы думаете, что обозначает слово старицы.

Старицы – старые русла рек – вскоре зарастают камышом, кувшинками. Так появляются озёра. Особенно много озёр – стариц в пойме Воронежа (показать на карте). Наиболее крупными из них являются Андреевское, Гать, Длинное, Долгое, Карасёво, Лебяжье, Остабное и Спасское.

Пойменные озёра, как правило, имеют вытянутую форму и сравнительно небольшую глубину.

Некоторые пойменные озёра, как например Гать, Долгое летом имеют связь с реками, так как соединены с ними протоками.

  1. Итог урока
  • Что нового узнали на уроке?
  • С какими водоёмами вы познакомились?
  • Что такое озеро?
  • В чём особенность озера Байкал?
  • Что интересного узнали про Ладожское озеро?
  1. Домашнее задание: страница 45-46

Приложение

Читать еще:


Новые материалы:

Педагогическая мастерская. Освоение детьми дошкольного возраста позиции субъекта детской трудовой деятельности. "Труд взрослых в жизни дошкольников" :: Итоговое открытое занятие по развитию речи в старшей группе "Маша идет в школу" :: Удивительное в камне. Чудо-камень :: Здоровьесберегающая практика логопеда в преодолении комплексных нарушений у детей с ОНР и аллергическими заболеваниями :: Авторская программа по воспитанию привычки к здоровому образу жизни через двигательную активность у детей 6–7 лет "Двигаясь – растем, двигаясь – развиваемся!" :: Мадам ( Madame ), 2017 :: Все для офиса/Мебель/Офис/Мебель для кабинета/Для персонала / Эдем / Гарнитур офисный Эдем Ресепшн К1 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD