К проблеме формирования интонационного мышления пианиста

К проблеме формирования интонационного мышления пианиста

Цели:

  1. С юных лет учить детей содержательным, музыкально-исполнительским высказываниям.
  2. Через интонирование постичь сущность музыкального произведения, что позволяет открывать всевозможные пути реализации личности.

Задачи:

  1. Заложить ребенку любовь к музыке в самом начале пути.
  2. Раскрытие образа через содержание.
  3. Формирование музыкального слуха.
  4. Добиваться самостоятельности художественного высказывания (исполнения).
  5. Закреплять мотивацию к музыкальному обучению.
  6. Приобретение широкого музыкально-исполнительского багажа.

Искусство интонирования – самая насущная проблема в современной музыкальной педагогике. Оно помогает распознать подтекст, услышать и увидеть содержание, основную мысль, понять смысл и одухотворить его, то есть подняться над техническими задачами, создать образ через осмысление нотного текста и превратить его в высоко художественное, неприкосновенное, ясное, запоминающееся, проникновенное и такое же гениально воплощенное, как и гениально написанное творение.
Проблема интонирования всегда была животрепещущей для исполнителя. Еще большую остроту она приобретает и в наше время – время эпохи звукозаписи, компьютерной (неинтонированной) музыки, а также конвейерного производства. Сейчас эта проблема ставится наисерьезнейшим образом, так как появился массовый стандарт в подходе к музыкальному искусству вообще. А об индивидуальности, душевном и духовном мире человека нужно помнить в любую эпоху.
Именно через интонацию, раскрывая свою внутреннюю сущность, каждый музыкант стремится своею живой душою прикасаться к частичке вечности, тогда, и только оставаясь самим собой, он сможет понять свою индивидуальность и реализовать себя. Интонирование же помогает проникнуть в сущность музыкального произведения так, как через осмысление музыкального содержания и индивидуальной техники исполнения, музыкант находит возможные пути реализации себя.
Но как заложить и воспитать основы интонационной культуры, с помощью которой произойдет решение художественной задачи?
На начальной стадии обучения заложить ребенку любовь к музыке таким образом, что бы ни один звук не был сыгран без осмысления, без образной задачи. Постепенно заинтересовывая и увлекая, ставить перед учеником творческую задачу самостоятельного художественного высказывания. Так, процесс постепенно становиться настолько осмысленным, что звуки начинают говорить о конкретном содержании. Так происходит творческое осознание интонируемого материала. Со временем у ученика появляются самые разные исполнительские качества. В результате, постепенно осваивая начальный репертуар, ребенок под чутким руководством своего педагога постигает более сложные образы и приобретает более сложные навыки. Учится видеть и слышать более сложную музыкальную ткань, выделяя главное, не теряя второстепенного. Музыкальная ткань становится понятной, мысль ясной, а воспроизведение учеником художественного материала целостным. Музыкант (маленький человечек) растет и развивается, появляется юношеская легкость и вспышки темперамента, со временем приходит более глубокое вживание в атмосферу каждого произведения. Вырисовывается ясное чувство характера музыки, чуткость к намерениям, строгая выдержка, артистическая красота, мягкий тон, неукоснительная точность в самых рискованных моментах и ураганных темпах, - так в своих интерпретациях и проявляется личность музыканта. Неотъемлемой частью  формирования творческого музыканта является приобретение широкого багажа всемирной художественной культуры. Происходит осознание истинных масштабов и неких координационных осей в огромном мире музыки вообще и в сфере исполнительской в частности, а также основных закономерностей и тенденций развития музыкального искусства. Музыкант приходит к пониманию высших идеалов и в то же время не впадает в педантизм, произведения начинают звучать целостно и в то же время становится слышна ювелирнейшая проработка деталей. Когда-то Покровский сказал о Мелик-Пашаеве, продирижировавшем «Фиделио» Бетховена: «Учился как школьник, продирижировал как великий мастер».
Исполнение – интонирование обретает значение художественного явления лишь тогда, когда оно направляется творчески ярким и целостным интерпритаторским замыслом, впитавшим в себя лучшие стороны культурно-исторической традиции и опыта и одновременно несущим в себе черты новаторского прочтения и толкования произведения. По определению Малинковской: «Исполнительское интонирование – это осмысленно-выразительная, направленная на слушательское восприятие, реализация музыки в процессе выявления и оформления отношений между элементами музыкальной формы на всех уровнях их системной организации в исполняемом произведении и на основе целостного взаимодействия компонентов конкретного инструментального комплекса». Процесс интонирования – это широчайшая панорама деятельности, невозможная вне творческого подхода к интонируемому материалу. Интонирование является и вариативным процессом, потому, что каждый исполнитель по-своему воспроизводит нотный материал.
Именно так определяет фортепианная педагогика содержательность музыкально-исполнительского высказывания и ищет пути достижения свободы, естественности, подлинности этого высказывания, а также взращивает основополагающее музыкальное чувство тона, движения, формы, которое выводит исполнителя на уровень художественной правды высказывания (впоследствии). По словам Медушевского: «Мудрость содержательной музыкальной формы – воплощение мудрости души, а она есть энергийно-смысловое постижение сущего, благодарное и радостное приятие в себе истины, добра и красоты». Музыкальная интонация является «проводником в сложном лабиринте музыкальных образов» (Асафьев). Немалая роль отводится мироощущению и мировоззрению пианиста. Музыкальная интонация воспринимается как живая потому, что в ней отражен живой человек. Воплощать социальную сущность человека музыка способна именно потому, что и культуру она научилась свертывать в интонацию. Важнейшая интонационная сфера и существенный элемент музыки – мелос, который объединяет все, что касается становления музыки и ее протяженности. Наличие явления интонации связывает все происходящее в единый, конкретно связанный с развитием общественного сознания процесс. Он намечает вполне конкретную среду, через которую наш интеллект управляет всем «музыкальным материалом», делая его выражением художественного содержания в эмоционально-смысловой оболочке.
Чтобы состоялось настоящее исполнение, нужны годы длительной работы, которая начинается в детском возрасте. И начать нужно с самого важного: «приохотить к музицированию и научить музицировать». Истинная педагогика всегда, всюду, на всех этапах – творчество, личное творчество» (Баренбойм). Именно творческие занятия дают импульс к развитию личности и раскрывают незаурядные дарования. Творчество помогает интенсивно развиваться музыкальному восприятию, во время которого формируется потребность конкретного выражения музыки. Формирование же музыкального слуха является основой музыкального воспитания.
Всегда найдутся музыканты, особенно чуткие к интонационному началу музыки, ощущающие все его многообразие, часто глубоко скрытые формы его проявления; с творческой деятельностью таких людей в наибольшей степени и связан прогресс музыкального мышления искусства. Проблемой формирования интонационного мышления пианиста будет заниматься музыкант, который на языке искусства будет выражать свои мысли. Педагог-музыкант, ставя творческие задачи,  поспособствует ученику активизировать  ум, что поможет привыкнуть к самостоятельному художественному высказыванию; ребенок начнет понимать и чувствовать почему, для чего и как надо выполнить ту или иную художественную задачу и этим будет закреплять мотивацию к музыкальному обучению.

Список литературы:

  1. Малинковская. Фортепианно-испонительское интонирование. Москва: «Музыка», 1990. - 189 с.
  2. Баренбойм. Путь к музицированию. Ленинград: «Советский композитор», 1979.- 352 с.
  3. Медушевский. Интонационная форма музыки. Москва: «Композитор»,1993.- 268 с.
  4. Асафьев. Музыкальная форма как процесс. Москва: «Музыка», 1971.- 376 с.
Читать еще:


Новые материалы:

Тема урока "Wales" :: Урок английского языка по теме “Интерактивная карта Австралии” :: Открытый урок английского языка «London and its sights». 6-й класс :: Рабочая программа 2-го вида по предпрофильному курсу «Лексикология английского языка» :: Урок биологии по теме: "Регуляция процессов жизнедеятельности позвоночных животных" :: Король Лев ( The Lion King ), 2019 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Шкафы/Шкафы / Ангстрем / Шкаф Анри АН-230.01 Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD