Внеклассное мероприятие "Птицы зимой"

Цели мероприятия.

  1. Воспитывать любовь к природе .
  2. Познакомить с зимующими птицами нашего края. Объяснить понятия: птицы- кочевники, промысловая птица, оседлые птицы. Научить детей заботиться о птицах, помогать им в зимнее время.

Задачи мероприятия.

  1. Расширение экологических представлений младших школьников.
  2. Углубление теоретических знаний учащихся по окружающему миру, формирование ряда основополагающих экологических понятий.
  3. Обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.
  4. Полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний. Обеспечить более надёжные основы экологической ответственности младших школьников.
  5. Учить пользоваться справочниками, энциклопедиями, самостоятельно добывать знания по данной теме.

Оборудование.

  • рисунки птиц,
  • кормушки,
  • выставка книг о птицах,
  • видео-фильм “ Птицы в лесу”,
  • магнитофон и записи музыки ,
  • большая картина зимнего леса,
  • птички на магнитах,
  • картинки корма на магнитах,
  • картина с кормушкой,
  • словарь,
  • эпиграфы на плакате,
  • телеграмма,
  • выставка сочинений о птицах.

Работа ведётся по учебным пособиям:

  • “С любовью к природе ” Б.Б.Запартович,
  • “Животный мир нашей Родины” В.П. Герасимов.

Форма подведения итогов мероприятия.

Итоги мероприятия проводятся в форме беседы.

Ход занятия

Организационный момент

Звучит мелодия из передачи “ В мире животных”.

Внимание!

Начинаем очередной выпуск телепередачи “В мире животных”.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Давайте отправимся с вами за чудесами! Да, да, за чудесами! Даже взрослые – и те встречаются с неведомым, таинственным, удивительным. А уж вы, ребята! Что ни шаг, то для вас новое чудо!

Когда ты идёшь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно “почему” меж деревьями мчится,
Другое пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеёк.
Пойдём - ка, дружок, по тропинке вдвоём
Ответы поищем под снежным шатром.

( Звучит запись с голосами птиц)

Учитель. Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь в нашей передаче?

Сообщение темы занятия.

Тема передачи “Птицы зимой”.

Прочитайте стихи на доске и скажите, какой эпиграф подойдёт к нашей теме:

Под голубыми небесами,
Великолепными коврами
Блестя, на солнце, снег лежит.
( А. С. Пушкин.)

Поговорим о маленьких синицах
И о других зимующих здесь птицах.
О том, как в парке каплями зари
Уж замелькают скоро снегири.
Что в декабре морозно и светло
От перистого инея бело.

Знакомство с новым материалом.

Учитель. Сегодня в нашей телестудии две команды, которые продемонстрируют свои знания о зимующих птицах.

За первым столом команда:

Дети отвечают: “Галчата”

За вторым столом команда:

Дети отвечают: “Воробьишки”.

На столе лежат вопросы и задания. Надо прочитать их и подготовить ответы. (Дети работают около 3-4 минут).

Вопросы 1-й команды.

  1. Как называют птиц, которые на зиму не улетают из родных мест?
  2. Каких зимующих птиц вы знаете?
  3. Где их можно встретить?
  4. Опиши внешний вид дятла.
  5. Почему дятел не улетает на зиму из родных мест? (Обрати внимание как дятел сидит на дереве, на строение лап, хвоста.)
  6. Какие виды дятлов занесены в “ Красную книгу”? Почему дятлов надо охранять?

Вопросы 2-й команды.

  1. Опиши внешний вид воробья. Что интересного из жизни воробья вы знаете?
  2. Где зимой птицам можно добыть еду?
  3. Почему птицы селятся ближе к жилью человека?
  4. Где ночуют птицы зимой?
  5. Каким кормом можно подкармливать птиц?

( На фоне музыки говорит учитель.)

А сейчас мы вместе с вами перенесёмся в зимний лес, чтобы понаблюдать за жизнью птиц зимой.(Презентация)

Лес стоит завороженный чарами зимнего сна. Покрытые снежными кружевами деревья оцепенели в зимнем сне. Ни шелеста, ни звука. И кажется нет никого во всём лесу.

Вдруг, точно живые цветы, с весёлым писком и свистом пролетают синицы (рисунок с изображением синицы). Бойко перескакивают они с сучка на сучок. Синицы беспокойные птицы. Летом питаются насекомыми, а зимой подбирают любые зёрнышки. Название они получили из-за синих перьев на теле птицы. В наших лесах можно встретить: большую синицу, лазоревку, чёрную синицу (рисунки синиц). Они отличаются окраской перьев и величиной, но несмотря на отличия у синиц разных видов есть много общего.

Гнёзда синицы устраивают обычно в дуплах, углублениях и щелях стволов деревьев.

Гнездо синицы строят общими усилиями (самка и самец), из тонких веток , сухих стебельков, трав и мха. Выстилают гнездо шерстинками, конским волосом.

Летом самка кладёт 10-15 яиц, насиживает их в течение двух недель.

Кормят своих птенцов оба родителя, принося в гнездо корм 300-350 раз.

Зимой синицы не боятся заглядывать в форточки домов. Всюду где есть, кормушки синицы посещают их. Синица уничтожает вредителей, не только летом, но и зимой, они добывают насекомых из укрытий, которые недоступны более крупным птицам. Синица очень прожорлива, она поедает за сутки столько сколько весит сама. Тем самым она приносит большую пользу, поедая вредных насекомых, а в зимний солнечный денёк радует нас весёлой песенкой. (Слушаем голос синицы.)

По соседству с синицами можно встретить поползня. (Рисунок птицы.)

То вверх, то вниз по стволу бежит голубоватая птичка – поползень. Своё название она получила за то, что перемещается по стволу то вверх, то вниз, как бы ползает.

Величиной он с воробья, живёт в одиночку или парами, клюв прямой, довольно длинный, как “кинжальчик”. Он просовывает свой клюв в каждую дырочку коры и находит насекомое или личинку. Верхняя сторона тела голубовато серая, от клюва к затылку проходит чёрная полоска. Нижняя сторона тела белая, живёт в лесах, гнездо в дупле. Приносит пользу, уничтожая вредных насекомых. (Слушаем голос птицы.)

Кроме этих птиц в наших лесах остаются: тетерева, глухари, куропатки (показываю рисунки).

Это промысловые птицы.

Промысловая птица - является предметом промысла, человек охотится на неё, употребляя в пищу мясо.

Ребята, а каких ещё зимующих птиц вы знаете?

Остаются у нас на зиму: вороны, сороки, воробьи, сойки, галки, овсянки, зяблики, чижи, совы (показываю картинки). Их называют зимующими птицами или оседлыми. Эти птицы живут в наших лесах весь год, они не улетают на юг.

С наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека. Как вы думаете, почему?

В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. Зимой птицам не так страшен холод, как голод. Прочитайте высказывание на доске: “Сыта птаха – и тепло ей под пухом и перьями”.

Как понимаете выражение?

Очень нелегко найти корм птицам. Одни из них ищут жуков, другие раскапывают снег, стараясь добраться до земли, третьи ищут корм на деревьях и кустах. Зимой много птиц погибает от голода, человек должен помочь им. Если каждая школа в нашей стране повесит хотя бы одну кормушку, то птицы будут обеспечены кормом.

Ребята, а у кого из вас есть дома кормушка?

Почему кормушки для птиц надо, каждый год, устанавливать в одном и том же месте?

Чем можно кормить птиц?

(Ученик читает стих Яшина “Покормите птиц зимой”)

(Стук в дверь. Почтальон приносит телеграмму)

Учитель. Ребята, в нашу передачу пришла телеграмма. Давайте её прочтём .

“Встречайте ! Вылетаем в гости.”

Кто бы мог прислать нам телеграмму?

(Стук в дверь, входят дети в костюмах птиц.)

Ребята, вы нас узнали?

Снегирь:

Угадайте, как меня зовут?

Сероспиный, красногрудый,
В зимних рощах обитает,
Не боится он простуды,
С первым снегом прилетает.

Правильно ребята, зовут меня снегирь. Моя родина - хвойные леса северной тайги. Там мы устраиваем гнёзда и выводим птенцов. В октябре мы образуем, стаи и улетаем зимовать в ваши леса. В ваших краях для нас тепло, в лесу много ягод и семян. Особенно я люблю ягоды рябины, семена ольхи, ясеня, клёна.

Клёст.

Ребята, а меня вы узнали?

Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистый,
Клё! Клё! Клё!- поёт со свистом.

В народе меня называют “ северным попугайчиком”. Моя родина хвойные леса тайги .Получили мы такое название, что подобно попугаям мы искусно лазим по деревьям, цепляясь за ветки клювом и лапами.

Клюв у меня имеет совсем особую форму верхняя и нижняя часть изогнуты в разные стороны. Такая форма носа помогает мне ловко шелушить шишки.

Мы пробудим у вас до весны в хвойных лесах, так как основная пища у нас шишки. Зимой у нас появятся птенцы, они не боятся мороза, так как мама их согреет.

Учитель. Птицы, которые к нам прилетают на зиму называются птицы- кочевники. Они проводят у нас зиму, а весной улетают на свою родину в северные леса тайги.

Как их можно назвать по - другому?

Физминутка.

Снегирь.

Ребята, что вам нравится зимой? (Дети под музыку поют песню “Что нам нравится зимой” Шаинского и танцуют .)

Закрепление изученного материала.

Мы уже говорили о том, что зимой птицам тяжело найти корм. Проведём соревнования чья команда быстрей сделает кормушку. (У 1 команды пустой пакет из под сока. У 2 команды пакет из под молока.)

Желательно кормушку сделать из дерева, с крышей,чтобы снег не засыпал корм.(Показываю образец кормушки.)

(Дети изготавливают кормушки.)

Все кормушки мы повесим в школьном саду.

На доске рисунок кормушки.

А сейчас угадайте, какие птицы прилетели на кормушку?

(Учитель загадывает загадки, кто угадает загадку, находит рисунок с птичкой и прикрепляет на кормушку.)

Озорной мальчишка
В сером армячишке
По дереву шныряет
Крошки собирает
( Воробей.)

Зимой на ветке яблоки
Скорей их собери
И вдруг вспорхнули яблоки
Ведь это ...
(Снегири.)

У неё глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днём.
( Сова. )

Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной,
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.
(Дятел.)

Спинка зеленоватая,
Животиком желтоватая,
Чёрненькая шапочка
И полоска галстучка.
(Синица.)

Окраска - сероватая,
Повадка вороватая.
Крикунья хрипловатая-
Известная персона.
Это...
( Ворона.)

Вот сколько птиц прилетело на кормушку.

Какой корм дадим каждой птичке?

(Рядом с рисунками птичек дети прикрепляют картинку с кормом.)

  • воробей- зерно
  • снегирь - ягоды рябины
  • дятел - насекомых
  • синица - насекомых, сало, зерно
  • сова - мыши
  • ворона – зерно

Просмотр фрагмента фильма “Птицы в лесу”

Каких зимующих птиц вы увидели в лесу?

Проверка домашнего задания.

Проверим домашнее задание. Об этом в нашей передаче расскажут корреспонденты, которым было поручено взять самое интересное интервью у птиц.

  1. Чтение лучших сочинений о птицах.
  2. Запись с голосом птицы.
  3. Чтение стихов о птицах.
  4. Рисунки со следами птиц.
  5. Рисунки с птицами, которые прилетают на кормушки.

Составляем выставку рисунков на доске.

Обращаю внимание детей на выставку книг о зимующих птицах.

Итог занятия.

Что интересного, нового вы узнали из нашей передачи?

Что вам больше всего понравилось?

Ребята, вы хорошо справились с заданием. Мы все услышали много интересного о птицах. На эту тему можно говорить бесконечно, но для этого надо много знать о жизни птиц. Поэтому вы дома будите наблюдать за жизнью птиц, подкармливать их и записывать самое интересное в свои дневники наблюдений.

А за вашу заботу птицы отблагодарит вас весёлой песней.

Заботясь о птицах, мы охраняем природу. М. Пришвин говорил: “ Охранять природу - значит охранять свою Родину”.

Давайте вместе прислушиваться к голосу живой природы, её шёпоту, крику, заботиться о природе, беречь её ради нашей с вами жизни на Земле.

О том, что надо беречь, природу написано много стихов и песен. И одну из этих песен “Не дразните собак” мы с вами исполним. (Исполняем песню.)

Наша передача подошла к концу. На память о ней я хочу вам подарить вам призы (закладка для книг с изображением птиц).

Звучит музыка из передачи “ В мире животных”.

ПОЭТИЧЕСКАЯ СТРАНИЦА

Стихи учащихся.

Помогу птичкам.

В воздухе кружится
Беленький снежок.
Он укрыл деревья
Поле и лужок.

Птичкам стало хуже,
Корма не достать.
Мы поможем пташкам
Перезимовать

Вывесим кормушки
С хлебом и зерном.
Прилетайте, пташки ,
В гости вас зовём!
Семёнова Александра 2 “А” класс

Весна.

Улетели в прошлое метели.
Не осталось и следа.
Лишь весны весёлой трели
Скоро грянут и тогда:

Лес проснётся с песней звонкой,
Расцветёт в саду сирень
И в наш сад вернётся скоро
Мой знакомый соловей.

Сколько радости, тревоги
Принесёт он, посмотри,
Его песни будем слушать
От зари и до зари .
Попов Павел 2 “А” класс

Читать еще:


Новые материалы:

Работа психолога с одаренными детьми :: Особенности организации профориентационной работы в урочной системе в Межшкольном УПК г. Темиртау :: Групповое коррекционно-развивающее занятие психолога в 9-м классе (дети-инвалиды) по теме "Общение без слов" :: Лекции для родителей и учителей :: Урок из курса Ю.Б. Гатанова "Развитие творческого мышления". Тема: "Эмоции и настроения" :: Дэвид Линч: Жизнь в искусстве ( David Lynch: The Art Life ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Прихожие/Обувницы/Тумбы / Вентал / Тумба для обуви К-2 10000090 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Как правильно качаться на массу

Программа тренировок на массу Когда ваша задача построить большие и сильные мышцы, тогда следует начать с тренировок на массу. Поспешите узнать,как правильно...

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Спирулина вэл для похудения

Спирулина В Э Л - полезные свойства, инструкция по применению С момента зарождения эмбриона и в течение всей жизни человека его организм формируется, развивается,...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD