Неделя языкознания в школе
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Неделя языкознания в школе

Человек столько раз человек, сколько языков он знает.
Гете

Цель: увеличить мотивацию к изучению языкового материала по средствам игровой деятельности

Участники:

  • учащиеся 1-11-С… классов
  • преподаватели-языковеды (учителя СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ, якутского, английского, немецкого языков)
  • классные руководители
  • родители

Основные положения:

  • каждый день недели имеет СЃРІРѕС‘ название Рё цели
  • РІ течение недели РІСЃРµ классы СЃ 1-РіРѕ РїРѕ 11-Р№ класс участвуют РІ РѕРґРЅРѕРј внеклассном мероприятии
  • РІ течение недели РІСЃРµ учащиеся зарабатывают жетоны РІ разнообразных конкурсах
  • классные руководители РІ пятницу РїРѕРґРІРѕРґСЏС‚ итоги внутри класса – лучшие три результата РїРѕ каждому предмету оцениваются пятёрками Рё грамотами
  • РІСЃРµ жетоны класса суммируются, выбираются классы-победители РїРѕ параллелям
  • РІ конкурсах, РєСЂРѕРјРµ СѓС‡-СЃСЏ, РјРѕРіСѓС‚ принимать участие классные руководители, родители, СЃРІРѕРё жетоны РѕРЅРё сдают РІ общий банк класса

Расписание недели – Приложение 1.

Примеры заданий для Дня близнецов

Задания для 1-4-х классов

Задание 1

В давние-давние времена в русском языке были такие слова. Они и сейчас иногда встречаются в стихотворениях, сказках. Что они означают?

  1. очи –
  2. уста –
  3. ланиты –
  4. чело –
  5. перст –
  6. зеница –

Задание 2

Р’ СЂСѓСЃСЃРєРѕРј языке есть устойчивые выражения, которые имеют переносный смысл. Как ты понимаешь эти слова? РћР±СЉСЏСЃРЅРё.  

  • Праздник РЅР° РЅРѕСЃСѓ –
  • Как белка РІ колесе –
  • Сматывать удочки –
  • Вешать лапшу РЅР° уши –
  • Валять дурака –
  • Вертится РЅР° языке –
  • Держи С…РІРѕСЃС‚ пистолетом –
  • Заморить червячка –
  • РЎ луны свалился –
  • Ходить РїРѕ струнке –

Задания для 5-6-х классов

Задание 1

В русском языке есть устойчивые выражения, которые имеют переносный смысл. Как ты понимаешь эти словосочетания? Объясни.

  • РќРё РІ медный РіСЂРѕС€ РЅРµ ставить –
  • Беречь как зеницу РѕРєР° –
  • Бить баклуши –
  • РЎ гулькин РЅРѕСЃ –
  • Бить челом –
  • Из СѓСЃС‚ РІ уста –
  • Мерить РЅР° СЃРІРѕР№ аршин –

Задание 2

Что означают слова, которые использованы в этих словосочетаниях?

  • РіСЂРѕС€
  • зеница
  • баклуши
  • гулькин РЅРѕСЃ
  • чело
  • уста
  • аршин

Задание 3

Догадайся, какой фразеологизм зашифрован в рисунке. Что он означает?




Задания для 7-8-х классов

Задание 1

Р’ СЂСѓСЃСЃРєРѕРј языке есть устойчивые выражения, которые имеют переносный смысл. Как ты понимаешь эти словосочетания? РћР±СЉСЏСЃРЅРё.  

  • Выводить вензеля
  • Разводить канитель
  • Верста коломенская
  • Тютелька РІ тютельку
  • Р’Рѕ РІСЃСЋ Ивановскую
  • Играть РІ бирюльки
  • РћРґРЅРёРј РјРёСЂРѕРј мазаны

Задание 2

Что означают эти слова, которые использованы в этих словосочетаниях?

  • вензель
  • канитель
  • верста коломенская
  • тютелька
  • Ивановская
  • бирюльки
  • РјРёСЂРѕ

Задание 3

Догадайся, какой фразеологизм зашифрован в рисунке. Что он означает?



Задания для 9-11-х классов

Задание 1

Русский + история

  • Как ты понимаешь эти фразеологизмы, которые пришли Рє нам РёР· Древней Греции?
  • Как РѕРЅРё появились?
  1. Дамоклов меч
  2. Муки Тантала
  3. Авгиевы конюшни
  4. Прокрустово ложе
  5. Аннибалова клятва
  6. Сизифов труд
  7. Ариаднина нить
  8. Бочка Данаид
  9. Геркулесовы столбы
  10. Колосс на глиняных ногах

Задание 2

Р СѓСЃСЃРєРёР№ + биология 

  • Что означают эти выражения?
  • Как РѕРЅРё появились? 
  1. Канцелярская крыса
  2. Крокодиловы слезы
  3. Лебединая песня
  4. Мокрая курица
  5. Мышиная возня
  6. На козе не подъедешь
  7. На птичьих правах
  8. На рыбьем меху
  9. Отставной козы барабанщик
  10. Стреляный воробей

Задание 3

Русский + иностранный язык

В языкознании существуют фразеологизмы, которые понятны всем образованным людям планеты без перевода.

  • Что РѕРЅРё означают?
  • РџСЂРё каких обстоятельствах РёС… можно использовать?
  1. POST FACTUM – латин. – (пост фактум) –
  2. POST SCRIPTUM – латин – (пост скриптум) –
  3. TERRA INCOGNITA – латин. – (тэрра инкогнита) –
  4. TETE-A-TETE – франц. – (тэт-а тэт) –
  5. STATUS QUO – латин – (статус кво) –
  6. VIS-A-VIS – франц. – (визави ) –
  7. ALMA MATER – латин – (альма матер) –
  8. A PRIORI – латин – (а приори) –
  9. BEAU MONDE – франц. – (бо монд) –
  10. CART BLANCHE – франц. – (карт бланш) – карт-бланш –
  11. COMME IL FAUT – франц. – (ком иль фо) –
  12. VENI, VIDI, VICI – латин – (вэни, види, вици) –
Читать еще:

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Подписаться на новые статьи:


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru