К проблеме формирования интонационного мышления пианиста

Цели:

  1. С юных лет учить детей содержательным, музыкально-исполнительским высказываниям.
  2. Через интонирование постичь сущность музыкального произведения, что позволяет открывать всевозможные пути реализации личности.

Задачи:

  1. Заложить ребенку любовь к музыке в самом начале пути.
  2. Раскрытие образа через содержание.
  3. Формирование музыкального слуха.
  4. Добиваться самостоятельности художественного высказывания (исполнения).
  5. Закреплять мотивацию к музыкальному обучению.
  6. Приобретение широкого музыкально-исполнительского багажа.

Искусство интонирования – самая насущная проблема в современной музыкальной педагогике. Оно помогает распознать подтекст, услышать и увидеть содержание, основную мысль, понять смысл и одухотворить его, то есть подняться над техническими задачами, создать образ через осмысление нотного текста и превратить его в высоко художественное, неприкосновенное, ясное, запоминающееся, проникновенное и такое же гениально воплощенное, как и гениально написанное творение.
Проблема интонирования всегда была животрепещущей для исполнителя. Еще большую остроту она приобретает и в наше время – время эпохи звукозаписи, компьютерной (неинтонированной) музыки, а также конвейерного производства. Сейчас эта проблема ставится наисерьезнейшим образом, так как появился массовый стандарт в подходе к музыкальному искусству вообще. А об индивидуальности, душевном и духовном мире человека нужно помнить в любую эпоху.
Именно через интонацию, раскрывая свою внутреннюю сущность, каждый музыкант стремится своею живой душою прикасаться к частичке вечности, тогда, и только оставаясь самим собой, он сможет понять свою индивидуальность и реализовать себя. Интонирование же помогает проникнуть в сущность музыкального произведения так, как через осмысление музыкального содержания и индивидуальной техники исполнения, музыкант находит возможные пути реализации себя.
Но как заложить и воспитать основы интонационной культуры, с помощью которой произойдет решение художественной задачи?
На начальной стадии обучения заложить ребенку любовь к музыке таким образом, что бы ни один звук не был сыгран без осмысления, без образной задачи. Постепенно заинтересовывая и увлекая, ставить перед учеником творческую задачу самостоятельного художественного высказывания. Так, процесс постепенно становиться настолько осмысленным, что звуки начинают говорить о конкретном содержании. Так происходит творческое осознание интонируемого материала. Со временем у ученика появляются самые разные исполнительские качества. В результате, постепенно осваивая начальный репертуар, ребенок под чутким руководством своего педагога постигает более сложные образы и приобретает более сложные навыки. Учится видеть и слышать более сложную музыкальную ткань, выделяя главное, не теряя второстепенного. Музыкальная ткань становится понятной, мысль ясной, а воспроизведение учеником художественного материала целостным. Музыкант (маленький человечек) растет и развивается, появляется юношеская легкость и вспышки темперамента, со временем приходит более глубокое вживание в атмосферу каждого произведения. Вырисовывается ясное чувство характера музыки, чуткость к намерениям, строгая выдержка, артистическая красота, мягкий тон, неукоснительная точность в самых рискованных моментах и ураганных темпах, - так в своих интерпретациях и проявляется личность музыканта. Неотъемлемой частью  формирования творческого музыканта является приобретение широкого багажа всемирной художественной культуры. Происходит осознание истинных масштабов и неких координационных осей в огромном мире музыки вообще и в сфере исполнительской в частности, а также основных закономерностей и тенденций развития музыкального искусства. Музыкант приходит к пониманию высших идеалов и в то же время не впадает в педантизм, произведения начинают звучать целостно и в то же время становится слышна ювелирнейшая проработка деталей. Когда-то Покровский сказал о Мелик-Пашаеве, продирижировавшем «Фиделио» Бетховена: «Учился как школьник, продирижировал как великий мастер».
Исполнение – интонирование обретает значение художественного явления лишь тогда, когда оно направляется творчески ярким и целостным интерпритаторским замыслом, впитавшим в себя лучшие стороны культурно-исторической традиции и опыта и одновременно несущим в себе черты новаторского прочтения и толкования произведения. По определению Малинковской: «Исполнительское интонирование – это осмысленно-выразительная, направленная на слушательское восприятие, реализация музыки в процессе выявления и оформления отношений между элементами музыкальной формы на всех уровнях их системной организации в исполняемом произведении и на основе целостного взаимодействия компонентов конкретного инструментального комплекса». Процесс интонирования – это широчайшая панорама деятельности, невозможная вне творческого подхода к интонируемому материалу. Интонирование является и вариативным процессом, потому, что каждый исполнитель по-своему воспроизводит нотный материал.
Именно так определяет фортепианная педагогика содержательность музыкально-исполнительского высказывания и ищет пути достижения свободы, естественности, подлинности этого высказывания, а также взращивает основополагающее музыкальное чувство тона, движения, формы, которое выводит исполнителя на уровень художественной правды высказывания (впоследствии). По словам Медушевского: «Мудрость содержательной музыкальной формы – воплощение мудрости души, а она есть энергийно-смысловое постижение сущего, благодарное и радостное приятие в себе истины, добра и красоты». Музыкальная интонация является «проводником в сложном лабиринте музыкальных образов» (Асафьев). Немалая роль отводится мироощущению и мировоззрению пианиста. Музыкальная интонация воспринимается как живая потому, что в ней отражен живой человек. Воплощать социальную сущность человека музыка способна именно потому, что и культуру она научилась свертывать в интонацию. Важнейшая интонационная сфера и существенный элемент музыки – мелос, который объединяет все, что касается становления музыки и ее протяженности. Наличие явления интонации связывает все происходящее в единый, конкретно связанный с развитием общественного сознания процесс. Он намечает вполне конкретную среду, через которую наш интеллект управляет всем «музыкальным материалом», делая его выражением художественного содержания в эмоционально-смысловой оболочке.
Чтобы состоялось настоящее исполнение, нужны годы длительной работы, которая начинается в детском возрасте. И начать нужно с самого важного: «приохотить к музицированию и научить музицировать». Истинная педагогика всегда, всюду, на всех этапах – творчество, личное творчество» (Баренбойм). Именно творческие занятия дают импульс к развитию личности и раскрывают незаурядные дарования. Творчество помогает интенсивно развиваться музыкальному восприятию, во время которого формируется потребность конкретного выражения музыки. Формирование же музыкального слуха является основой музыкального воспитания.
Всегда найдутся музыканты, особенно чуткие к интонационному началу музыки, ощущающие все его многообразие, часто глубоко скрытые формы его проявления; с творческой деятельностью таких людей в наибольшей степени и связан прогресс музыкального мышления искусства. Проблемой формирования интонационного мышления пианиста будет заниматься музыкант, который на языке искусства будет выражать свои мысли. Педагог-музыкант, ставя творческие задачи,  поспособствует ученику активизировать  ум, что поможет привыкнуть к самостоятельному художественному высказыванию; ребенок начнет понимать и чувствовать почему, для чего и как надо выполнить ту или иную художественную задачу и этим будет закреплять мотивацию к музыкальному обучению.

Список литературы:

  1. Малинковская. Фортепианно-испонительское интонирование. Москва: «Музыка», 1990. - 189 с.
  2. Баренбойм. Путь к музицированию. Ленинград: «Советский композитор», 1979.- 352 с.
  3. Медушевский. Интонационная форма музыки. Москва: «Композитор»,1993.- 268 с.
  4. Асафьев. Музыкальная форма как процесс. Москва: «Музыка», 1971.- 376 с.
Читать еще:


Новые материалы:

Открытый урок по русскому языку для 7-го класса по теме "Разряды прилагательных" :: Легкая адаптация. Клуб "Молодая семья" :: Урок русского языка в 6-м классе по теме "Пунктуация как система правил" :: Программа элективного курса "Русская словесность" для учащихся 9-х классов :: Конспект урока по русскому языку в 3-м классе по теме "Знакомство с понятием "Сложные слова" :: Про Степана-Кузнеца, 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Матрасы/Матрасы / Ангстрем / Матрас Relax Bliss (800х1950 мм) Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD