Статья «Применение компьютерной проектной среды "Живая математика" на уроках геометрии (на примере темы "Сумма углов треугольника")»

Статья «Применение компьютерной проектной среды "Живая математика" на уроках геометрии (на примере темы "Сумма углов треугольника")»

Применение информационных и телекоммуникационных технологий в школьном образовании обсуждается на страницах всех методических журналов и газет. При этом каждому учителю, безусловно, очевидна целесообразность применения компьютеров для обучения в среднем и старшем звеньях школы. Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования; выполнение любого задания, упражнения с помощью компьютера создает возможность для повышения интенсивности урока; использование вариативного материала и различных режимов работы способствует индивидуализации обучения. Таким образом, информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.
При анализе целесообразности использования компьютера в учебном процессе нужно учитывать следующие дидактические возможности компьютера:

  • расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала;
  • привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления  собственных ошибок;
  •  развитие познавательных способностей учащихся; интегрированное обучение предмету;
  • развитие мотивации у учащихся.

При этом  компьютер может представлять: источник учебной информации; наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); тренажер; средство диагностики и контроля.
Визуальное представление определений, формул, теорем и их доказательств, качественных чертежей к геометрическим задачам, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений.
Для использования на уроках геометрии существует много программ, предоставляющих учащимся среду, в которой можно быстро, точно и  красиво выполнять любые построения с помощью элементарных примитивов. Одной из таких программ является «Живая математика».  Программа «Живая математика» позволяет создавать динамические  чертежи и презентации, производить необходимые измерения на чертеже и фиксировать результаты. Что же такое «Живая математика»? Это «компьютерная система интерактивного моделирования, исследования и анализа широкого круга задач при изучении геометрии, стереометрии, алгебры, тригонометрии, математического анализа. Компьютерная проектная среда для работы с геометрическими чертежами. Исключительно простая в освоении, она позволяет создавать красочные, легко варьируемые и редактируемые чертежи, осуществлять операции над ними, а также производить все необходимые измерения. Использование программы в преподавании геометрии обеспечивает развитие деятельности учащегося по таким направлениям, как анализ, исследование, построение, доказательство, решение задач, головоломок и даже рисование».
Расскажем теперь более подробно, как использовать программу «Живая математика» при объяснении нового материала, на примере темы «Сумма углов треугольника».

Триединая дидактическая цель урока:

  • Образовательный аспект: доказать теорему о сумме углов треугольника, показать применение нового материала при решении задач.
  • Развивающий аспект: способствовать формированию логического мышления, интеллектуальных навыков, обобщения, умения выделять главное, ставить перед собой вопросы, развитию исследовательских умений учащихсяспособствовать развитию стремления выдвигать гипотезу и доказывать ее.
  • Воспитательный аспект: способствовать воспитанию математической грамотности; формированию коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения).

Тип урока. Урок усвоения новых знаний.
Оборудование. Компьютер, мультимедиа проектор.
Структура урока.

    1. Организационный момент;
    2. Актуализация знаний и умений;
    3. Изучение нового материала;
    4. Закрепление изученного материала;
    5. Подведение итогов работы на уроке;
    6. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель сообщает тему урока и сформулирует цели.

II. Актуализация знаний

Учитель: Рассмотрим чертеж (слайд 1). Назовите секущие.

Ученики: АВ и СВ.
Учитель: Назовите угол накрест лежащий .
Ученики: .
Учитель:  угол накрест лежащий  .
Ученики: .
Учитель:  Как называется ?
Ученики: развернутый.
Учитель: Чему равна градусная мера развернутого угла?
Ученики: 180о.
Учитель: Рассмотрим следующий чертеж (слайд 2). Из условия задачи, что вы можете сказать о треугольнике АВС? Какими свойствами он обладает?

Ученики: Треугольник равнобедренный, .
Учитель: Из параллельности прямых следует равенство каких углов?
Ученики: A = ABD,  C =  CBE.
Учитель: А как найти градусную меру этих углов?
Ученики: Рассмотреть развернутый угол DBE.

В ходе обсуждения на экране появляются записи.

Учитель: Случайно ли сумма треугольника оказалась равной 180о или этим свойством обладает любой треугольник? Рассмотрим слайд 3.

III. Изучение нового материала

В программе «Живая математика» можно «двигать» вершину треугольника, изменяя градусную меру углов треугольника.  Все это позволяет ученикам самостоятельно сформулировать верное утверждение. Работая с моделью, учащиеся убеждаются в том, что сумма углов треугольника равна 180о.

Учитель: Рассмотрим еще несколько доказательств этого факта. Слайд 4 и 5.



Учитель: Вы убедились в том, что у каждого треугольника сумма углов равна 180о. Это утверждение носит название теоремы о сумме углов треугольника. Докажем теорему.  Рассмотрим Слайд 6.

Ученики: Обсуждают и записывают доказательство в тетради.

IV. Закрепление изученного материала

Учитель: Отлично. Попробуем решить задачи. Слайд 7 (по готовым чертежам).

В ходе обсуждения на экране появляются записи.

Учитель: Следующую задачу решает у доски учащийся. Дан треугольник CDE. Из угла D провели биссектрису DK. Найдите углы треугольника CDE, если известно, что

Ученик выполняет чертеж и решает задачу. Все остальные учащиеся записывают условие и решение задачи в тетради.

V. Подведение итогов работы на уроке

Учитель: С какой теоремой мы познакомились? Сформулируйте ее. Существует ли треугольник, градусные меры которого равны 30, 45 и 70о  Почему? Кто-нибудь может нарисовать треугольник, у которого два прямых угла? А два тупых угла? Ответ обоснуйте.  В прямоугольном треугольнике могут быть прямой и тупой углы? Два острых угла?

Выставление оценок за урок с мотивацией.

VI. Домашнее задание:

§ 30, вопросы 1,2. № 224, 228 (а). Придумать для класса к следующему уроку задачу по теме "Сумма углов треугольника" (на оценку).

Учитель: Спасибо за урок!

Читать еще:


Новые материалы:

Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Понятие об окончании и основе слова". 3-й класс :: Решение задач на движение вдогонку. 4-м классе :: Урок русского языка по теме "Письмо букв Й, й. Слова, которые отвечают на вопросы какой? какое? какая? какие?" :: Постановка учебной задачи о способе проверки орфограмм без орфографического словаря :: Внеклассная работа по физике. Физический вечер "Поле чудес" :: Чудо-женщина 2 ( Wonder Woman 2 ), 2019 :: Все для офиса/Мебель/Офис/Мягкая мебель/Кресла для отдыха / Chairman / Кресло Chairman 969 V ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Обитель зла: Последняя глава ( Resident Evil: The Final Chapter ), 2016

В предыдущей части франшизы Вескер предал Элис в Вашингтоне, и героиня лишилась своих сверхъестественных способностей и стала уязвимой для врагов. Однако она не бросила бороться за выживание человечества. Вместе со своими старыми знакомыми Элис отправляется туда, где все начиналось – в Раккун Сити. Тем временем корпорация «Амбрелла» готовит последний сокрушительный удар по выжившим в апокалипсисе людям. Элис предстоит сразиться с ордами зомби и новыми монстрами-мутантами ради спасения остатков человечества.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Детский оздоровительный лагерь: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный лагерь "Юность"

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD