Мой первый научный труд (программа элективного курса для учащихся 13—15 лет)

Пояснительная записка

В XXI веке из Интернета можно скачать готовый реферат практически на любую тему, а текст курсовой и дипломной работы можно купить. И все же у большинства людей есть ясное понимание того, к чему ведут списывание и подмена самостоятельной работы чужой.

В области профессионального обучения это сродни интеллектуальному и духовному самоубийству: человек не развивается, не формируется как личность; из вуза или колледжа выходит «серый» специалист, затем воспитывающий себе подобных.

Ни одна форма организации обучения  так личностно не ориентирована, как учебно-исследовательская деятельность. Она индивидуализирована, персонифицирована.
Рефераты, учебно-исследовательские работы, курсовые и дипломные работы – мощное средство развития и саморазвития личности обучающегося, его самостоятельности и моральной ответственности за судьбу отрасли, в которой придется работать. Профильное обучение в  общеобразовательной школе базируется на учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Рефераты, научно-исследовательские работы пишутся старшеклассниками и студентами по всем дисциплинам. Объективную трудность вызывает процесс выполнения исследовательской работы, оформление результатов и  их  анализ, формулировка выводов.

Требований к написанию и оформлению работ много. Чтобы их не нарушать, надо владеть приемами работы, иметь образцы выполнения.

Элективный курс «Мой первый научный труд» рассчитан на получение учащимися новых надпредметных  знаний и умений.

Цель элективного курса: развить у  учащихся  исследовательские умения и навыки.

Предлагаемый элективный курс «Мой первый научный труд» решает следующие задачи:

  • сформировать представление о научных явлениях, о научной логике, о формах и методах научной аргументации;
  • обучить учащихся основам научных методов, единых для большинства наук, планированию исследования  (эксперимента) и обработке результатов;
  • сформировать представление о различных видах научных письменных работ, научить учащихся самостоятельно оформить такую работу;
  • помочь сформировать у будущего студента, а затем специалиста, такие качества личности как способность анализировать проблемы, выдвигать разнообразные гипотезы и строить модели их решения, выбирать наиболее рациональные, а также критически мыслить.

Элективный курс для старшеклассников «Мой первый научный труд» способствует подготовке будущих специалистов для продуктивной профессиональной деятельности, которая на этапе обучения находит отражение в выпускных (дипломных) работах.

Учебный курс по выбору для учащихся 8–9-х классов рассчитан на 20 часов. Из них 8 часов – теория, 9 часов – практика, 3 часа – самостоятельная  внеаудиторная работа.

Содержание курса качественно отличается от базовых знаний предметных областей. Курс является интегрированным, т.к. предполагает использование элементов предмета «Информационные технологии», совместить свою познавательную деятельность в выбранной им предметной области оформительской деятельностью на персональном компьютере.

Теоретическая часть программы включает следующие вопросы:  особенности научного познания и его роль в современной цивилизации, требования к написанию учебно-исследовательского проекта, проектирование исследования, технология постановки эксперимента, сбор, обработка экспериментальных  данных и формулировка выводов, структура и оформление учебно-исследовательской работы, реферата.

К  практической базе данного элективного курса относятся  знания  об основных операциях текстового экранного редактора и общих принципах оформления научных работ, о приемах поиска нужного материала посредством Интернет и умения  выполнять операции по оформлению многостраничного документа в текстовом редакторе WORD с внедрением объектов WORD и других программных приложений, а также оформление своей работы в виде многослайдовой структурированной презентации  на ПК  в программе  PowerPoint.

Навыки использования информационных технологий предполагают умение работать с готовыми программными средствами.

Методы работы: лекционно-семинарский, проблемный, иллюстративно-наглядный.

Формы работы: практическая, самостоятельная работа, эксперимент, теоретическое исследование.

Результатами данной программы будут:

1. Новые  дополнительные знания  вне  школьной программы.
2.Развитие у старшеклассников исследовательских  умений.

Требования к уровню освоения содержания курса

В результате изучения элективного курса учащиеся должны:

  • знать отличия научных явлений от ненаучных;
  • иметь представление о видах  и  типах  учебных исследований;
  • знать теорию и  оснащение эксперимента;
  • знать структуру печатной работы;
  • знать правила оформления научных печатных работ;
  • уметь выявить противоречия в процессах и явлениях, выдвигать гипотезы;
  • уметь осуществить сбор  и  анализ экспериментальных данных;
  • уметь формулировать выводы по результатам исследований;
  • уметь осуществлять сбор информации из различных источников, в том числе из Интернета;
  • уметь применить знания возможностей ТЭР при оформлении научных печатных работ (оформление формул с использованием встроенного редактора, оформление сносок; автоматическое построение многоуровневого оглавления, использование стилей при форматировании документа)
  • уметь внедрять в текстовый документ объекты из других приложений (EXCEL, PAINT и др.)
  • уметь подготовить свою работу к представлению, защите в виде презентации.

Содержание тем элективного курса

1. Научное познание (1 час)

Особенности научного познания и его роль в современной цивилизации. Фундаментальные и  прикладные науки. Отрасли научного знания. Научное и обыденное познание. Структура эмпирического  исследования. Структура теоретического исследования.
Форма   занятия – лекция.

2. С чего начать работу? Подготовительный этап (2  часа)

Общие требования к написанию рефератов, учебно-исследовательских работ, курсовых  и  дипломных  проектов. Виды  и  типы  исследований. Рекомендации  по выбору  тем и их  формулированию. Организация  исследования.
Форма занятий – лекции.

3. Работа с научной литературой (1 час)

Информационное обеспечение исследования. Конспектирование источников. Методы обработки содержания научных текстов.
Форма занятия – семинар.

4. Проектирование исследования (2 часа)

Предварительная разработка научного аппарата: стратегии  и  тактики  исследования. Оценочные действия.
Семинар. Проектирование  стратегии и  тактики  исследования.
Форма занятий – лекция и семинар.

5. Структура и написание реферата, учебно-исследовательской работы (1 час)

Требования к структуре и содержанию реферата, учебно-исследовательской  работы. Введение. Теоретическая часть. Практическая часть. Результаты  исследования и их обсуждение. Выводы. Заключение. Приложения. Требования к оформлению работы.
Форма занятия – лекция.

6. Эксперимент в исследовании (5 часов)

Основные компоненты  эксперимента. Типология  экспериментов.   Подготовка, проведение и описание эксперимента.
Семинар. Подготовка, проведение и описание эксперимента.
Форма занятий – лекция, семинар,  самостоятельная работа.

7. Поиск информации в Интернет (2 часа)

Практическая работа. Поиск информации в Интернет.
Самостоятельная работа.

8. Использование и оформление различных объектов в печатной научной работе (2 часа)

Практическая работаВнедрение в текстовый документ объектов из других приложений (таблицы, диаграммы Excel; графические объекты); вставка и оформление сносок. Использование различных стилей при форматировании документа. Автоматическое создание многоуровневого оглавления.

9. Оформление собственной печатной работы (1 час)

Практическая работа.  Оформление формул в печатной научной работе с использованием редактора формул; титульный лист.

10. Создание презентации (1 час)

Практическая работа. Презентация: объекты презентации, слайды. Анимация в презентации Создание презентации с анимацией.

16. Объекты навигации. Сбор слайдов (1 час)

Практическая работа.  Объекты навигации. Сбор слайдов.

17. Оформление собственной презентации (1 час)

Практическая работа.  Оформление собственной презентации.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Методические рекомендации по написанию и оформлению учебно-исследовательских работ, рефератов (для  учащихся).
  2. Лабораторное  оборудование  для  проведения  экспериментов.
  3. Компьютеры и  их  программное обеспечение.
  4. ТСО (видео, кодоскоп).
  5. Таблицы, справочники.

Контроль  уровня  достижений

Темы  № 1–2 – Тестовый  контроль.
Темы  № 3–4 – Участие в  семинаре, подготовка  сообщения.
Тема  № 5 – Составление структуры  учебно-исследовательской  работы по методическим рекомендациям.
Тема № 6 – Оформление результатов опытов, выводы.
Тема  № 8 – Оформление титульного  листа.
Темы № 9–12 – Оформление  презентации  работы.

Литература для учителя:

  • Безрукова В.С. Как написать реферат, курсовую, диплом. М., Питер, 2004 г. 176 стр.
  • Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. Деловые советы. М., 1996 г., 129 стр.
  • Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. М., Педагогическое общество России. 2004 г., 109 стр.
  • Ситникова О.Ф. Написание и оформление учебно-исследовательской работы: методические рекомендации. Екатеринбург, 1998 г., 21 стр.
  • Естественно-научные  проекты. 10 – 11 классы (Физика, география, экология, химия) / сост. Демидова М.Ю. – М. Школьная  пресса. 2005., 80 с.

Литература для учащихся:

  1. Викулова Н.П. Учителю и ученику о реферате. Методическая разработка. Екатеринбург, 1997 г., 25 стр.
  2. Правила оформления исследовательской работы по экологии. Методическое пособие/Экосистема; сост. Магазов О.А., Магазова Л.Н., М., 1996 г., 17 стр.

Учебно-тематический  план

Название темы Всего
часов
Лекции Практические
работы
Семинары Самост.
работы
1. Научное познание 1 1      
2. С чего начать? Подготовительный этап 2 2      
3. Работа с  научной литературой 1     1  
4. Проектирование исследования 2 1   1  
5. Структура и написание реферата, учебно-исследовательской работы 1 1      
6. Эксперимент   в исследовании 5 0,5 2 0,5 2
7. Поиск информации через  Интернет 2   1   1
8. Использование и оформление  различных объектов в  печатной работе. Титульный лист 2   2    
9. Оформление собственной печатной  работы 1   1    
10. Создание презентации 1   1    
11. Объекты  навигации. Сбор слайдов. 1   1    
12. Оформление собственной презентации 1   1    
13. Итого 20 5,5 9 2,5 3
Читать еще:


Новые материалы:

Урок русского языка по теме "Связь слов в глагольных словосочетаниях". 4-й класс :: Ассоциации в изучении словарных слов :: Урок окружающего мира по теме «Животные – часть природы. Роль животных в природе» :: «Путешествие в страну знаний». 1-й класс ::
Warning: file_get_contents(http://detishka.ru/sitemap/list2.php) [function.file-get-contents]: failed to open stream: HTTP request failed! HTTP/1.1 404 Not Found in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 22
Урок окружающего мира по теме "О витаминах" :: Лев ( Lion ), 2016 :: Все товары/Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Компьютерные столы/Каталог/Столы и стулья/Столы/Компьютерные столы / HomeMe / Стол компьютерный Рико вариант №1 (венге) ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Калькулятор дефицита калорий для похудения

Какой ежедневный дефицит калорий создавать, чтобы похудеть? Все уже давно знают, чтобы похудеть, нужно есть калорий меньше, чем расходуешь. А на сколько меньше...

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Как девушке накачать ноги в тренажерном зале

...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD