Поиск по всей базе материалов:



































Морфологический разбор имени существительного (5-й класс)







Цель:

  • создать условия для обобщения и систематизации знаний об имени существительном.

Задачи:

  • повторить ранее изученный материал;
  • установить порядок морфологического разбора;
  • учить выполнять морфологический разбор существительного;
  • развивать аналитическое мышление;
  • воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Ход урока

1. Организационный момент. Запись даты. 1мин

2. Актуализация. 2мин

- Какой раздел учебника изучаем? (Существительное)

- Что такое существительное? (Часть речи)

- Выберите из данных слов и словосочетаний те, которые характеризуют слово как часть речи. (Заранее на доске).

  1. Орфография
  2. Грамматическое значение
  3. Способы образования
  4. Морфологические признаки
  5. Пунктуация
  6. Синтаксическая роль

- Охарактеризуйте существительное как часть речи. (Появляется на доске).

  • грамматическое значение «предмет»
  • морфологические признаки:
  • одушевленное/неодушевленное
  • собственное/нарицательное
  • род
  • число
  • падеж
  • склонение

Синтаксическая роль: подлежащее, дополнение, сказуемое, обращение, вводное слово

3. Тема, целеполагание.1 мин

-Как называется разбор, который характеризует слово как часть речи? (Морфологический)

- Определите, какой будет тема сегодняшнего урока?

Морфологический разбор имени существительного. (Запись на доске и в тетрадях)

- Что мы должны сегодня узнать?

Знать: порядок разбора

- Чему должны учиться?

Уметь: выполнять морфологический разбор существительного.

4. Открытие знания.

- Предлагаю начать работу с определения порядка разбора.

- Каждая группа получает карточку с заданием. Читают, определяют уровень задания. 4мин

Заполните пробелы

I.Общее грамматическое значение (ОГЗ) - _______________. Вопрос. Часть речи.

 Н. ф. – (_____________)

II. Морфологические признаки.

1. ________________________:

а) _________________________;

б)_________________________;

в)_________________________;

г) _________________________.

2. ________________________:

а) ________________________;

б)_________________________.

III. _______________________________.

- Выступление групп. 5 мин

- У вас на столах лежат желтые карточки с правильным вариантом морфологического разбора. Прочитайте его и проверьте себя. (Читает один вслух) Все ли сделано верно?

Оценивание. 5мин

5. Закрепление.

- Каким будет следующий этап работы? (учиться выполнять)

- упр.531 на стр.276. Читаем задание и текст вслух. 3мин

Тема текста: словарь 5мин

ОМ: словарь - это история, культура, память народа.

Словарь – это хранилище памяти нации, ее культуры, истории, языка.

Запись предложения с объяснением знака препинания.

- Разбор 2-х существительных: 1 – словарь, другое – хранилище (с комментарием с места). 10 мин.

Словарь

I. ОГЗ – предмет. (Что?) словарь. Существительное.

Н. Ф. – словарь.

II. Морфологические признаки.

1. Постоянные признаки:

 А) нарицательное;

 Б) неодушевленное;

 В) мужской род;

 Г) 2 склонение.

2. Непостоянные признаки:

 А) именительный падеж;

 Б) единственное число.

III. Синтаксическая роль – подлежащее.

хранилище

I. ОГЗ – предмет. Словарь (что такое?) хранилище. Существительное.

Н. Ф. – хранилище

II. Морфологические признаки.

1. Постоянные признаки:

 А) нарицательное;

 Б) неодушевленное;

 В) средний род;

 Г) 2-е склонение.

2. Непостоянные признаки:

 А) именительный падеж;

 Б) единственное число.

III. Синтаксическая роль – составное именное сказуемое.

6. Самостоятельная работа. 5мин

- продолжаем работу в группах. Выберите из предложенных слов те, которые соответствуют морфологическому разбору и восстановите по ним пословицу о языке.

Слово – серебро, а молчание – золото.

Карточка №1

Выберите из предложенных слов те, которые соответствуют морфологическим разборам, восстановите по ним пословицы о языке.

СЛОВО ПЕРОМ ЗОЛОТО МОЛЧАНИЕ К ОТВЕТУ

ВОРОБЕЙ ТОПОРОМ

_______________

I ОГЗ – предмет. Что?_______________ Сущ. Н.ф. - _____________

II Морфологические признаки.

1 Постоянные:

 А) нарицательное;

 Б) неодушевленное;

 В) ср.р.;

 Г) 2 скл.;

2 Непостоянные признаки:

 А) им.п.;

 Б) ед.ч.

III Синтаксическая роль – подлежащее.

_______________

I ОГЗ – предмет. _____________ Что это? ________________. Сущ. Н.ф. - _____________

II Морфологические признаки.

 1 Постоянные:

 А) нарицательное;

 Б) неодушевленное;

 В) средний род;

 Г) 2 скл.

 2 Непостоянные признаки:

 А) им.пад.;

 Б) ед.ч.

III Синтаксическая роль – составное именное сказуемое.

____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

Что написано пером, то не вырубишь топором.

Карточка №2

Выберите из предложенных слов те, которые соответствуют данным морфологическим разборам, восстановите по ним пословицы о языке.

СЛОВО ПЕРОМ ЗОЛОТО МОЛЧАНИЕ К ОТВЕТУ

ВОРОБЕЙ ТОПОРОМ

_____________

I ОГЗ – предмет. ________________Чем? _____________. Сущест. Н.ф. - ____________.

II Морфологические признаки.

1 Постоянные признаки:

А) нарицательное;

Б) неодушевленное;

В) ср.р.;

Г) 2 скл.

 2 Непостоянные признаки:

А) Тв.п.;

Б) ед.ч.

III синтаксическая роль – косвенное дополнение.

_________________

I ОГЗ – предмет. ___________Чем? ________________. Сущ. Н.ф. - _____________.

II Морфологические признаки.

 1 Постоянные признаки:

А) нарицательное;

Б) неодуш.;

В) м.р.;

Г) 2 склонение.

 2. Непостоянные признаки:

А) Тв.п.;

Б) ед.ч.

III Синтаксическая роль – косвенное дополнение.

__________________________________________

__________________________________________

_________________________________________

Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

Карточка №3

Выберите из предложенных слов те, которые соответствуют данным морфологическим разборам, восстановите по ним пословицы о языке.

СЛОВО ПЕРОМ ЗОЛОТО МОЛЧАНИЕ К ОТВЕТУ ВОРОБЕЙ ТОПОРОМ

________________

I ОГЗ – предмет. Что? ____________. Сущ. Н.ф. - ______________.

II Морфологические признаки.

 1 Постоянные признаки:

 А) нариц.;

 Б) неодуш.;

 В) ср.р.;

 Г) 2 скл.

 2 Непостоянные признаки:

 А) им.п.;

 Б) ед.ч.

III Синтаксическая роь – подлежащее.

_________________

I ОГЗ – предмет. _____________ Это что? __________________ . Сущ. Н.ф. - _____________.

II Морфологические признаки.

 1 Постоянные признаки:

 А) нариц.;

 Б) одуш.;

 В) м.р.;

 Г) 2 скл.

 2 Непостоянные признаки:

 А) им.п.;

 Б) ед.ч.

III Синтаксическая роль – составное именное сказуемое.

____________________________________

_______________________________________

______________________________________________

Дорога ложка к обеду, а слово к ответу.

Карточка №4

Выберите из предложенных слов те, которые соответствуют данным морфологическим разборам, восстановите по ним пословицы о языке.

СЛОВО ПЕРОМ ЗОЛОТО МОЛЧАНИЕ К ОТВЕТУ ТОПОРОМ ВОРОБЕЙ

_____________

I ОГЗ – предмет. Что? _______________. Сущ. Н.ф. - _____________.

II Морфологические признаки.

1 Постоянные признаки:

А) нариц.;

Б) неодуш.;

В) ср.р.;

Г) 2 скл.

2 Непостоянные признаки:

 А) им.п.;

 Б) ед.ч.                     

III Синтаксическая роль – подлежащее.

_______________

I ОГЗ – предмет. _____________ К чему? ______________. Сущ. Н.ф. - ________________.

II Морфологические признаки.

 1 Постоянные признаки:

 А) нариц.;

 Б) неодуш.;

 В) м.р.;

 Г) 2 скл.

 2 Непостоянные признаки:

 А) дат.п.;

 Б) ед.ч.

III Синтаксическая роль – косвенное дополнение.

______________________________________

______________________________________

________________________________________

Оценивание.

- О чем пословицы? О бережном отношении к языку, внимательном и трепетном, потому что за языком стоит история человечества, государства, наших предков и каждого из нас. Эти пословицы являются продолжением проблемы, поднятой в упражнении 531. К этому же упр вы обратитесь , выполняя домашнее задание.

(Запись в дневниках).

7. Рефлексия.

- Какая была тема урока?

- Что должны были узнать?

- Чему должны были научиться?

- Зачем нужно уметь это делать? Выполняя морф разбор, мы учимся внимательному отношению к слову, существительному, к его форме, больше узнаем о нем. И то, что на уроках русского языка мы учимся грамотно и выразительно выражать свои мысли и чувства, - это и есть наш с вами вклад в сохранение родного языка. Ведь оттого, как мы сможем сберечь и сохранить наш язык, зависит судьба каждого из нас и государства в целом.

8. Домашнее задание.

Запомнить порядок разбора и выполнить упр. 532

Чтение задания и комментарий.




703-9701, info@poznanie21.ru