Открытый урок по истории России "Русское зарубежье"
Познание 21 век - все об образовании и школах

Открытый урок по истории России "Русское зарубежье"


адреса школ

учебное

новости науки

реклама

Цели урока:

КМО: проектор, презентация урока.

Книги: Сборники стихотворений М.Цветаевой, И.Бунина, К.Бальмонта; собрание сочинений В.Набокова.

Портреты: писателей русского зарубежья, композиторов и певца Ф.И. Шаляпина, С.Рахманинова, А.Глазунова, балерины А.Павловой, художника К.Коровина, Н.Рериха и др. Репродукции с картин Н.Рериха и К.Коровина.

Музыка: “Полонез” М.Огинского, “Дубинушка” в исполнении Ф.Шаляпина, “Концерт № 1” С.Рахманинова.

Межпредметные связи: история, русская литература, музыка.

Методическая цель урока: активные формы обучения и воспитания учащихся на основе комплексного использования дидактических и технических средств, методики опережающего задания.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.

Вывод: война, ставшая трагедией для России, имела широкий спектр последствий. Прежде всего она привела к укреплению авторитарного режима большевиков, сопровождавшегося массовыми репрессиями и трансформацией культуры России. Уехавшие в эмиграцию участники Белого движения, все, кто не принял новую власть, были лишены Родины. Душевное состояние эмигрантов передает стихотворение поэта Р. Рождественского, написанное в 1948 г. (Учитель читает его ученикам).

КЛАДБИЩЕ ПОД ПАРИЖЕМ

Малая церковка. Свечи оплывшие.
Камень дождями изрыт до бела.
Здесь похоронены бывшие. Бывшие.
Кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.
Здесь похоронены сны и молитвы.
Слезы и доблесть.
“Прощай!” и “Ура!”.
Штабс-капитаны и гардемарины.
Хваты полковники и юнкера.
Белая гвардия, белая стая,
Белое воинство, белая кость…
Влажные плиты травой прорастают.
Русские буквы. Французский погост…
Я прикасаюсь ладонью к истории.
Как же хотелось им в Первопрестольную
Я прохожу по Гражданской войне…
Въехать однажды на белом коне!..
Не было славы. Не стало и Родины.
Сердца не стало.
А память была…
Ваши сиятельства, их благородия-
Вместе на Сен-Женевьев-де-Буа.
Плотно лежат они, вдоволь познавши,
Муки свои и дороги свои.
Все – таки –русские. Вроде бы - наши.
Только не наши скорей,
А ничьи…
Как они после - забытые, бывшие
Все проклиная и нынче и впредь,
Рвались взглянуть на нее-
Победившую, пусть непонятную,
Пусть непростившую,
Землю родимую и умереть…
Полдень.
Березовый отсвет покоя.
В небе российские купола.
И облака, будто белые кони,
Мчатся над Сан-Женевьев-де-Буа.

  1. Изучение нового материала.

Звучит “Полонез” М. Огинского.

Цель нашего урока понять умом и почувствовать сердцем драматизм людских судеб. Наш урок - необычный, это будет  бенефис, а провести мне его помогут учительница русского языка и литературы Абазова А.З., учительница музыки Шадуева Н.Ю. и вы ребята.

Учащиеся записывают тему урока и эпиграф:

Ты – в сердце, Россия!
Ты – цель и подножье,
Ты в ропоте крови, в смятенье мечты!
И мне ли плутать в этот век бездорожья?
Мне светишь по прежнему ты…
(В.Набоков)

План изложения материала.

  1. Белая эмиграция. Молодое поколение.
  2. “Отцы эмиграции”.
  3. Средние слои Русского зарубежья.
  4. Русская культура за рубежом.

Белая эмиграция. Это люди не принявшие Советскую власть и покинувшие Россию после Октября 1917 г.

- Как вы думаете, кто входил в это число? (Помещики, капиталисты, писатели, деятели культуры, купцы, чиновники, генералы, офицеры и др.)

В этот период выехало более 2 млн. человек во Францию, Германию, Болгарию, Китай, США, Канаду. Разные были эти люди и ностальгически переживавшие разлуку с Родиной, и запутавшиеся в революционное лихолетье, но мало кому известно , что среди эмигрантов существовали и фашистские партии.

Зачитывается сообщение ученика. Одна из фашистских партий возникла в США, в щтате Коннектикут. Ее организовал и был вождем А.Восняцкий – женат на миллионерше. Другая фашистская партия возникла в Манчжурии. С 1932 г. ее возглавил К.Родзаевский, новоявленный фюрер из молодого поколения. Он бежал из СССР в 1925 г. Своею целью русская фашистская партия видела в совершении национальной революции в России. На счету РФП были террор, убийства, похищения людей. РФБ была связана с японской мафией. Опасность русских фашистов поняли позже (приветствие “Слава России!”, свастика, галифе, с обожанием относились к Гитлеру.)

В начале 20-х г. в Праге, Белграде, Париже, пользуясь государственной финансовой поддержкой, возникли объединения российских земских и городских деятелей (Земгор). В Париже Земгор возглавил князь Г, Львов – бывший премьер –министр Временного правительства. С их помощью создавались русские школы по типу старых гимназий. Русская эмиграция организовала различные научные общества инженеров, химиков. Большой вклад в науку внес Сикорский И.И. (Ученик зачитывает отрывок из реферата)

В 1929-1931 г.г. во многих странах разразился мировой экономический кризис. Он нанес ощутимые удары и по русской эмиграции. Многие эмигранты оказались без работы. Не все выдержали очередного испытания судьбы. Но были и другие судьбы, более удачные и счастливые. Очень трудно приходилось интеллигенции, которые перебрались в Южную Америку: многие погибали на корчевке пней, рубке леса, тростниковых плантациях.

Но самой яркой и впечатляющей страницей является русская культура за рубежом. Среди тех, кто составляет плеяду крупных деятелей мировой культуры, наши соотечественники, жившие вдали от России: певец

Ф.И. Шаляпин; композиторы С.Рахманинов, А.Глазунов, писатели м поэты И.Бунин, А.Куприн, М.Цветаева, К.Бальмонт, балерина А.Павлова, художник К.Коровин. (Показываются их портреты, учащиеся зачитывают из своих рефератов биографии).

  1. Закрепление темы.

Мы перелистали с вами только некоторые страницы из жизни русского зарубежья. В этот же период не приняв Советской власти и спасаясь от расправы со стороны большевиков, большое число участников белого движения-кабардинцев покинуло свою родину. Покинули родные места Владимир (Эльбуздоко) Кудашев, автор книги “Исторические сведения о кабардинском народе”, его 19-летний сын Али, генералы Константин Хагондоков и Мудар Анзоров, бывший глава кабардинского национальногосовета Таусултан Шакманов и др.(сообщение ученика, портрет Ирины Хагондоковой).

По данным общества “Родина” в 1999 г. численность наших соотечественников за рубежом составляла более 30 млн. человек. Только в США проживает около 10 млн. русских.

  1. Итог урока. (Выставление оценок.)
  2. Домашнее задание: написать сочинение – эссе об эмигрантах.

Приложение 1

Приложение 2

Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта ВК:
Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта FB:

 
Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru