Пейзаж и его функции в романе Д.Дефо "Робинзон Крузо"
Познание 21 век - все об образовании и школах

Пейзаж и его функции в романе Д.Дефо "Робинзон Крузо"


адреса школ

учебное

новости науки

реклама

Ход урока

I. Беседа о способах создания характера

Средства создания характера:

а) поступок (например: несмотря ни на что Робинзон стремиться в море);

б) речь героя (например: “Но, видно, глупость, удел молодежи, как удел людей зрелого возраста, умудренных дорого купленным опытом, осуждать безрассудства молодежи”);

в) отношение к чему-либо или кому-либо (например: отношение к деньгам, золоту (считает бесполезными вещами); к библии (берет эту книгу с корабля как нужную вещь); к Пятнице и т.д.)

г) интерьер (например: описание пещеры, где все было продумано и рассчитано, все в определенном порядке расставлено).

д) пейзаж.

 II Работа по формированию понятия “пейзаж” и его функции

Создание проблемной ситуации.

Задание 1: Найдите в тексте описание острова (дневник Робинзона с 15 июля)

“По берегам его тянулись красивые луга, ровные, гладкие, покрытые травой, а дальше – там, где низина постепенно переходила в возвышенность и куда, как надо было думать, не достигал разлив – рос в изобилии табак с высокими и толстыми стеблями…”

Задание 2: Найдите в тексте описание самого первого шторма в жизни Робинзона.

“Между тем ветер крепчал, и по морю ходили высокие волны, хотя эта буря не имела и подобия того, что я много раз видел, потом… но на другое утро ветер стал стихать, волнение поулеглось, и я начал понемногу осваиваться с морем…”

Задание 3: Найдите в тексте описание урагана после землетрясения на острове.

“Между тем собрались тучи; потемнело, как перед дождем… Эта мысль меня ободрила, а может быть, и дождь, мочивший меня, придал мне решимости…”

Задание 4: Найдите в тексте описание грозы до строительства Робинзоном пещеры.

“Как-то раз, когда я приготовился ставить палатку и рыть пещеру, набежала вдруг густая туча, и хлынул проливной дождь. Потом блеснула молния, и раздался страшный раскат грома. В этом, конечно, не было ничего необыкновенного, и меня испугала не столько сама молния, сколько мысль, быстрее молнии промелькнувшая в моем мозгу: “Мой порох!”

Вывод: Можно сказать, что пейзаж помогает читателю понять произведение.

 III Работа в тетрадях (обобщение)

Задание 1: запишите самостоятельно, о каких функциях пейзажа мы сегодня говорили.

Проверка работы (на доске появляется схема)

Функции пейзажа:

  1. Описание места действия.
  2. Средство эмоционального воздействия на читателя.

3. Средство раскрытия идеи произведения.

4. Средство создания характера героя.

5. Средство раскрытия эмоционального состояния героя.

6. Действующее лицо произведения.

Задание 2: основываясь на данной схеме, попробуйте записать собственное определение пейзажа

Пейзаж – это… (дети читают собственные определения)

Например: Пейзаж – это описание природы в художественном произведении, при помощи которого автор описывает место действия, раскрывает характер героя, его состояние, а также воздействует на чувства и мысли читателя.

Пейзаж – это средство в художественном произведении для создания эмоционального фона, передачи душевного состояния героя, его характера.

Пейзаж – это средство раскрытия идеи в художественном произведении.

IV Творческая работа

Проанализируйте 2-3 пейзажа из романа “Робинзон Крузо” с точки зрения цветовой и звуковой окрашенности. Отметьте, какими тропами пользуется автор, создавая пейзаж.

Проверка работы:

Дети говорят о том, что в основном Д. Дефо при создании пейзажа пользуется олицетворениями (“по морю ходили высокие волны”, “море с ревом билось о берега”, “набежала вдруг густая туча”) и эпитетами (“тихий, очаровательный вечер”, “страшный раскат грома”, “мертвый штиль”).

Автор не использует при создании пейзажа цветопись и звукопись.

Домашнее задание: Используя задания о пейзаже, создайте творческую работу, которая передавала бы ваше настроение.

Работа ученицы 7-го класса Ирины Ш.

Когда мне грустно – дождь идет,
В окно стучатся капли слез.
И ветер – хулиган бредет,
Срывая золото с берез.
Я тихо у окна сижу
И наблюдаю за людьми:
Зонтов бегущий хоровод…
Дорога… пешеход с детьми…
Машина мокнет у ворот…
В окне напротив - старый кот
Кого-то, может, тоже ждет?
Когда же мама в дом войдет,
Тогда и грусть моя пройдет!

Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта ВК:
Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта FB:

 
Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru