"Алкены - непредельные углеводороды. Получение, химические свойства и применение" - урок в 10-м классе с использованием технологии критического мышления

Учебная цель: изучить способы получения, химические свойства и применение алкенов на примере этилена.

Цели урока:

Цель урока

Для учителя

Для ученика

1. Образовательная

Создать условия для воспроизведения знаний и умений учащихся по данной теме.

Развить общие представления о способах получения алкенов, о типах химических реакций и механизмах их протекания, о применении алкенов. Получить первоначальные представления о реакциях полимеризации и строении полимера.

2. Развивающая

Создать условия для поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом, развития логического мышления, умений приобретать знания не памятью, а мыслью.

Развивать умения для поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом, умения постановки и поиска решения проблем, речевую деятельность (участвовать в общем диалоге), умения слушать и слышать другого человека (рецензирование и саморецензирование ответов).

3. Воспитательная

Создать условия для формирования культуры умственного и практического труда, интереса к знаниям, умений проводить самооценку.

Формировать умения работать по культуре умственного и практического труда, адекватной оценке своей деятельности, воспитывать экологическое мышление.

Метод обучения: частично-поисковый.

Тип урока: изучение нового материала.

Организационная форма: фронтальный опрос, беседа по проблемным вопросам, практическая работа, самостоятельная работа, рефлексия.

Средства обучения: таблицы, химическое оборудование и реактивы, медиапроектор.

Программное обеспечение: компьютерная презентация к уроку.

Оборудование и реактивы:

  • на ученических столах: правила ТБ, листы самооценки учащихся, штатив ученический с лапкой, пробирка, пробка с газоотводной трубкой, этиловый спирт-денатурат, концентрированная серная кислота, спички, спиртовка, пробирка с раствором йода (имитация бромной воды) и пробирка с раствором перманганата калия КМnО4.
  • Для демонстрации: коллекции полимерных образцов полиэтилена с разной степенью полимеризации (плёнка и изделия из полиэтилена), изделия из тефлона, полипропилена, поливинилхлорида;  этиловый спирт, тормозная жидкость, антифриз; портрет В.В.Марковникова.

Эпиграф к уроку: «Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно». Д.И. Менделеев

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста, на свои места и мы начнём наш урок, который, я надеюсь, будет для вас продуктивным, а главное - полезным!

II. Постановка темы и учебной цели.

Учитель: Мы продолжаем изучать тему «Алкены – непредельные углеводороды» (слайд № 1). Сегодня нам предстоит познакомиться с промышленными и лабораторными способами получения алкенов, охарактеризовать химические свойства этих веществ на примере этилена, обусловленные двойной связью, получить первоначальные сведения о реакциях полимеризации и рассмотреть основные области применения алкенов (слайд № 2). Идея урока заключена в словах великого русского химика Дмитрия Ивановича Менделеева, которые и послужат нам на уроке в качестве эпиграфа (слайд № 3).

III. Изучение нового материала.

СТАДИЯ «ВЫЗОВА»

Учитель: Новый материал запоминается легче, если он нанизывается на уже полученные знания. Поэтому сейчас предстоит работа с извлечением этого материала из памяти. Вам выданы листы для самоанализа учебной деятельности, в которых имеется три графы «Я знаю», «Хочу узнать», «Что узнал» (слайд № 4) и Приложение 1. В течение 5 минут каждый из вас заполнит первую графу «Я знаю», отвечая на вопросы задания № 1 (слайд № 5):

  • Какие углеводороды называются алкенами?
  • Какова общая формула алкенов?
  • Какова структурная формула первого представителя гомологического ряда алкенов? Назовите его.
  • Почему в отличие от алканов алкены в природе практически не встречаются?
  • Какие способы получения алкенов вы знаете? Каким лабораторным способом можно получить алкены?
  • Какие химические свойства обуславливает наличие кратной (двойной) связи в молекулах алкенов?
  • Для чего используют алкены?

!!! Как правило, большая часть учащихся (около 80%) осознают проблему в том, что открытие вопроса остаётся на пункте №5, №6 и №7.

СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЕ»

Учитель: Ребята! Какие вопросы у вас вызвали затруднения?

Учащиеся: Вопросы №5, №6 и №7.

Учитель: Как вы думаете, почему эти вопросы у вас вызвали затруднения, ведь общие понятия органической химии мы с вами уже прошли? (предполагаемые ответы: знания не приведены в систему, недостаточно накопленного материала и т.п.)

Учитель: Чтобы решить эту проблему, я вам предлагаю рассмотреть схему получения алкенов (слайд № 6). Объяснение учителя.

В ходе объяснения материала по разделу «Способы получения алкенов» учитель обращает внимание учащихся на известные уже им химические понятия такие как «крекинг», «дегидрирование», «дегидратация», «дегалогенирование», «дегидрогалогенирование». Учащиеся в ходе изучения способов получения алкенов дают им определения и записывают в тетради уравнения химических реакций, с помощью которых были получены алкены (слайды № 7, 8, 9): на каждом слайде сначала показывается схема химической реакции, а после того, как учащиеся напишут в тетради уравнение, и сам пример. Учащиеся сверяют свои записи с записями в презентации и исправляют ошибки, если таковы есть. Можно использовать и другой вариант, например, сначала провести взаимопроверку записей в паре, а затем с записями в презентации (если достаточно времени).

Со способами получения алкенов дегалогенированием и дегидрогалогенированием (слайды № 10, 11) учащиеся лишь только знакомятся.

Учитель: В чём заключается особенность строения молекул алкенов? (ответ: в наличии двойной связи)

Учитель: Какова активность алкенов по сравнению с алканами, «органическими мертвецами»? Почему? (ответ: алкены наиболее химически активны из-за наличия непрочной π-связи)

Учитель: Как вы думаете, какие типы химических реакций будут характерны для класса алкенов? (ответ: горение, присоединение).

Учитель объясняет принцип присоединения веществ к молекулам алкенов на примере этилена, акцентируя внимание на реакции галогенирования – качественной реакции на непредельный характер алкенов (обесцвечивание бромной воды), и гидрогалогенирования, в которой используется правило Марковникова (слайд № 12).

Учитель: Могут ли вступать в реакции присоединения молекулы алкенов друг с другом? (ответ: да, так как имеют кратную связь) (слайд № 13)

Учитель: Ребята, напишите, пожалуйста, реакцию горения этилена (учащиеся пишут в тетради, один ученик - на доске, затем сверяют свои записи с уравнением реакции горения в презентации) (слайд № 14) Эта реакция называется ещё реакцией окисления. Почему? (ответ: у атомов меняется степень окисления)

Учащиеся проставляют степень окисления, определяя окислитель и восстановитель.

Учитель: К реакциям окисления относят и обесцвечивание алкенами раствора перманганата калия (слайд № 15) Что можно определить с помощью этой реакции? (ответ: непредельный характер алкенов)

Учитель: Подводит итоги по химическим свойствам алкенов, плавно переходя к областям применения их продуктов (слайды № 16, 17) . При объяснении применения алкенов учитель даёт интересную дополнительную информацию (Приложение 2 и Приложение 3)

Выполнение лабораторной работы

Для закрепления материала проводится лабораторная работа «Получение и изучение свойств этилена» (Приложение 4), в начале которой необходимо вспомнить правила ТБ с концентрированными веществами, спиртовкой, стеклянной посудой и растворами.

СТАДИЯ «РЕФЛЕКСИЯ»

Учащимся предлагается составить синквейн (слайд № 18) по изученному материалу. В качестве примера учитель показывает синквейн в презентации (слайд № 19).

III. Домашнее задание (слайд № 20).

Читать еще:


Новые материалы:

Урок-зачет по химии в 9-м классе по теме "Азот и его соединения" :: Урок–игра в 8-м классе. Обобщение темы "Простые и сложные вещества" :: Использование интерактивных методов обучения на уроках химии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся :: Информационно-обучающая программа: "Химия. Учебно-тренировочные тематические тестовые задания с использованием контрольно-оценочной системы (подготовка к ЕГЭ)" ::
Warning: file_get_contents(http://detishka.ru/sitemap/list5.php) [function.file-get-contents]: failed to open stream: HTTP request failed! HTTP/1.1 404 Not Found in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 22
Урок химии в 9-м классе с использованием презентации по теме "Алюминий" :: Бабушка лёгкого поведения, 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Мебель/Детская/Детские кровати от 3 лет/Матрасы / Столлайн / Матрас Спокойной ночи - Мирта 900x1900 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Упражнения бодифлекс для похудения в домашних условиях

Бодифлекс для похудения - 16 упражнений (русская версия ) В последнее время среди девушек и женщин, мечтающих сбросить свои лишние килограммы, стала весьма...

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Как накачать мощную шею

Как накачать шею? Развитая и мощная шея визуально делает верхнюю часть тела бодибилдера визуально больше, а также она снижает риск получения травмы и позволяет...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD