Урок биологии. 9-й класс. "Вид. Критерии вида"
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Урок биологии. 9-й класс. "Вид. Критерии вида"

Характеристика класса: в классе 24 человека. С высоким уровнем знаний 8 человек, со средним- 12 человек, с низким- 4 человека. В компьютерном кабинете – 10 компьютеров.
Разрабатываемый урок № 1 (43)

Цели урока:
1. Формирование понятий «Вид», «Критерии вида».
2. Создание условий для реализации учебных возможностей ученика.

Задачи урока: Научить учащихся правильно использовать знания о критериях вида в процессе   изучения
натуральных биологических объектов.
Уметь дать морфологическое описание растений.
Продолжить формировать умение работать с пониманием текста, составлять таблицы.

Тип урока: Изучение и закрепление новых знаний.

Вид учебной деятельности учащихся: работа
с текстом, составление и заполнение таблицы, выполнение лабораторной работы.

Методы урока:
- объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.

Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная, коллективная (пары сменного состава).

Средства ведения урока:
- учебник по биологии 9 класс. Авторы: Л.А. Каменский, Е.А. Крикунов, В.В. Пасечник. Тетрадь, доска, презентация, созданная в программе Power Point, проектор.

План урока:
- Организационный момент;
- Постановка темы и цели урока;
- Актуализация опорных знаний;
- Изучение нового материала;
- Закрепление полученных знаний;
- Домашнее задание;
- Рефлексия.

Ход урока:

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Необходимые учебные материалы В том числе электронные
Название Цели Результат Длит.
1. Мотивационно – ориентировочный. Вызвать интерес учащихся к изучаемой теме. Позитивный настрой на учебную деятельность. 1 мин. Мотивация учащихся на учебно – познавательную деятельность. Запись темы в тетрадь. Учебник, тетрадь  
2. Актуализация опорных знаний.
(организуются через групповую организационную форму)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод: Для обозначения  вида используется бинарная номенклатура. Согласно которой сначала указывают род, к которому
относится вид, а затем  видовое название.

- Рефлексия по данному этапу урока.

Формирование целостного представления  об основной категории биологической  классификации- вид. .   Формирование цели урока.

Определение уровня усвоения основных понятий.

 

 

8 мин.

- Сообщение темы урока.
- Организация деятельности по актуализации опорных знаний.
- Демонстрация слайдов презентации.
- Коррекция знаний уч-ся, индивидуальная помощь уч-ся.

Задание 1.
1. Что является основной систематической единицей в биологии.
2. Какие виды растений, животных вы знаете?
3. Почему в обозначении видов используют двойные названия?
Задание 2.
1. Название этого вида животного. Медведь бурый. Какое из этих двух слов относится к родовому названию, какое к видовому.
2. Назовите другой вид животного из этого же рода. Сравните 2 вида одного рода. Покажите черты сходства и отличия.
Задание 3.
В указанном списке животных подсчитайте количество особей, видов, родов
- Заслушивают тему урока.
- Отвечают на поставленные вопросы, которые предлагаются учителем для актуализации опорных знаний.

Дают ответы на поставленные вопросы.

Тетрадь, словарь, справочные материалы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрация картин «Медведь бурый», «Медведь белый».  

 

 

 

 

 

 

  1. Еж обыкновенный
  2. Лисица обыкновенная;
  3. Медведь гималайский;
  4. Хомячок джунгарский;
  5. Заяц – беляк;
  6. Медведь бурый;
  7. Хомячок сибирский;
  8. Заяц – русак;
  9. Еж ушастый;
  10. Лисица обыкновенная.

(Ответ: особей 10, родов 5, видов 9)

Проектор, экран, слайды презентации
(Приложение1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3. Изучение нового материала по теме:
«Вид. История развития взглядов на вид в биологии».
(групповая работа с уч-ся)
Формирование понятий: вид, ареал, популяция, генофонд.          Научить уч-ся сравнивать понятия.  

8 мин.

 

 

 

 

- Сообщение учителя (основной материал по теме»
- Организация уч-ся на работу с учебником (по знакомству с понятиями, их сравнение, сопоставление)
- Слушают рассказ учителя,
- индивидуаль-но работают с учебником  (сравнивают понятие вид с тем, что дается в учебнике п. 4.1 стр. 134)
Учебник, учебные принадлежности. Проектор, экран, слайды презентации
4. Изучение нового материала по теме: «Критерии вида».
(индивидуальная работа уч-ся, работа в парах сменного состава по методике взаимопередачи тем)
Формирование понятий «критерии вида». Изучение критериев вида. Умение сравнивать, различать критерии вида.  

8 мин.

 

Консультирование и помощь уч-ся.
Проверка заполнения таблицы, которые появляются у уч-ся в ходе изучения темы «Критерии вида». 

 

 

 

 

 

 

 

- Дети работают индивидуально по своим темам: «Критерии вида»
- В парах сменного состава по алгоритму методики взаимопередачи тем.
Изучая критерии вида по ходу работы в парах сменного состава заполняют таблицу по теме: «Критерии вида».
- Проверка заполненной таблицы.
Учебник, учебные принадлежности, карточки (6 вариантов) для работы по методике взаимопередачи тем.

 

 

 

 

 

 

Таблица

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проектор, экран, слайды презентации

5. Рефлексия этапа урока «Изучение нового материала» Учитель выясняет с каким качеством уч-ся освоили новый материал. Выявление уровня усвоения знаний. 2 мин.

 

 

 

Учитель организует рефлексию в малых группах, затем выслушивает по одному представителю от малых групп.

 

Рефлексируют свою деятельность в малых группах, затем заслушивают выступления уч-ся от всех групп.    
6.  Закрепление новой темы (через индивидуальное выполнение лабораторной работы) Оценка уровня сформированности знаний и умений учащихся по теме. Оценить уровень сформированности знаний и умений по теме. 5 мин. Учитель организует индивидуальное выполнение лабораторной работы. Дети работают индивидуально по инструктивным карточкам, самостоятельно выполняя лабораторную работу. Комнатные растения, гербарные материалы растений разных видов.  
7. Рефлексия данного этапа урока. Учитель выясняет с каким качеством уч-ся освоили новый материал. Выявление уровня усвоения знаний. 1
мин.

 

 Учитель организует знаковую рефлексию.
Дети с помощью знаков рефлексируют свою деятельность.    
8. Подведение итогов урока, комментирование домашнего задания, проведение итоговой рефлексии. Подвести итог урока, дать домашнее задание, прокомментировать ее, провести итоговую рефлексию. Выяснение проблем и трудностей уч-ся по изученному материалу.
Выяснение вопросов по предложенному домашнему заданию.
4 мин. Учитель организует подведение итогов урока, комментирование домашнего задания, проведение итоговой рефлексии. - дети принимают участие в подведении итогов урока;
- записывают домашнее задание;
- письменно отвечают на вопросы итоговой рефлексии,
- индивидуально отвечают на вопросы рефлексии.
Учебник, дневники уч-ся, учебные принадлежности;

Вопросы для письменной рефлексии;

Проектор, экран, слайды презентации
Читать еще:

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Подписаться на новые статьи:


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru