Метод проектов на уроках биологии

Метод проектов на уроках биологии

Данный проект разработан для учащихся старших классов. Он может быть использован при изучении тем «Клеточный уровень», «Клетка» в 9-м, 10-м классе.

Главным в проекте является осуществление учащимися исследований по вопросам темы, поиск информации из различных источников, подготовка буклетов, справочного материала, которые могут быть использованы в дальнейшем при изучении данной темы другими школьниками.

Работа над проектом осуществляется в несколько этапов:

  1. постановка учебной задачи;
  2. выявление проблем;
  3. определение путей решения проблем;
  4. исследования по определенным направлениям;
  5. формулировка выводов;
  6. оформление результатов исследований;
  7. представление результатов;
  8. определение новых проблем.

Применение технологии проектного обучения позволяет мне решать целый комплекс учебных, воспитательных и развивающих задач. На разных этапах работы над проектом у ребят формируются различные умения и навыки.

  1. На этапе постановки цели я формирую умения выявлять проблемы в различных областях знаний. При этом: Я - через актуализацию знаний подвожу к формулированию проблемы; учащиеся – определяют область знания и незнания с выходом на проблему.
  2. Обсуждение вариантов и способов решения проблемы позволяет мне формировать умения искать возможные пути решения выбранной проблемы, определять объекты исследования. Я – инициирую выдвижение и обсуждение гипотез; учащиеся – выдвигают гипотезы и предлагают способы решения.
  3. В процессе поиска информации и распределения обязанностей развиваются умения находить, систематизировать и обобщать полученные данные, анализировать информацию. Я – предлагаю перечень источников информации и принципы осуществления коммуникативных связей; учащиеся - осуществляют поиск информации, выбирают наиболее приемлемый для них вид деятельности.
  4. Подведение итогов работы и анализ полученных результатов дает возможность вырабатывать умения делать аргументированные выводы, обрабатывать данные экспериментальной работы, решать познавательные и творческие задачи. Я – оппонент; учащиеся – выявляют соответствие полученных результатов научной теории и практике.
  5. Презентация (защита) проекта позволяет мне развивать у учащихся умения свободно и аргументировано излагать свои мысли, овладевать культурой речи.

Совместная работа над проектом приводит к развитию таких необходимых социальных навыков, как коммуникабельность и умение сотрудничать.

Мною разработан общий алгоритм работы в группе, который на начальных этапах я предлагаю учащимся в качестве основы построения деятельности.

  1. Изучите задание.
  2. Сформулируйте цели и задачи группы.
  3. Распределите задания в группе. Определитесь с лидером.
  4. Подберите литературу и найдите информацию по теме.
  5. Составьте план и сценарий защиты проекта.
  6. Уверенно защищайте проект.
  7. Удачи всем исследователям!

А вместе с детьми мы определили правила работы в группах, которые являются обязательными для всех.

  • все члены команды равны, руководит работой команды лидер;
  • в команде не должно быть «спящих», все активно работают над решением проблемы;
  • команды не соревнуются;
  • любая точка зрения заслуживает внимания;
  • ответственность за конечный результат несут все члены команды;
  • каждый в команде должен получить удовольствие от совместной работы и от чувства уверенности в себе.

На этапе выявления проблем учащиеся сформулировали основополагающий и проблемные вопросы, которые будут ключевыми в их дальнейшей работе.

Основополагающий вопрос: почему клетку считают основой жизни?

Проблемные вопросы:

  • Действительно ли организмы состоят из клеток?
  • Может ли одна клетка выполнять функции всего организма?
  • Можно ли создать живую клетку искусственно?
  • Связаны ли функции клетки с её строением?
  • Почему животная клетка не может фотосинтезировать?
  • Как может существовать без ядра прокариотическая клетка?

Для работы над проблемными вопросами учащиеся делятся соответственно на 6 групп (по числу проблемных вопросов). Группы формируются добровольно, по интересам. Каждая группа работает над решением одного проблемного вопроса. Исходя из формулировки вопроса, определяются темы самостоятельных исследований:

  • Выясните, действительно ли все организмы состоят из клеток.
  • Узнайте, может ли одна клетка выполнять функции всего организма.
  • Выясните, можно ли создать живую клетку искусственно.
  • Определите, связаны ли функции клетки с её строением.
  • Выясните, почему животная клетка не может фотосинтезировать.
  • Определите, как может существовать без ядра прокариотическая клетка.

Затем, на этапе планирования деятельности, учащиеся намечают пути решения поставленных вопросов, составляют план работы по проекту. С учетом мнения учащихся, я регламентирую работу каждой группы соответствующим документом – «Лист планирования самостоятельной исследовательской деятельности учащихся» (Приложение 1)

Главными планирующими документами для меня являются «Визитная карточка проекта» (Приложение 2) и «План работы по проекту в школе» (Приложение 3).

Затем начинается работа над темами исследований. На эту работу отводится 4 урока, во время которых ребята осуществляют сбор информации по интересующим их вопросам из различных источников. К их услугам предоставлена библиотека (об этом должен заранее договориться учитель), медиатека, доступ в Интернет. Задача учителя на этом этапе состоит в оказании консультативной помощи группам, обеспечении лабораторного оборудования для проведения лабораторных исследований, координация работы библиотеки, медиатеки, кабинета информатики, обеспечении различными источниками информации.

Например, группа, работающая над проблемным вопросом, действительно ли все организмы состоят из клеток, запланировала проведение лабораторной работы «Изучение строения клеток различных организмов». Следовательно, моя задача – предоставить им необходимое лабораторное оборудование.

Учащиеся представляют промежуточные результаты своей работы, я рецензирую их, корректирую при необходимости. Учащиеся определяются, с чем они будут выходить на защиту, т.е. в виде чего у них будут оформлены результаты исследований (презентация, публикация, модель, буклет и прочее). Перед защитой оформляется «выходной» документ. Вся найденная и обработанная учащимися информация оформляется в виде текстового документа, к оформлению которого предъявляются определенные требования (Приложение 4).

Защита результатов проекта – это самый яркий этап в работе над проектом. Здесь раскрываются творческие возможности учащихся, они проявляют себя с совершенно неожиданных сторон. Группа сама определяет, как будет осуществляться защита – только консультантом, всеми членами группы, или несколькими её членами.

По результатам работы над проектом производится оценивание работы каждого, степени его вклада в общее решение. При этом важно мнение самого учащегося, руководителя группы, учителя. Во время защиты группа выбирает «белого» и «черного» оппонентов, задача которых – дать полную, разностороннюю оценку предлагаемых результатов. На основании всего выше названного выставляется оценка за работу над проектом каждому ученику.

Я считаю, что проектное обучение необходимо использовать в образовательном процессе, потому что если цели его достигнуты, то мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей учащихся и их самостоятельности в познавательной деятельности.

Я глубоко убеждена, что творческий поиск, самостоятельность в выборе, возможность реализовать свои замыслы необходимы в равной степени и учителю, и ученику. Только такой симбиоз позволит нам выпустить из стен школы реально самостоятельное, социально адаптированное молодое поколение.

Приложение 5. Презентация.

Читать еще:


Новые материалы:

Методическая разработка открытого урока по теме «Electric Circuits» :: Урок английского языка по теме «Дикие животные». 4-й класс :: Изучение баллады Н.С. Гумилева "Змей". 6-й класс :: Интегрированный урок (музыка + литература) по теме: "Цветом,звуком и словом" :: География оборонно-промышленного комплекса России :: Ужастики 2 ( Goosebumps: Horrorland ), 2018 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list11.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list11.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list11.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Счастье быть одной ( Assolo ), 2016 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD