Формирование учебно-познавательной и информационной компетенции учащихся через работу с разными источниками географической информации

В современной методической печати сформулированы ключевые компетенции отечественного образования, над формированием которых должен работать современный учитель. На своих уроках я работаю не только над освоением учащимися стандарта образования по географии, но и над формированием учебно-познавательных и информационных компетенции на материале содержания учебного предмета географии.

Обеспечить качественное усвоение стандарта образования возможно только через деятельностный подход к обучению. С этой целью я организую на своих уроках самостоятельные работы с разными источниками географической информации. Самостоятельные работы, организованные на уроках географии регулярно, позволяют мне работать над формированием учебно-познавательных компетенций учащихся. Начиная с 6 класса, у учащихся вырабатываются разнообразные навыки самостоятельной познавательной деятельности. Накопленный опыт я представила в статье "Развитие общеучебных умений и навыков, логического и творческого мышления через систему самостоятельных работ с различными источниками географической информации". Статья размещена на сайте festival.1september.ru "Открытый урок" и на дисках "Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" 2007-2008 гг. Материалы участников".

Уровень усвоения стандарта образования я контролирую с помощью тестов. Тренировочные тестирования небольшого объёма я провожу регулярно в процессе изучения темы и по итогам изучения темы. Диагностическое тестирование провожу один раз в полугодие. Тесты разработаны мною таким образом, чтобы они содержали задания не только на воспроизведение фактических знаний, но и на воспроизведение общеучебных и географических умений и способов деятельности (заполнение таблиц, составление схем, работа с типовым планом и т. д.). Примеры тестирований приведены в Приложении 1.

Результаты диагностических тестирований обычно довольно высокие. Это можно объяснить тем, что учащиеся подготовлены с помощью тренировочных тестов к воспроизведению базового уровня образования, а также у них вырабатывается навык выполнения тестовых заданий разного характера. Таким образом, система тренировочных и диагностических тестов обеспечивает не только контроль за усвоением стандарта образования, но и позволяет проводить подготовку учащихся к итоговой аттестации в рамках ЕГЭ. Кроме этого, выход на диагностическое тестирование с достаточно высоким уровнем подготовленности и написание тестирования с хорошим результатом создаёт у учащихся ситуацию успеха, что является одним из принципов личностноориентированного обучения.

На мой взгляд, география как учебный предмет обладает большим потенциалом для формирования информационных компетенций учащихся, что в современном мире особенно важно.

Информационные компетенции включают в себя навыки деятельности по отношению к информации в учебном предмете. В рамках тематического планирования по географии практически на каждом уроке изучается новая тема. В таком режиме изучения учебного материала особенно остро стоит проблема прослеживания учащимися последовательности изучения тем уроков в разделе, логики изучения темы, выделение главного в теме.

Одним из способов решения этой проблемы я считаю создание презентаций Power Point как опорного "скелета" урока (см. Приложение 2). Я слышала много мнений "за" и "против" презентаций созданных учителем и используемых на уроке. Конечно, лицензионные учебные DVD по географии (которые я тоже использую на своих уроках) содержат красочный, зрелищный иллюстративный и картографический материал, помогающий создать образ изучаемой территории или явления. Но, работая с ИКТ на уроке второй год, я пришла к выводу, что если в кабинете нет персональных компьютеров для каждого ученика, а есть только мультимедиапроектор и экран, то содержание DVD чаще всего используется именно как иллюстративный материал.

А презентация Power Point в таких условиях преподавания имеет несомненные "плюсы":

Последовательность слайдов отражает логичное построение урока продуманное учителем (постановка целей урока, основное содержание с сопутствующими заданиями, подведение итогов урока).

Выделение главного в содержании (на слайде только ключевая информация, которая комментируется учителем или учащимися, в зависимости от вида деятельности на уроке).

Обратная связь (например: задание для самостоятельной работы - слайд с ожидаемым результатом - самопроверка; или: экспресс-тест - самопроверка).

Завершенность (при подведении итогов урока - возвращение к целям урока).

Конечно, нужно иметь в виду, что далеко не на всех уроках возможно использование презентаций, особенно в условиях работы учителя-предметника сразу на нескольких параллелях классов. Создание качественных, продуманных презентаций требует от учителя определённых временных затрат. На мой взгляд, целесообразно использовать презентации при изучении теоретического материала, особенно в старших классах.

В 10 классе я работаю по учебнику В.П.Максаковского "Экономическая и социальная география мира". Этот учебник обладает хорошим дидактическим и методическим аппаратом, теоретический материал дан объёмно, с множеством примеров. Опыт моей работы показывает, что если при изучении нового теоретического материала на уроке совмещать использование презентации Power Point и работу с текстом и заданиями учебника, то продуктивность работы учащихся на уроке повышается. При подведении итогов урока у учащихся не возникает проблем при выделении главного и установлении причинно-следственных связей в изученном материале. Кроме этого следует отметить, что на уроке каждый ученик получает информацию через несколько каналов: видит содержание слайда, слушает комментарий учителя, анализирует текст учебника, отбирает и записывает необходимую информацию в тетрадь.

Проверка тетрадей учащихся после таких уроков показывает, что даже у слабых учеников в тетради присутствуют записи основного содержания темы, выделены главные моменты. Если после выполнения задания предлагается слайд с ожидаемым результатом работы, то при самопроверке учащиеся проводят в тетради коррекцию записей, если это необходимо.

После изучения темы "Население мира" в 10 классе, при изучении которой на уроках я использовала презентации, мною было проведено анкетирование учащихся. Я получила следующие результаты:

Пункты анкеты % выбора
1.Презентация никак не влияет на запоминание содержания темы. 6%
2. Презентация помогает проследить логику внутри темы. 81%
3. Презентация помогает выделить главное. 91%
4. Презентация привлекает как новый вид подачи информации. 75%
5. Презентация помогает лучше запомнить содержание темы. 80%

Таким образом, учащиеся отметили положительные стороны наличия презентации на уроке. При использовании презентации Power Point как опорного "скелета" урока формируются следующие навыки деятельности по отношению к информации в учебном предмете: соотнесение "сжатой" информации на слайде и "развёрнутой" информации в учебнике, выделение главного в материале темы, установление логических связей между темами уроков и внутри темы урока, отбор информации для записи в тетради.

Не менее важными информационными компетенциями можно считать поиск, анализ и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача. Формирование этих компетенций на уроках географии происходит при выполнении творческих работ с разными источниками географической информации. Некоторые виды таких работ описаны мною в упомянутой уже статье (раздел "Самостоятельные работы с дополнительными источниками информации"). В старших классах учащиеся в принципе уже имеют представление о современных средствах информации и информационных технологиях, которое они получают на уроках информатики. Учителя-предметники могут использовать и продолжать формировать эти информационные компетенции на материале своих предметов.

На уроках в 10 классе при изучении раздела "Регионы мира" я даю учащимся задание: подготовить сообщение о стране в форме презентации PowerPoint. Презентация должна отражать экономико-географические особенности страны, визуальные ассоциации, интересные факты. Объём: 6-8 слайдов. Перед изучением темы учащимся предлагается список стран, из которого каждый выбирает одну (работа индивидуальная или в парах). Презентация работ проходит на уроке-конференции. Подобный вид деятельности формирует умение работать с ресурсами Интернет, отбирать материал, оформлять в виде презентации PowerPoint, формирует опыт публичных выступлений. Уровень презентаций изготовленных учащимися разный, лучшие презентации могут быть оценены не только учителем географии, но и учителем информатики (см. Приложение 3).

Таким образом, деятельностный характер обучения, организация самостоятельных работ с различными источниками географической информации, использование ИКТ на уроках обеспечивает качественное усвоение учащимися стандарта образования по географии, позволяет формировать учебно-познавательные и информационные компетенции на материале содержания учебного предмета географии.

Читать еще:


Новые материалы:

Игра на уроке русского языка :: Урок проверки знаний и умений. Русский язык по теме "Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных" :: Урок русского языка в 3-м классе по теме "Имя прилагательное" :: Урок-путешествие по теме "Буквы Е и И в корнях с чередованием" (5-й класс) :: Система работы по изучению слов с непроверяемыми орфограммами в специальной общеобразовательной школе VIII вида :: Однажды в Германии ( Es war einmal in Deutschland ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Столы и стулья / Ангстрем / Стул Loft Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD