Л.С. Петрушевская. "Принцесса-белоножка, или Кто любит, носит на руках". Урок литературы в 5-м классе
Познание 21 век - все об образовании и школах

Л.С. Петрушевская. "Принцесса-белоножка, или Кто любит, носит на руках". Урок литературы в 5-м классе


адреса школ

учебное

новости науки

реклама

Ход занятия

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и цели урока. Слово учителя

Л.С.Петрушевская - один из классиков современной русской литературы. Ее произведения переведены более чем в 20 странах. Это Лауреат премий А.Пушкина, С Довлатова, литературной премии Триумф -2002 и других. Перу Петрушевской подвластно все: и рассказы, и пьесы, и стихи, и сценарии к фильмам.

Любимым жанром последних лет стала сказка. К ней Петрушевская обратилась в 90 годы ХХ века.

О чем же пишет Петрушевская?
В чем своеобразие ее сказок?
Почему они интересны и взрослым, и детям?

Попробуем разобраться с этими вопросами на примере сказки «Принцесса - белоножка, или Кто любит, носит на руках».

III. Краткий обзор содержания сказки

IV. Анализ содержания сказки

(Используется форма групповой работы, индивидуальных заданий)

Индивидуальное задание

Своеобразие названия сказки.

Примерное сообщение ученика:
У сказки 2 названия, и это не случайно. Во-первых, выделено имя главной героини. Во-вторых, слово Кто, напечатанное с большой буквы, указывает еще на один образ. Можно предположить, что это образ Любви. В-третьих, обозначена тема сказки.

Первая группа: Необычность образа главной героини.

Сообщения учащихся:

Учитель: (обобщение) Рискуя собой, принцесса спасает жизнь принцу, хотя тот предал ее. Но она предать его не может, любимых в беде не оставляют. Хрупкая, нежная, больная принцесса способна на настоящий подвиг во имя любви, она спасает жизнь молодому, здоровому, спортивному принцу. (Обратим внимание учащихся на прием противопоставления).

Вторая группа: Характеристика принца.

(Учащиеся должны доказать, что характер принца дан в развитии)

Сообщения учащихся:

Учитель: Произошло настоящее чудо любви. Любовь и благодарность изменили принца. Теперь он стал по - настоящему сильным человеком, способным совершить чудо не ради себя, а ради принцессы. Недаром старая няня за спиной принца ахнула и зашептала: «Кто любит, носит на руках».

Вопрос классу: - Как вы думаете, что означают эти слова?

Учитель: Носить на руках - это искренне любить, быть готовым пожертвовать жизнью, уметь ответить на чувства другого человека, быть ответственным за судьбу любимого. Это главная мысль сказки.

Третья группа: Окружение принца.

Примерное содержание выступления учащихся:

Учитель: Вот оказывается в чем дело! Принцессу любили лишь на словах. Никто не смог понять причины ее слез, никто не проявил настоящего участия и сострадания, никто не понял, что девушка мечтала о любви, так как жила в мире равнодушия. Ей было так плохо, что она заболела. Только любовь могла исцелить ее.

V. Своеобразие языка сказки (Коллективная работа)

Классу предложены следующие вопросы и задания:

Учитель: Создается впечатление, что Петрушевская рассказывает реальную историю, героем которой мог быть каждый из нас. Автор приближает сказку к реальной жизни, открывает глаза на ее истинное устройство. Это сказка о современной жизни, в которой многие одиноки и поэтому мечтают о чуде.

Какую известную сказку Андерсена напоминает сказка Петрушевской? (Петрушевская написала свою сказку в честь «Русалочки» Андерсена)

VI. Подведение итогов. Выставление оценок

VII. Домашнее задание

Написать сочинение - рассуждение «Две сказки - две истории любви». Можно предложить учащимся примерный план сочинения или провести для желающих консультацию.

Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта ВК:
Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта FB:

 
Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru