Получение и исследование свойств комплексных соединений (занятие элективного курса)

Получение и исследование свойств комплексных соединений (занятие элективного курса)

Цели:

  • Получение и исследование свойств комплексных соединений.
  • Развитие умений и навыков самостоятельного учебного труда.
  • Воспитание потребности в знаниях, повышение познавательных интересов, привитие интереса к химии.

Оборудование и реактивы. Для учителя: мультимедийный проектор, экран, слайды к уроку,

Для учащихся: растворы сульфата меди(II), аммиака, серной кислоты, хлорида железа(III), бромида калия, жёлтой кровяной соли, сульфата железа(II), тиоционата аммония, соляной кислоты(конц.).

Великий Гёте сказал “Просто знать – ещё не всё, знания нужно уметь использовать”. Изучение комплексных соединений – одна из интереснейших областей химии, в том числе и биологической химии.

1 слайд – гем крови.

Гем крови – красное вещество, является составной частью гемоглобина крови теплокровных животных и человека,- это сложное комплексное соединение. Определите комплексообразователь и лиганды? ( В нём комплексообразователем является ион железа Fe2+, а лигандами – четыре кольца пиррола, имеющие боковые цепи).

2 слайд – хлорофилл.

У хлорофилла строение похоже на строение гема крови, чем отличается? ( в нём комплексообразователем служит ион магния Mg2+).

Схожее строение имеет витамин В12 ( комплексообразователь Co2+). Многие стоматологи считают, что хлорофилл лучше любой жевательной резинки. При регулярном приёме хлорофилла внутрь исчезает неприятный запах изо рта. Но хлорофилл применим не только в стоматологии, но и в других направлениях медицины. Например, для лечения кожных ран и язв, для стимулирования работы многих внутренних органов. Функциональные свойства хлорофилла сходны с функцией крови в организме человека. Поэтому учёные называют хлорофилл “кровью растений”. Наиболее частым источником промышленного получения хлорофилла является люцерна.

Сегодня на занятии мы с вами получим комплексные соединения, которые тоже имеют практическое значение в народном хозяйстве и проведём исследование их свойств.

1 группа - опыт №1, на жёлтом листе “Жёлтый цвет ассоциируется с солнцем и интуицией, стимулирует нервную систему, укрепляет печень и сердце, повышает аппетит”.

2 группа - опыт №2, на синем листе “Синий цвет ассоциируется со спокойствием и умом, создаёт атмосферу умиротворения, снимает раздражительность, понижает высокую температуру при болезнях”.

3 группа – опыт №3, на красном листе “Красный – цвет жизни, помогает бороться со стрессом, выводит яды и стимулирует чувственность, возвращает жизненную силу”.

4 группа – опыт №4, на зелёном листе “Зелёный - цвет природы, успокаивает при болезненных состояниях”.

Опыт №1 Получение комплексных соединений меди и исследование их растворами кислот

1. В пробирку с раствором сульфата меди(II) прилейте по каплям раствор аммиака.

Отметьте образование осадка.

2. К осадку добавьте избыток раствора аммиака до появления ярко синего цвета.

Напишите уравнения реакций, составьте схему полученного соединения, дайте название.

3. медленно по каплям добавьте к окрашенному раствору 10% раствор серной кислоты. Объясните наблюдаемое явление. Что можно сказать об относительной устойчивости ионов

NH4+, Cu(NH3)2+ ?

4.Налейте в пробирку 2к раствора сульфата меди (II) и добавьте столько же раствора K4(Fe(CN)6) (жёлтой кровяной соли), обратите внимание на цвет образующего осадка Cu2(Fe(CN)6). Добавьте 2к раствора соляной кислоты. Изменился ли осадок?

Составьте уравнение реакции.

Опыт №2. Исследование природы лигандов на окраску комплексов.

В три пробирки поместите по 1 мл 0,5% раствора хлорида железа (III), слегка подкисленного хлороводородной кислотой. В первую пробирку прилейте1мл концентрированной соляной кислоты, во вторую – 2 мл насыщенного раствора бромида калия, в третью – равный объём дистиллированной воды и несколько капель 5% раствора тиоционата аммония NH4SCN.

Проследите за изменением окраски во всех трёх случаях. Напишите уравнения реакций комплексообразования, учитывая, что в водных растворах ионы Fe3+ существуют в виде аква комплексов Fe(H2O)63+, а образующие комплексные соединения имеют состав: FeCI4- FeBr4- Fe(SCN)4- (В общем случае ионы Fe3+ образуют с ионами SCN- непрерывный ряд комплексов от Fe(CN)2+ до Fe(CN)6 3+ ).

Опыт №3 состояние ионов в водных растворах.

Состояние ионов в водных растворах зависит от их электронной структуры, природы растворителя, присутствия посторонних веществ, температуры. Например: разбавленный водный раствор хлорида кобальта(II) имеет розовую окраску вследствие образования аквокомплексов Co(H2O)62+ . С увеличением температуры гидратные оболочки частично разрушаются, причём на место молекул воды встают имеющиеся в растворе анионы:

Co(H2O)62+ + 2CI- = Co(H2O)4CI2 + 2H2O.

При добавлении избытка хлороводородной кислоты молекулы воды в гидратных оболочках полностью замещаются на хлорид – ионы и окраска ионов меняется от розовой к синей.

Co(H2O)62+ + 4CI- = CoCI42- + 6H2O.

Аналогичное изменение происходит при добавлении тиоционата аммония NH4SCN.

Ионы железа (III) существуют в водных растворах в виде аквокомплексов Fe(H2O)63+. С увеличением концентрации хлоридов в растворе молекулы воды в гидратных оболочках последовательно замещаются ионами CI- с образованием отрицательно заряженных хлоридных комплексов FeCI4-.

В три пробирки прилейте раствор хлорида железа (III). Первую пробирку нагрейте, во вторую добавьте избыток соляной кислоты, в третью раствор тиоционата аммония NH4SCN. Что происходит в каждой пробирке? Объясните причину изменения окраски.напишите уравнения реакций.

Опыт №4 .

В пробирку налейте 2мл раствора хлорида железа (III), чуть подкислите соляной кислотой,и прибавьте немного раствора гексациано-феррата (II) калия K4(Fe(CN)6) (жёлтая кровяная соль). Выпадает осадок берлинской лазури. Во вторую пробирку налейте 2мл раствора

сульфата железа (II) и прилейте к нему немного раствора гексациано-феррата (III) калия

K3(Fe(CN)6) (красная кровяная соль). Образуется осадок турнбулевой сини. напишите уравнения реакций.

Налейте в пробирку 2к раствора сульфата меди (II) и добавьте столько же раствора K4(Fe(CN)6) (жёлтой кровяной соли), обратите внимание на цвет образующего осадка Cu2(Fe(CN)6). Добавьте 2к раствора соляной кислоты. Изменился ли осадок?

Составьте уравнение реакции.

Учащиеся работают в группах, а затем записывают уравнения на доске, делают выводы.

В 30 областях н/х применяют комплексные соединения в качестве красителей

Слайд №3 (учащиеся показывают цвет и называют вещество).

Берлинская лазурь Fe4(Fe(CN)6)3

Берлинская лазурь была случайно получена в 1704 году немецким мастером Дисбахом, готовившим краски для художников. В России её применяли для окраски тканей, бумаги, в иконописи и при создании фресок, одна из распространённых синих красок.

Слайд №4 (учащиеся показывают цвет и называют вещество).

Турнбулева синь Fe3(Fe(CN)6)2.

Турнбулева синь названа в честь Турнбуля (дед английского физика и химика У. Рамзая), владевшего заводом, на котором производились вещества, применяемые для крашения тканей.

Слайд №5 (учащиеся показывают цвет и называют вещество)

Желтая кровяная соль K4(Fe(CN)6) (синильно-кислый поташ, синькали) – вещество ядовитое. Это соединение получали из животных отбросов (кровь, копыта, шкуры, сухая рыба и другое). Закупать её в России можно было только с разрушения полиции, используется в аналитической химии для определения ионов железа Fe3+.

Слайд №6 (учащиеся показывают цвет и называют вещество).

Реактив Швейцера (Cu(NH3)4) (OH)2 – обладает способностью растворять целлюлозу (вату, фильтровальную бумагу) и применяется для изготовления искусственного волокна – ацетатного.

Слайд №7.

Кобальтовые соединения входят в состав красителей.

CoCI3*6NH3 - оранжевый, CoCI3*5NH3 - пурпурный, CoCI3*4NH3 – зелёно-фиолетовый, CoCI3*3NH3 – зелёно-голубой.

А также:

- в качестве катализаторов при получении полимеров и химической переработки нефти;

- в производстве кислот;

- в производстве синтетических моющих средств и лаков;

- для устранения жёсткости воды;

- для получения металлов высокой степени чистоты;

- в аналитической химии – для определения ионов металлов;

- в медицине – в качестве стимуляторов важных биохимических процессов, как противоопухолевые препараты.

Творческая мастерская

Слайд № 8

Перед вами формулы – это тоже комплексные соединения:

AI2(Si2 O5) (OH)4 – каолинит AI2O3 * SiO2 * 2H2O – составная часть глины;

CaSO4*2H2O - гипс 2CaSO4*H2O алебастр;

Задание – вылепите изделие из глины (белая глина).

Слайд №9 Вывод урока выразите в форме синквейна.

СИНКВЕЙН

ключевое слово – существительное – два прилагательных - три глагола - короткое предложение - одно слово (сущ.) выражает ассоциации с понятием.

Приложение

Читать еще:


Новые материалы:

Тематическое комплексное занятие на тему "Наша армия родная" (на земле, на море, в небесах) :: Конспект досуга "День матери" в средней группе "В поисках Мамонтенка" :: Внедрение в практику ДОУ компенсирующей направленности здоровьесберегающих технологий с целью коррекции зрения у дошкольников :: Открытое коррекционное занятие «Разноцветные игры» для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения :: Урок в 6-м классе по теме: "Озера" с использованием технологии проблемного обучения :: Возьми меня штурмом ( Raid dingue ), 2016 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list27.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list27.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list27.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Коммивояжер ( Forushande ), 2016 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Разработка урока "Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления". Математика, 1-й класс. Первые шаги

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина. 10-й класс

Урок литературы в 10-м классе интересен формой организации учебной деятельности: от заполнения сводной таблицы, отражающей причины, сущность изменения взглядов поэта по теме и наглядно демонстрирующей удивительное единство формы и содержания пушкинской лирики, до перевода информации из таблицы в опорную схему и создания нового речевого продукта – устного монологического ответа. Каждый этап работы сопровождается презентацией.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD