Авторская дополнительная образовательная программа "Фольклор Севера"
Познание 21 век - все об образовании и школах

Авторская дополнительная образовательная программа "Фольклор Севера"


адреса школ

учебное

новости науки

реклама

Пояснительная записка

Музыкальный фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков, осознается современным обществом как значимый фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое  начинаем смотреть по-иному, многое открываем заново и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое большинство людей знает поверхностно. Обратиться к своим истокам – значит восстановить связь времен, вернуть   утерянные ценности. В этом поможет фольклор, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, духовный мир человека, его мысли, чувства, переживания.

Начинать знакомство с фольклором лучше  с раннего возраста, так как маленькие дети быстрее и активнее впитывают новый, интересный, полезный для них материал.

Неиссякаемый источник традиционной народной культуры   дает возможность находить разнообразные пути оптимизации процесса воспитывающего и развивающего обучения школьников, помогает решить задачи нравственного и эстетического воспитания, развивать творческие способности подрастающего поколения. Ознакомление с традициями фольклора должно подаваться в доступной для учащихся форме, должны учитываться возрастные особенности детей, поэтому рационально использовать, так называемый, «Детский фольклор», изобилующий играми, сказками, потешками, дразнилками и другими малыми фольклорными жанрами.

Дополнительная образовательная программа «Фольклор Севера» имеет художественную направленность и  рассчитана на учащихся 7- 10 летнего возраста. Срок обучения - 3 года (при нагрузке 2 часа в неделю). Приём детей осуществляется с начала учебного года без специального отбора, единственный критерий – желание ребёнка.

Занятия проводятся во внеурочное время два раза в неделю в учебном кабинете школы, соответствующим санитарно – гигиеническим нормам. Программа реализуется через обучающие занятия, которые включают в себя теоретическую часть и выполнение практических работ (исполнение хороводов, песен, игр, скоморошин, театрализацию и т.д.). Ход занятия выстраивается с учётом возрастных особенностей детей. В начале занятия 5-7 минут отводится на распевание, 10 – 15 минут на теорию, оставшееся время -  на практическую работу и 2-3 минуты на подведение итогов.

Отличительная особенность программы «Фольклор Севера» заключается в построении учебного материала, исходя из цикличности народного календаря,  повторности и периодичности обрядовых песен, танцев, закличек и т. д.. Это позволяет детям в течение 2-3 лет изучать и проживать одни и те же обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал, количество и уровень сложности которого увеличивается с каждым годом. Деятельность, направленная на реализацию данной программы, предполагает, что обязательно будут учтены в планировании даты проведения фольклорных праздников. Это отразится на отборе репертуара, который будет логично сопровождать календарные праздники. Данный в программе устный и музыкальный материал может варьироваться по желанию руководителя и даже самих детей. Единственное правило - не нарушать периодичность народного календаря. Важно изучать и местные народные традиции, поэтому в программу следует включать  региональный материал.

 Реализация программы «Фольклор Севера» помогает решать задачи не только музыкального, эстетического воспитания, но и нравственного совершенствования личности. Дети старшего возраста передают усвоенный материал младшим. А так же дети приобретают опыт массового  исполнения обрядов и праздников, песен, частушек и т. д.,  участвуя  в школьных и городских мероприятиях.

Цель курса: создание условий для нравственно - эстетического воспитания детей через изучение народного творчества родного края.

Задачи:

образовательные:

- дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы,

- обеспечить знание традиционного русского, северного музыкально-поэтического творчества, доступного для освоения в детском возрасте;

воспитательные:

- формировать нравственные человеческие качества: человеколюбие, честность, уважительное, бережное и добросовестное отношение к традициям родного края, уважение к взрослым и сверстникам;

- формировать национальное самосознание учащихся, уважение к своему народу;

развивающие:

- развивать творческие способности учащихся;

- развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;

- развивать чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления;

- формировать навыки пения, пения в движении (хороводы), навыки сценического мастерства

Предполагаемые результаты  реализации программы учебного курса «Фольклор Севера»

учащиеся  должны знать:

- основные праздники народного календаря;

- заклички, песни, игры, поговорки, пословицы, загадки, шутки, небылицы, частушки, скоморошины;

учащиеся  должны уметь:

- исполнять песни, выполнять игровые, хороводные движения, элементы пляски;

- выразительно декламировать;

- играть на простейших музыкальных инструментах;

- рассказывать о народных праздниках и календарных приметах.

Проверить результаты обучения позволяют текущая (конец четверти) и итоговая (конец учебного года) аттестации учащихся. Дополнительные показатели – результаты участия ребят в школьных и городских концертах, конкурсах, фестивалях.

Учебно-тематический план занятий по программе «Фольклор Севера»

Рассчитан на 72 учебных часов (2 часа в неделю)

1-й год обучения

№ п/п

Тема

Всего

1.

Введение

1

2.

«Осень – перемен восемь»

20

3.

«Ноябрь – сентябрев внук, октябрев сын, зиме – родной батюшка»

16

4

«Зимние праздники в разгаре, а весна уж на пороге»

20

5.

Встреча весны

14

6.

Заключение

1

 

Итого

72

Содержание программы

1-й год обучения

1. Введение (1 ч)

Цель и задачи  кружка. Режим работы. План занятий. Выбор материала. Прослушивание и расстановка по голосам.

2. «Осень – перемен восемь» (20 ч)

Народный календарь: теоретические сведения об осенних праздниках, народные обычаи и обряды. Сентябрь- Встреча осени, Осенины, Семенов день, праздник урожая. Октябрь -  «Октябрь - свадебник», «Покров»- покровские ярмарки.

Устный фольклор: осенние заклички, считалки, пословицы, скороговорки, загадки.

Музыкальный фольклор: закличка «Осень», песенка Петрушки, песня цыгана, скоморошина «Небывальщина», попевки «Таны-баны», «Ехала белка», частушки.

Музыкально- фольклорные игры: «Стоит в поле теремок», «Царевич- королевич», «Каравай».

Театрализация: постановка «Шуточная свадьба Петрушки»

3. «Ноябрь – сентябрев внук, октябрев сын, зиме – родной батюшка» (16 ч)

Народный календарь: теоретические сведения о зимних праздниках, народных обычаях и обрядах. Ноябрь – Введенские ярмарки, начало зимы, «Екатерина – Санница». Декабрь -  «Святки» (Святочные вечера, Святочные гадания).

Устный фольклор: пословицы, поговорки, загадки о зиме, гадания, новогодние сказки.

Музыкальный фольклор: песни «Вдоль по улице метелица метет», «Уж ты зимушка-зима», «Дед Мороз»

Музыкально- фольклорные игры: «Дед-Мороз», «Коршуны», «Дрема», «Ряженые».

Театрализация: «Святочные вечера».

4. «Зимние праздники в разгаре, а весна уж на пороге» (20 ч)

Народный календарь:  продолжение знакомства с  зимними праздниками, обычаями, обрядами. Январь -  «Рождество», «Крещение». Февраль – «Масленица», «Власьевская неделя» (последние морозы). Март -  «Сороки» (ожидание весны).

Устный фольклор: колядки, шуточные гадания, заклички весны, загадки.

Музыкальный фольклор: «Колядки», «Кумушка-зимушка», «Ой, вставала я ранешенько», «Едет Масленица», «Как у наших у ворот»,  «Соловьюшко-соловей»,           

«Блины».

 Музыкально- фольклорные игры: «Утка и селезень», «А мы Масленицу повстречали», «Лапти», «Ванюшка», «Кулик-кулик», «Ручеек».

Театрализация – мини-праздник «Масленица - блиноедка» (постановка), сказка «Рукодельница да ленивица».

5. Встреча весны (14 ч)

Народный календарь: теоретические сведения о весенних праздниках, народных обычаях и обрядах. Апрель – «Благовещенье», «Вербное воскресенье», «Пасха». Май - «Зеленая неделя», «Русальная неделя», «Иван Купала» (летние праздники).

Устный фольклор: пословицы, поговорки, загадки о весне и лете, сказки, заклички. 

Музыкальный фольклор: заклички «Кулик за море», «Жаворонушки», песни-хороводы «Маки-маковочки», «Заря-заряница», «Завивайся венок», «Солнышко».

Музыкально- фольклорные игры: «Лиса-кума», «Пчелы и ласточки», «Карусель».

«Перетягивание сети», «Вербочки».

Театрализация: кукольное представление «Петрушка и солдат», «Весенние посиделки».

6. Заключение (1 ч)

Посиделки.  Исполнение  любимых песен, игр, хороводов.

Учебно-тематический план занятий по программе «Фольклор Севера»

Рассчитан на 72 учебных часов (2 часа в неделю)

2-й год обучения

№ п/п

Тема

Всего

1.

Введение

1

2.

«Поморские гуляния»     

20

3.

«Зиму встречай – осень провожай»

16

4.

«Весенние забавы»

20

5.

«Солнышко на дворе, встречай лето»

14

6.

Заключение

1

 

Итого

72

Содержание программы

2-й год обучения

1. Введение (1 ч)

Режим работы, план занятий, выбор материала.

2. «Поморские гуляния» (20 часов) 

Народный календарь: теоретические сведения об осенних  праздниках,  народных обычаях и обрядах.  Сентябрь - «Поморский Новый год»  - конец сбора урожая.  Октябрь -  «Поморские гуляния», северные народные праздники.

Устный фольклор: потешки, считалки, пословицы, скороговорки, загадки, шутки, небылицы в лицах.

Музыкальный фольклор: скоморошина «Комара женить мы будем», попевка «Гагара да кулик», «Вдоль по улице молодчик идет», «Как по травке по муравке», «Воробей», «Во

горенке», частушки (стенка на стенку)

Музыкально- фольклорные игры: «Летал воробей», «Золотые ворота», «Утка».

Театрализация: сказка «Зеркальце», «Рифмы».

3. «Зиму встречай – осень провожай» (16 ч)

Народный календарь: теоретические сведения о зимних праздниках, народных обычаях и обрядах. Ноябрь -  «Кузьминки - по осени поминки», «Матренин день». Декабрь -  «Юрьев день», «Коляды» (праздники зимнего солнцеворота), «Новый год».

Устный фольклор: пословицы, поговорки, потешки, сказки, загадки, небылицы-перевертыши, колядки.

Музыкальный фольклор:  «Здравствуй, кума-зима», «Зимушка-красавица». «Снег-снежок», «Новогодняя - хороводная», «Во кузнице».

Музыкально- фольклорные игры: « И шел козел дорогою», «Краски», «Утка шла по бережку», «Идет дед», « Горшки».

Театрализация: спектакль «Новый год»

4. «Зима прощай – весне дорогу!» (20 ч)

Народный календарь: теоретические сведения о праздниках конца зимы и о весенних праздниках, обычаях, обрядах. Январь - «Игнатьев день», «Рождество». Февраль - «Сретение», «Масленица». Март - «Ярилины игры», «Красная горка».

Устный фольклор: весенние приметы, пословицы, поговорки, заклички.

Музыкальный фольклор: закличка «Весна, весна, на чем пришла», «Земелюшка – чернозем», «Вот уж зимушка проходит», «Как под елью - елью», «Лен зеленой», «Как мы масленичку поджидали», частушки.

Музыкально – фольклорные игры:  «А мы просо сеяли», «Птицы», «Ерыкалище».

Театрализация: представление «Приди Весна красная».

5. Солнышко на дворе, встречай лето (14 ч)

Народный календарь: теоретические сведения о праздниках конца весны и летних праздниках, обычаях, обрядах. Апрель - « Благовещенье», «Никитин день». Май – «Козьма огородник», «Красная горка», «Успение».

Устный фольклор: весенние приметы, пословицы, поговорки, заклички.

Музыкальный фольклор: « Жаворонушки», «Веснянка», «Березонька», «»Веночки», «Жнивка», «Как посеяли ленок», «Со вьюном я хожу».

Музыкально – фольклорные игры: «Ястреб и птицы», «Жмурки», «Ловишки», «Горелки».

Театрализация:  сказка «Матрена и Алена».

6. Заключение (1 ч)

 Посиделки.  Пропевание любимых песен.

Учебно-тематический план занятий по программе «Фольклор Севера»

Рассчитан на 72 учебных часов (2 часа в неделю)

3-й год обучения

№ п/п

Тема

Всего

1

Введение

1

2.

«Между летом и зимой»

20

3.

«Пришла коляда - отворяй ворота»

16

4.

«Весна, весна, на чём пришла»

20

5.

«Краше  весны  да  лета – ничего нету»

14

6.

Заключение

1

 

Итого

72

Содержание программы

3-й год обучения

1. Введение (1 ч)

Режим работы, план занятий, выбор материала.

2. «Между летом и зимой» (20 ч)

Народный календарь: теоретические сведения о праздниках осени, обычаи, обряды. Октябрь – «Осенины», праздник Воздвижения (Капустинские посиделки). Ноябрь -  «Покров», «Заповедный леший день», «Осенние ярмарки».

Устный фольклор: пословицы, поговорки, приметы, загадки, сказки, шутки, скоморошины.

Музыкальный фольклор: «Ах, вы сени», «Ах, ты улица широкая моя», «Сидит Дрема», «Золотые ворота», «Вейся, вейся капустка моя», «Осень», «Я с комариком плясала», «Иванушка – простота».

Музыкально – фольклорные игры: «Мухи», «Огородник», «В  смолу», «Кружева».

Театрализация: представление «Осенние ярмарки», сказка «Как мужик корову продавал»

3. Пришла коляда - отворяй ворота  (16 ч)

Народный календарь: теоретические сведения о зимних праздниках, обычаях, обрядах. Ноябрь –  «Кузьма и Демьян», «Матренин день», «Именинные дни». Декабрь –

«Николин День», «Спиридон-Солнцеворот», «Святки».

Устный фольклор:  загадки, поговорки, приметы, потешки, шутки, небылицы.

Музыкальный фольклор: колядки,  «Загадаем три загадки», « Не нападывай пороша»,  «Сейся родися». «Сею – вею, посеваю, с Новым годом поздравляю», «Дед Мороз», «Ох, мороз».

Музыкально – фольклорные игры: «Два мороза», «Корчага», «Нос», «Слепая курица, «Холодно-горячо».

Театрализация -  сказка-представление  «Как мы Новый год встречали».

4. «Весна, весна, на чем пришла» (20 ч)

Народный календарь: теоретические сведения о праздниках конца зимы - начала весны, обычаях, обрядах. Январь –  «Рождество», «Крещение». Февраль –  «Кудесы», «Масленица»

Март -  «Сороки», «Встреча весны», «Пасха».

Устный фольклор:  заклички, попевки, колядки, дразнилки, голосянки, сказки, небылицы.

Музыкальный фольклор: « В хороводе были мы», «Прялица», «Маковочки», «Сеяли девушки яровой хмель», «Солнышко», частушки.

Музыкально – фольклорные игры:  «Кострома», «Утка», «Тетера», «Дедушка Егор»

Театрализация: праздничное представление « Пасхальные чудеса».

5. « Краше весны да лета - ничего нету »(14 ч)

Народный календарь – праздники весны и лета, обычаи, обряды. Апрель  –  «Красная Горка», «Благовещенье» (встреча весны). Май  – «Троица», «День рождения леса», «Лялин день».

Устный фольклор: заклички, пословицы, поговорки, приметы, загадки.

Музыкальный фольклор:  «Калинка- малинка», «Я на камушке сижу», «На горе - то калина», «Журавель», «Цветики алые».

Музыкально – фольклорные игры: «Ручеек», «Веселые музыканты», «Колдуны» «Баба- Яга», «Краски».

Театрализация:  представление «Чудеса – Кудеса», сказка Б.Шергина «Лень да Отеть».

6. Заключение (1 ч)

 Занятие – посиделки (чаепитие). Пропевание песен, игры, танцы. Подведение итогов за пройденный цикл занятий.

Методическое обеспечение учебного процесса

Формы учебных занятий. Теоретические занятия: ознакомление с новым материалом, включает в себя беседы и демонстрацию.  Практические занятия: исполнение хороводов, песен, игр, скоморошин, театрализация.

Формы контроля. Опрос на занятии, проверка выученных ролей, танцевальных движений, музыкальных партий, подведение итогов, текущая (конец четверти) и итоговая (конец учебного года) аттестации. Участие в школьных и городских концертах, конкурсах, фестивалях.  

Педагогические методы и приёмы. Объяснительно-иллюстративный: рассказ, объяснение, иллюстрирование, показ наглядных пособий. Словесный: беседа, обсуждение, консультации, комментарии педагога, выступления учащихся. Частично-поисковый: изучение истории народных традиций, поиск информации. Практический: выполнение заданий, актерское мастерство (индивидуально и в группах). Критический анализ. Самооценка.

Материально-техническое обеспечение программы: кабинет для занятий, доска, простейшие народные инструменты (ложки, трещотки, бубны, погремушки), народные костюмы.

Дидактический материал: карточки с изображением народных музыкальных инструментов, музыкальное лото, нотный стан.

Список литературы

1. Арсенина Е. А., Звени задорная частушка! – М.: Глобус, 2007 г.

2. Гришина Г. Н.,  Петров В. М., Короткова Л. Д.  Сборники: Осенние, весенние, летние, зимние игры, забавы для детей. - М.:  Глобус, 1999 г.

3. Зимина  А.Н., Мельникова Л.И.Детский музыкальный фольклор. - М.,  2000г.

4. Круглый год - русский календарь. -  М.: Правда, 1998 г.

5. Прыгунова Е. Н., Разумова И. А., Преподавание фольклора. - С.П., 2001 г.

6. Русское народное творчество и обрядовые праздники.-  Владимир, 1995г.

7. Уланова Л.С.,  Праздничный венок.  – М.: Сфера,  2001 г.

8. Уроки по народной культуре.  – М.: Владос, 2003 г.

9. Фольклор – музыка – театр. – М.: Владос, 1999 г.

10. Чем дальше в будущее входим, тем больше старым дорожим (Традиции русской народной культуры).  - Йошкар-Ола, 2003г.

w.yaCounter1063863 = new Ya.Metrika(1063863);
Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта ВК:
Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта FB:

 
Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru