Урок-игра по русскому языку в 10-м классе "Фразеологический турнир"
Познание 21 век - все об образовании и школах

Урок-игра по русскому языку в 10-м классе "Фразеологический турнир"


адреса школ

учебное

новости науки

реклама

На завершающем этапе работы над темой «Фразеология» провожу «Фразеологический турнир». Именно эта форма закрепления материала оказалась самой результативной, подменив собой пресловутую контрольную, которая, как и всякая другая, кроме страха и волнения у детей обычно ничего не вызывает. Конечно, коллеги возразят: нельзя же играми заменить необходимый контроль знаний. Не спорю. Контрольные и проверочные работы необходимы, но темы «Лексика» и «Фразеология» представляются самым благодатным материалом для проведения игр, КВН-ов, турниров. Живая, непринужденная атмосфера, работа в команде, обилие интересной информации сделают свое дело: равнодушных не останется, каждый захочет хоть сколько-нибудь блеснуть эрудицией. В итоге мы получим главное: расширим интеллектуальный запас школьников, кругозор, а, соответственно и лексику обогатим, ведь все мы одинаково страдаем от словесного засорения и словарной бедности наших учеников(и не только их).

Играем обычно всем классом. Это считаю неоспоримым требованием любой игры.

Класс делится на 3 равные команды.

Игра идет по 6 этапам.

Ход игры

I этап. «Разминка».

Сформулировать как можно больше тем, которые находят отражение во фразеологизмах. (Каждой команде 1 балл за тему).

Любовь, Дружба, Насмешка, Пренебрежение, Досада, Интерес, Тревога, Ужас, Стыд, Обида, Усталость, Откровенность, Смелость, Хитрость, Ум и т.д.

Для примера можно дать следующие направления:

  1. Эмоции и чувства человека.
  2. Свойства человека и качества его характера.
  3. Характеристика явлений и ситуаций.

II этап. «Кто кого».

Подобрать как можно больше фразеологизмов, выражающих:

1-й команде – восхищение, радость, восторг (На седьмом небе).

2-й команде – удивление, недоумение, изумление (Не верит глазам).

3-й команде – негодование, возмущение, гнев (Довести до белого каленья).

За каждый фразеологизм – 1 балл.

III этап. «Аукцион».

Все команды получает одинаковые филлворды, в которых зашифрованы названия животных. Их нужно отыскать и подобрать с каждым найденным животным фразеологизм. Кто больше подберет разных фразеологизмов.

За каждый фразеологизм – 2 балла.

Т П Т О К А С В З М Е Я
И А Х У М К О О Р А Я Ь
Ц К К Р Ы А Б П О Н Ц Н
А У О Ш Б А Л Т Е Н Е И
К Р Л К А С Т О В М О В
Ы Б Е А К Ч О А Ц А К С
Б Е Д Ь А Л О Б М Р Г У
Л К К С О С Н А Ы Ш К С
О В А Р К О Л Р А Н А Ь

Комар, Слон Свинья, Волк, Овца, Рак, Баран, Сокол, Гусь, Птенец, Кошка, Собака, Змея, Мышка, Рыба, Муха, Кот, Лебедь, Ласточка, Ворон, Птица, Кур, Бык.

IV этап. «Экскурсия в прошлое».

Объяснить исходное значение фразеологизма. (5 баллов)

По жребию каждой команде 3 фразеологизма.

Дамоклов меч, Сизифов труд, Авгиевы конюшни, Пиррова победа, Прокрустово ложе, Филькина грамота, Уйти с носом, Знать назубок, Буриданов осел.

V этап. «Эстафета».

Каждый член команды дома заготавливает несколько (на случай совпадения) афоризмов. Произносит лишь первую часть, а оставшуюся должен договорить один из участников другой команды. За каждый ответ – 1 балл. Времени на размышление нет. Команда не может помогать товарищу.

В слабом классе учитель сам может заготовить фразеологизмы в зависимости от уровня школьников. (Много забавного можно услышать в ответах ребят, что еще больше оживит атмосферу).

Например:

1-я команда – Нет пророка (в своем отечестве).
Не мечите (бисер перед свиньями).

2-я команда – Прочитать от (корки до корки).
Куда Макар (телят не гонял).

3-я команда – Пройти сквозь (огонь, воду и медные трубы).
Незачем валить (с больной головы на здоровую).

VI этап. «Расширяя горизонты».

Подобрать к каждому фразеологизму синонимично-антонимичную пару (2балла)

Например:

1-я команда: Игра не стоит свеч – Овчинка выделки не стоит; Кровь из носу.

2-я команда: Два сапога пара – Одним миром мазаны; Как небо и земля.

3-я команда: Как из рога изобилия – Полная чаша; Хоть шаром покати

Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта ВК:
Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта FB:

 
Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
Адаптированная программа по предмету курса "Краеведение". Материал по изучению истории природы и населения Шатурского района
Познание 21 век - все об образовании и школах

Адаптированная программа по предмету курса "Краеведение". Материал по изучению истории природы и населения Шатурского района


адреса школ

учебное

новости науки

реклама

Описание программы.

Программа курса рассчитана на 17 часов. Все экскурсии проходят во внеурочное время.

Первый раздел связан с природой.

Подмосковья и Шатурского района.

Второй раздел программы знакомит школьников с прошлым нашего района.

Здесь предлагается и проведение встреч с долгожителями района и людьми никогда жившими в районе.

Третий раздел программы знакомит учащихся с основными вехами становления и развития Шатурского района на современном этапе.

Главная цель – формирование у школьников нравственных, эстетических, основ духовного мира. Задачи курса заключаются в том, чтобы воспитать у школьников к историческому и особенностями природной среды района. Познакомить учащихся с исторического формирования древних поселений Шатурского района, города Шатуры, села Дмитровский Погост и др. Изучить быт, декоративно – прикладное искусство населения района.

Курс «Краеведение Шатурского района» позволит обрести у учащихся новые осмысление всех исторических событий,  происходящих на территории Шатурского района, даёт возможность связать историческое и духовное богатство района в единое целое.
Материал по содержанию программы отбирался согласно основных исторических событий происходящих в Шатурском районе, что и объясняет тематику основных разделов программы и их структуру.

Программа курса

Природа

№ п/п Тема занятий Количество часов Вид занятий
1. Родное Подмосковье: прошлое и настоящее. Символика и геральдика городов Подмосковья.  2 часа Лекция – беседа. Фотомонтаж. Видеофильм о Шатуре.
2. Природа Шатурского района  1 час Лекция – беседа с показом видеоматериалов.
3. Природное богатство озёр района  1 час Лекция – беседа с показом видеоматериалов.
4. История Мещёры.  1 час Урок – путешествие (заочно)
5. Тайна Карасова озера.  1 час  
  Древние поселения.
6. Исторические поселения на территории района в 15 – 16 в.в.  1 час Беседа с использованием материалов музея.
7. Появление славян в нашем крае  1 час Беседа
8. Летопись села Дмитровский Погост.  1 час Урок- путешеств. По музею школы.
9. Радовицкая Мшара  1 час Беседа.
10. Село Михаила Архангела  1 час Беседа.
11. История села «Шатур»  1 час Беседа.
12. Экскурсия в Музей «история Шатуры»  1 час Поездка в Музей.
  Портрет Шатурского района
13. Памятник Советской эпохи. «история Шатурской электростанции»  1 час Беседа с показам видеофильма.
14. Округ стеклоделов посёлок Мишеронский  1 час Беседа выставка изделий.
15. Первая столица торфяников пос. Шатурторф.  1 час Беседа фото выставка.
16. Сланные имена Шатурской Земли.  1 час Беседа.
17. Конференция по книге Д. Киселёва «Моя Мещёра».  1 час  
18. Экскурсия на Шатурскую электростанцию.    
19. Экскурсия на стекольный завод пос. Мишеронский.    
20. Экскурсия в Шатурторф    
21. Экскурсия в пос. Туголеский бор. Обзор девяти озёр.   Весна – лето.

Используемая литература.

  1. Материал краеведческого музея школы.
  2. Сборник «Шатурская Мещёра»
  3. Н. Чистяков «Страницы нашей летописи».
  4. Г.В. Липенский «Большая Шатура»
  5. Д. Киселёв «Моя Мещёра».
  6. Справочный материал по Шатурскому району, Московской области.
  7. Сборник «Шатурский край»
  8. В.М. Казаков «Дозорная книга».
  9. Н.Г. Снегина, Г.И. Дробом и др. «Подмосковье»
  10.  Р.Х. Хабибуллин «Жемчужина Подмосковья».
  11.  В. Иванов «Подмосковные места»
  12. В.Н. Баязин « На службе у Подмосковья»
  13.  Н. Чистяков «Королева у плетня»

Дополнительный материал.

Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта ВК:
Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта FB:

 
Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru