Мой первый научный труд (программа элективного курса для учащихся 13—15 лет)

Мой первый научный труд (программа элективного курса для учащихся 13—15 лет)

Пояснительная записка

В XXI веке из Интернета можно скачать готовый реферат практически на любую тему, а текст курсовой и дипломной работы можно купить. И все же у большинства людей есть ясное понимание того, к чему ведут списывание и подмена самостоятельной работы чужой.

В области профессионального обучения это сродни интеллектуальному и духовному самоубийству: человек не развивается, не формируется как личность; из вуза или колледжа выходит «серый» специалист, затем воспитывающий себе подобных.

Ни одна форма организации обучения  так личностно не ориентирована, как учебно-исследовательская деятельность. Она индивидуализирована, персонифицирована.
Рефераты, учебно-исследовательские работы, курсовые и дипломные работы – мощное средство развития и саморазвития личности обучающегося, его самостоятельности и моральной ответственности за судьбу отрасли, в которой придется работать. Профильное обучение в  общеобразовательной школе базируется на учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Рефераты, научно-исследовательские работы пишутся старшеклассниками и студентами по всем дисциплинам. Объективную трудность вызывает процесс выполнения исследовательской работы, оформление результатов и  их  анализ, формулировка выводов.

Требований к написанию и оформлению работ много. Чтобы их не нарушать, надо владеть приемами работы, иметь образцы выполнения.

Элективный курс «Мой первый научный труд» рассчитан на получение учащимися новых надпредметных  знаний и умений.

Цель элективного курса: развить у  учащихся  исследовательские умения и навыки.

Предлагаемый элективный курс «Мой первый научный труд» решает следующие задачи:

  • сформировать представление о научных явлениях, о научной логике, о формах и методах научной аргументации;
  • обучить учащихся основам научных методов, единых для большинства наук, планированию исследования  (эксперимента) и обработке результатов;
  • сформировать представление о различных видах научных письменных работ, научить учащихся самостоятельно оформить такую работу;
  • помочь сформировать у будущего студента, а затем специалиста, такие качества личности как способность анализировать проблемы, выдвигать разнообразные гипотезы и строить модели их решения, выбирать наиболее рациональные, а также критически мыслить.

Элективный курс для старшеклассников «Мой первый научный труд» способствует подготовке будущих специалистов для продуктивной профессиональной деятельности, которая на этапе обучения находит отражение в выпускных (дипломных) работах.

Учебный курс по выбору для учащихся 8–9-х классов рассчитан на 20 часов. Из них 8 часов – теория, 9 часов – практика, 3 часа – самостоятельная  внеаудиторная работа.

Содержание курса качественно отличается от базовых знаний предметных областей. Курс является интегрированным, т.к. предполагает использование элементов предмета «Информационные технологии», совместить свою познавательную деятельность в выбранной им предметной области оформительской деятельностью на персональном компьютере.

Теоретическая часть программы включает следующие вопросы:  особенности научного познания и его роль в современной цивилизации, требования к написанию учебно-исследовательского проекта, проектирование исследования, технология постановки эксперимента, сбор, обработка экспериментальных  данных и формулировка выводов, структура и оформление учебно-исследовательской работы, реферата.

К  практической базе данного элективного курса относятся  знания  об основных операциях текстового экранного редактора и общих принципах оформления научных работ, о приемах поиска нужного материала посредством Интернет и умения  выполнять операции по оформлению многостраничного документа в текстовом редакторе WORD с внедрением объектов WORD и других программных приложений, а также оформление своей работы в виде многослайдовой структурированной презентации  на ПК  в программе  PowerPoint.

Навыки использования информационных технологий предполагают умение работать с готовыми программными средствами.

Методы работы: лекционно-семинарский, проблемный, иллюстративно-наглядный.

Формы работы: практическая, самостоятельная работа, эксперимент, теоретическое исследование.

Результатами данной программы будут:

1. Новые  дополнительные знания  вне  школьной программы.
2.Развитие у старшеклассников исследовательских  умений.

Требования к уровню освоения содержания курса

В результате изучения элективного курса учащиеся должны:

  • знать отличия научных явлений от ненаучных;
  • иметь представление о видах  и  типах  учебных исследований;
  • знать теорию и  оснащение эксперимента;
  • знать структуру печатной работы;
  • знать правила оформления научных печатных работ;
  • уметь выявить противоречия в процессах и явлениях, выдвигать гипотезы;
  • уметь осуществить сбор  и  анализ экспериментальных данных;
  • уметь формулировать выводы по результатам исследований;
  • уметь осуществлять сбор информации из различных источников, в том числе из Интернета;
  • уметь применить знания возможностей ТЭР при оформлении научных печатных работ (оформление формул с использованием встроенного редактора, оформление сносок; автоматическое построение многоуровневого оглавления, использование стилей при форматировании документа)
  • уметь внедрять в текстовый документ объекты из других приложений (EXCEL, PAINT и др.)
  • уметь подготовить свою работу к представлению, защите в виде презентации.

Содержание тем элективного курса

1. Научное познание (1 час)

Особенности научного познания и его роль в современной цивилизации. Фундаментальные и  прикладные науки. Отрасли научного знания. Научное и обыденное познание. Структура эмпирического  исследования. Структура теоретического исследования.
Форма   занятия – лекция.

2. С чего начать работу? Подготовительный этап (2  часа)

Общие требования к написанию рефератов, учебно-исследовательских работ, курсовых  и  дипломных  проектов. Виды  и  типы  исследований. Рекомендации  по выбору  тем и их  формулированию. Организация  исследования.
Форма занятий – лекции.

3. Работа с научной литературой (1 час)

Информационное обеспечение исследования. Конспектирование источников. Методы обработки содержания научных текстов.
Форма занятия – семинар.

4. Проектирование исследования (2 часа)

Предварительная разработка научного аппарата: стратегии  и  тактики  исследования. Оценочные действия.
Семинар. Проектирование  стратегии и  тактики  исследования.
Форма занятий – лекция и семинар.

5. Структура и написание реферата, учебно-исследовательской работы (1 час)

Требования к структуре и содержанию реферата, учебно-исследовательской  работы. Введение. Теоретическая часть. Практическая часть. Результаты  исследования и их обсуждение. Выводы. Заключение. Приложения. Требования к оформлению работы.
Форма занятия – лекция.

6. Эксперимент в исследовании (5 часов)

Основные компоненты  эксперимента. Типология  экспериментов.   Подготовка, проведение и описание эксперимента.
Семинар. Подготовка, проведение и описание эксперимента.
Форма занятий – лекция, семинар,  самостоятельная работа.

7. Поиск информации в Интернет (2 часа)

Практическая работа. Поиск информации в Интернет.
Самостоятельная работа.

8. Использование и оформление различных объектов в печатной научной работе (2 часа)

Практическая работаВнедрение в текстовый документ объектов из других приложений (таблицы, диаграммы Excel; графические объекты); вставка и оформление сносок. Использование различных стилей при форматировании документа. Автоматическое создание многоуровневого оглавления.

9. Оформление собственной печатной работы (1 час)

Практическая работа.  Оформление формул в печатной научной работе с использованием редактора формул; титульный лист.

10. Создание презентации (1 час)

Практическая работа. Презентация: объекты презентации, слайды. Анимация в презентации Создание презентации с анимацией.

16. Объекты навигации. Сбор слайдов (1 час)

Практическая работа.  Объекты навигации. Сбор слайдов.

17. Оформление собственной презентации (1 час)

Практическая работа.  Оформление собственной презентации.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Методические рекомендации по написанию и оформлению учебно-исследовательских работ, рефератов (для  учащихся).
  2. Лабораторное  оборудование  для  проведения  экспериментов.
  3. Компьютеры и  их  программное обеспечение.
  4. ТСО (видео, кодоскоп).
  5. Таблицы, справочники.

Контроль  уровня  достижений

Темы  № 1–2 – Тестовый  контроль.
Темы  № 3–4 – Участие в  семинаре, подготовка  сообщения.
Тема  № 5 – Составление структуры  учебно-исследовательской  работы по методическим рекомендациям.
Тема № 6 – Оформление результатов опытов, выводы.
Тема  № 8 – Оформление титульного  листа.
Темы № 9–12 – Оформление  презентации  работы.

Литература для учителя:

  • Безрукова В.С. Как написать реферат, курсовую, диплом. М., Питер, 2004 г. 176 стр.
  • Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. Деловые советы. М., 1996 г., 129 стр.
  • Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. М., Педагогическое общество России. 2004 г., 109 стр.
  • Ситникова О.Ф. Написание и оформление учебно-исследовательской работы: методические рекомендации. Екатеринбург, 1998 г., 21 стр.
  • Естественно-научные  проекты. 10 – 11 классы (Физика, география, экология, химия) / сост. Демидова М.Ю. – М. Школьная  пресса. 2005., 80 с.

Литература для учащихся:

  1. Викулова Н.П. Учителю и ученику о реферате. Методическая разработка. Екатеринбург, 1997 г., 25 стр.
  2. Правила оформления исследовательской работы по экологии. Методическое пособие/Экосистема; сост. Магазов О.А., Магазова Л.Н., М., 1996 г., 17 стр.

Учебно-тематический  план

Название темы Всего
часов
Лекции Практические
работы
Семинары Самост.
работы
1. Научное познание 1 1      
2. С чего начать? Подготовительный этап 2 2      
3. Работа с  научной литературой 1     1  
4. Проектирование исследования 2 1   1  
5. Структура и написание реферата, учебно-исследовательской работы 1 1      
6. Эксперимент   в исследовании 5 0,5 2 0,5 2
7. Поиск информации через  Интернет 2   1   1
8. Использование и оформление  различных объектов в  печатной работе. Титульный лист 2   2    
9. Оформление собственной печатной  работы 1   1    
10. Создание презентации 1   1    
11. Объекты  навигации. Сбор слайдов. 1   1    
12. Оформление собственной презентации 1   1    
13. Итого 20 5,5 9 2,5 3
Читать еще:


Новые материалы:

Урок литературы по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой" :: Родная природа в стихотворениях поэтов нашего края :: "Добрые люди" (заключительный урок по роману Булгакова "Мастер и Маргарита") :: Петербург в русской поэзии XVIII — начала XX века :: Мониторинг образовательного процесса в профессиональном училище :: Мумия ( The Mummy ), 2017 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list35.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list35.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list35.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Темные времена ( Darkest Hour ), 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD