Роль учительской интеллигенции в организации общественно-полезной деятельности школьников в годы Великой Отечественной войны
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Роль учительской интеллигенции в организации общественно-полезной деятельности школьников в годы Великой Отечественной войны

Представленные материалы могут быть использованы:

  1. в преподавании курса истории России при освещении темы «Великая Отечественная война»;
  2. в преподавании курса «Историческое краеведение» в исследуемых регионах;
  3. при организации тематических выставок в краеведческих школьных музеях обозначенных областей;
  4. в подготовке тематических классных часов.

В годы Великой Отечественной войны, когда подавляющая часть взрослого мужского населения была мобилизована на фронт для защиты � одины от фашистских захватчиков, а их места в промышленности и на колхозных полях заняли женщины и старики, педагогические и ученические коллективы школ составили крупное формирование тылового социума, осуществлявшее широкую общественно-полезную деятельность. Формы этой деятельности были различны: от агитационно-пропагандистской массовой работы, концертов и помощи раненым бойцам в госпиталях до сбора средств на постройку военной техники и сельхозработ. Беря пример со своих учителей, школьники военной поры как могли, не жалея сил, приближали миг долгожданной Победы, своим трудом внося вклад в общее дело борьбы с немецкими агрессорами.

Приоритетным направлением общественно-политической деятельности учительства с первых дней войны являлась оборонно-массовая работа. Ярославские и костромские педагоги являлись организаторами различных оборонных мероприятий, обучали население по программе противовоздушной и противохимической обороны, осуществляли руководство группами самозащиты [1]. Совместно с учителями на расчистке от снега железнодорожных путей и шоссейных дорог, заготовке дров, торфа, сборе запасных частей и инструмента для сельхозмашин и их ремонте, сборе золы и вывозке навоза на поля трудились и учащиеся Ярославских и Костромских школ.

Важнейшим направлением идейно-политической деятельности учительства стала агитационно-пропагандистская работа. Летом 1941 г. «Учительская газета» писала: «Каждый учитель должен стать агитатором, ближайшими помощниками партийных организаций в политико-массовой работе среди масс»[2].Только в течение первых трех военных месяцев ярославскими пропагандистами, лекторами и агитаторами было проведено 50 тыс. лекций, бесед и докладов. Учителя использовали все многообразие агитационных форм: организовывали митинги, собрания, проводили индивидуальные беседы. Только в Ярославле за годы войны было проведено около 40 тыс.бесед, в которых приняли участие 3 млн. 249 тыс.человек; состоялось 5 738 митингов и 4 717 рабочих собраний с охватом 730 тыс.человек [3]. В среднем за каждый военный год в городах и селах Ярославской области проводилось более 400 тыс.бесед и коллективных читок [4]. Учителя возглавили сотни агитколлективов, концертных бригад, лекторских групп. В своих выступлениях ни рассказывали населению о зверствах гитлеровцев, об истреблении советских граждан в концлагерях и фашистских застенках; пропагандировали героические подвиги солдат и офицеров Красной Армии, тружеников тыла. Стараясь не отставать от своих учителей, широкую агитационно-пропагандистскую работу вели и школьники региона. К примеру, только ребятами агитклуба Ярославского Дворца Пионеров за годы войны было выпущено 1000 «боевых листков», более 100 стенгазет, проведено 500 лекций и бесед [5]. Тысячи работников народного образования помогали в работе местных Советов. Видная роль принадлежала учителям в общественно-политической работе профсоюзов в годы войны.

С началом войны значительная часть школьных зданий была передана для военных нужд и в первую очередь под госпитали [6].С 1 июля 1941 г. по сентябрь 1942 г., когда Ярославская область и Костромской край находились в прифронтовой полосе, в них шло активное формирование госпиталей. Только в 1941 г. в обозначенном регионе было сформировано 76 % всех госпиталей [7]. Помимо госпиталей школы использовались под военно-учебные пункты, казармы и другие объекты военного значения. Ученикам приходилось на время переходить в другие помещения или в здания соседних школ. Но все равно, почти каждый день они вместе со своими учителями бывали в стенах родных школ, ухаживали за ранеными, выступали перед ними с концертами, писали за них письма родным [8]. «Надели на нас халаты до пят, подвернули рукава и в таком виде, но зато очень торжественно, мы были представлены начальником госпиталя в одной из палат для тяжело раненых бойцов, - рассказывал корреспонденту молодежной газеты «Юность» в мае 1965 г. преподаватель Ярославского технологического института Юрий Иванович Суворов – бывший ученик 44-й ярославской школы. – Нас встретили очень тепло… Каждый класс шефствовал над какой-нибудь палатой. Целые вечера просиживали мы у постелей раненых, читали им книги, газеты и журналы, писали письма родным и знакомым, выпускали боевые листки, помогали санитаркам, а в школе готовили подарки. Но, безусловно, самым большим и лучшим подарком было наше присутствие, которое сокращало тягостные дни пребывания их в госпитале, вдали от своих родных и друзей...» [9]. Шефство над госпиталями стало важным участком оборонно-массовой работы школьных коллективов. Под руководством педагогов ребята организовывали сборы теплых вещей для раненых, вели активную культурно-массовую работу, проявляли особую заботу о войнах, оставшихся инвалидами [10], собирали средства и теплые вещи для солдат и офицеров Красной армии [11]. Только за 1941/42 учебный год учащимися школ г. Ярославля было собрано на вооружение Красной Армии и покупку теплых вещей – 79 611 рублей, теплых вещей – 3 915, бутылок для борьбы с танками – 16 990, лекарственной посуды – 3 630 единиц; собрано на посылки деньгами – 89 505 рублей, послано посылок бойцам – 653 штук, сшито кисетов – 8 951 [12]. К первой военной зиме пионерами и школьникам Свердловского района г. Костромы было собрано 184 пары исправных лыж. Только учащиеся 30-й средней школы за несколько дней сдали 38 пар лыж [13]. К концу 1941 г. для бойцов Красной Армии молодежь Ярославской области собрала 9000 пар лыж. Школьники Гаврилов-Ямского района Ярославской области собирали шубный лоскут, используемый для пошива и починки теплых вещей. � ебятами Ярославского района было связано 1500 пар рукавиц [14]. За первое полугодие 1944/45 гг. силами учащихся школы для промышленности, снабжающей фронт боеприпасами, было собранно 77 тонн металлолома [15].

Параллельно со сбором средств на нужды фронта, педагогические и ученические коллективы региона участвовали в сборе денежных средств и вещей для жителей районов, пострадавших от немецкой оккупации. Так, ярославские школьники собрали средства для строительства и полного оборудования школы Пеновского района Калининской (ныне Тверской) области. Первоначальный взнос составил 5000 рублей. К 1 сентября ребята прислали в подарок новой школе десятки учебников и наглядных пособий для кабинетов [16]. Для детских домов Калининской области ярославскими ребятами было собрано и отправлено 5 000 игрушек и 1500 книг [17]. Для детей Донбасса учащиеся школ Ярославской области собирали игрушки [18].

Учителя-агитаторы были в авангарде движения по укреплению связи фронта и тыла. Война требовала больших капиталовложений. Правительство обратилось к народу с призывом оказать государству денежную помощь. Откликом на этот призыв было активное участие советских граждан в подписке на государственные займы и в денежно-вещевых лотереях. Участие в этих акциях на высоком уровне общественно-политической активности приняли педагогические коллективы Ярославских, Костромских и � ыбинских школ. С энтузиазмом участвовали ярославские и костромские педагоги и в сборе средства на строительство танковой колонны «Народный учитель» [19] . Под руководством педагогов Ярославские пионеры и школьники организовали сбор средств на звено истребителей «Ярославский пионер». Народный комиссар авиационной промышленности ССС�  А.Шахурин писал ребятам в ответ на их патриотический почин: «Ваши самолеты -истребители в руках героев-летчиков отомстят фашистским извергам за пролитую кровь советских детей и помогут полному разгрому и уничтожению фашистских захватчиков». Далее А. Шахурин дал ребятам напутствие: «Продолжайте дальнейшее укрепление обороны нашей � одины. Учитесь на «хорошо» и «отлично», чтобы быть полноценными строителями социалистического общества» [20]. Так же учащиеся Ярославских и Костромских школ приняли активное участие в сборе средств на батарею дальнобойных орудий «Юный ярославец» и на вооружение взвода автоматчиков [21]. Только за первые военные месяцы ребятами было собрано 583 тыс. рублей; к началу 1942 г. пионеры собрали еще 554 тысячи рублей. Народный комиссар вооружения ССС�  Д.Ф.Устинов и заместитель наркома Н.Н.Воронов писали юным ярославским патриотам: «Дорогие ребята! Горячо приветствуем вашу прекрасную инициативу по сбору средств…для усиления мощи нашей героической Красной Армии. Идя навстречу вашим пожеланиям, нами дано указание на собранные вами средства изготовить и отправить на фронт … батарею дальнобойных пушек и пистолетов-пулеметов для вооружения взвода автоматчиков» [22].

Старшеклассники Ярославских школ, являвшиеся членами ВЛКСМ, приняли активное участие в сборе средств на строительство самолетов «Ярославский комсомолец». Инициаторами этой акции стали комсомольцы Брейтовского района Ярославской области. Всего на этот военный объект ярославскими комсомольцами и молодежью было собрано 5 млн. руб. [23]. Строительство боевых самолетов «Ярославский комсомолец» завершилось к началу 1943 г. 1 января 1943 г. в газете «Комсомольская правда» была опубликована статья под названием «Новогодний подарок ярославских комсомольцев». В ней говорилось: «Вчера в заснеженном поле аэродрома выстроились ряды грозных боевых машин с надписями «Ярославский комсомолец». Построены эти машины на трудовые сбережения молодежи Ярославской области…» [24]. В передаче самолетов авиасоединению участвовала делегация ярославских комсомольцев, возглавляемая секретарем Ярославского обкома комсомола Костаковым. 6 января 1943 г. участники этой делегации обратились к молодежи области с новым призывом: «организовать сбор средств на строительство подводной лодки «Ярославский комсомолец» [25]. �­тот призыв нашел широкий отклик и в среде школьных комсомольских организаций. 23 февраля 1943 г. подводная лодка «Ярославский комсомолец» была передана защитникам Заполярья. В торжественной церемонии со стороны команды моряков принял участие прославленный командир подводников, уроженец Ярославской области Герой Советского Союза А.Колышкин. Не остались представители школьных комсомольских ячеек школ Ярославской области в стороне и от участия в сборе средств на строительство танковой колонны имени ВЛКСМ. 23 ноября 1941 г. состоялся молодежный воскресник, в ходе которого молодежью области было заработано 1 млн. 420 тыс. рублей. Все средства были перечислены на производство танков [26].

Исключительное место в общественно - полезной деятельности учительства и школьников в годы войны принадлежало сельскохозяйственному труду. Учителя и учащиеся костромских и ярославских школ самоотверженно трудились на колхозных полях и огородах, пасли колхозный скот, ухаживали за птицей. «Во время уборки урожая,- писала в своей книге С.Н.� озова - учительница Васильевской школы Ярославской области, - мы всей школой выходили на поля. � ебята вместе с нами, учителями, помогали убирать хлеб, копали картофель, теребили лен» [27]. �­то, несомненно, было существенной помощью труженикам сельского хозяйства.

Принимая участие в уборке урожая 1941 г, 75820 учащихся и 2660 учителей ярославских школ области выработали 382415 трудодней. Особенных успехов достигли школы Борисоглебского, Первомайского и Ярославского районов. В школах области 1981 человек учащихся изучали комбайны, 4877 учеников- тракторы, 3766 человек – прицепные сельскохозяйственные машины, 59846 школьников занимались по агроминимуму. В школах была развернута широкая сеть кружков по изучению основ агроминимума, а также по подготовке кадров трактористов, комбайнеров, машинистов сельскохозяйственных машин. � уководителями большинства кружков были учителя. На 22 июня 1942 г. из числа школьников было подготовлено 4696 трактористов, 1726 комбайнеров, 3356 машинистов конной тяги, обучено агроминимуму 59 тыс.человек [28].

Широкая теоретическая и практическая подготовка к сельхозработам сказалась положительно уже во время страды 1942 г., когда учащиеся и педагоги области выработали 2,3 млн. трудодней. За хорошую работу и отличное руководство учащимся и учителям направлялись благодарственные письма, а также просьбы «не терять связи» и в 1943 г. вновь придти на помощь в сельскохозяйственных работах летнего времени [29]. А еще, «за добросовестную работу колхоз «подкидывал» картофель и овощи в школьную столовую»,- вспоминает учительница начальных классов Ярославской школы № 37 В.Н.Белякова [30].

Между школами и школьными отрядами повсеместно разворачивалось социалистическое соревнование за лучшую организацию сельхозработ. Самых высоких результатов в этой деятельности добились Гришинская неполная средняя школа Ореховского района, каждый учащийся которой выработал в колхозах в среднем по 130 трудодней [31], отряд, в количестве 15 учащихся средней школы (СШ) № 26 � езинокомбинатского района г. Ярославля (538 трудодней), отряд из 14 учащихся Ярославской неполной средней школы № 3 Кировского района ( 443 трудодня), отряд, численностью15 человек СШ № 27 г. Костромы (450 трудодней) [32].

По итогам всесоюзного социалистического соревнования школ на сельскохозяйственных работах в колхозах и совхозах по решению ЦК ВЛКСМ, Наркомпроса � СФС� , Наркомзема ССС� , Наркомсовхозов ССС�  премией Наркомзема была награждена Гришинская неполная средняя школа Нерехотского района Ярославской области (директор � одионова) [33].

Еще больший размах приняло участие учителей и учащихся в сельскохозяйственных работах летом 1943 г. Всего же в летний период 1942-43 г. ярославские школьники и работники народного образования выработали на полях области около 7 млн. трудодней [34]. За период 1942-1944 г. на полях только Ярославской области в общей сложности трудилось 252 тыс. пионеров и школьников, которые выработали 6,6 млн.трудодней, заработали в совхозах 694 тыс. рублей [35].

Анализ статистических данных показывает, что помощь, оказанная ученическими и педагогическими коллективами школ региона местному сельскому хозяйству в годы войны, была весьма ощутимой. Только учащимися школ г. Ярославля за годы войны было выработано 113 024 трудодня, из числа школьников подготовлено 700 машинистов и 650 тракториста для сельхозработ [36]. Во многом благодаря именно помощи учащихся и учителей, даже в суровый не только по обстановке на фронте, но и по погодным условиям 1941 г., уборочная и заготовительная компании в Ярославской области прошли организованнее прошлых предвоенных лет. В следующем же году область сдала государству на 3,5 млн. пудов хлеба больше, чем в 1941г., а фонд заготовленных овощей увеличился втрое [37]. В 1943 г. колхозы Ярославской области поставили государству 3,5 млн.пудов зерна сверх плана и 36 тыс. тонн картофеля, первыми в стране выполнив обязательства перед государством [38]. Досрочно был выполнен и план сдачи сельхозпродуктов областью в 1944 г. Сверх плана государству было поставлено 1,5 млн. пудов зерна, 2 млн.пудов картофеля и овощей [39].

Помимо сельскохозяйственных работ учащиеся школ Ярославской области под руководством учителей принимали самое активное участие в подготовке школ к новому учебному году, в работах на торфоразработках и лесозаготовках, участвовали в строительстве новой набережной в Ярославле. В летнее время учащиеся городских школ области направлялись на работы на предприятия города. Так, летом 1942 г. на работу на подошвенный завод было направлено 250 учеников школ г.Ярославля [40]. В мастерских Ярославского дворца пионеров для местных сельских игровых площадок и детских яслей ярославскими школьниками было изготовлено полторы тысячи игрушек [41]. В свободное от учебных занятий время в отделе техники Дворца ребята обучались слесарному мастерству, выполняя для фронта не сложные заказы [42].

В годы войны активизировалось тимуровское движение. В июле 1941 г. в «Учительской газете» было опубликовано обращение к пионерам, в котором излагалось содержание тимуровской работы: «Возьмите под свою защиту и заботу семьи и квартиры красноармейцев, помогайте их женам в хозяйстве, ухаживайте за малолетними детьми» [43]. Помощь тимуровцев была различной: забота о детях и престарелых, помощь многодетным семьям и семьям красноармейцев, участие в осуществлении всеобуча, контроль за посещаемостью и дисциплиной и т.п. «Юные патриоты тимуровцы, - писали в письме фронтовикам воспитанники ярославского Дворца пионеров,- повседневно помогают сотням семей красноармейцев, они стали своими в Ваших семьях – ухаживают за маленькими ребятами, носят воду, колют дрова, ходят в магазины за продуктами…» [44]. Учительница Васильевской школы Ярославской области С.Н.� озова вспоминает: «Школьники помимо работы в поле стали дежурить в детских яслях, освобождая взрослых от занятий с малышами» [45]. Тимуровское движение было прочно связано с трудовым воспитанием. Трудовая деятельность позволяла детям проявлять в конкретных делах свой патриотизм, что являлось важным аспектом в плане нравственного воспитания. Только в 1942/43 учебном году под руководством комсомольской и пионерской организаций школ г. Ярославля было создано 77 тимуровских команд [46]. Движение тимуровцев продемонстрировало в годы войны высокие идейные и моральные качества советских школьников.

Помощниками пионеров во всех делах были их старшие товарищи – комсомольцы. Многие комсомольцы - старшеклассники шли работать вожатыми в пионерские отряды. Они организовывали пионерские сборы, военно-спортивные игры, беседы у костра. Сотни концертов дали ярославские школьники в госпиталях, воинских частях, на призывных пунктах. К примеру, агитколлективы Вятской и Некрасовской школ Некрасовского района Ярославской области в 1944 г. дали в колхозных клубах и избах-читальнях 18 концертов. Школьники Ярославля в 1943/44 учебном году более 200 раз выступали с концертами в госпиталях [47]. Являлись ярославские и костромские комсомольцы инициаторами и активными участниками всевозможных праздников, спортивных состязаний, комсомольско-молодежных эстафет [48], на которых демонстрировали меткую стрельбу и метание гранат. Комсомольцы ярославских школ вступали в отряды сформированного в области народного ополчения, становились бойцами всеобуча. 26 июня 1941 г. Ярославский обком комсомола разработал программу подготовки резервов для � ККА . В соответствии с ней «из комсомольцев не призванных в армию и способных носить оружие» были созданы группы по подготовке пулеметчиков, снайперов, мотоциклистов, парашютистов и т.д. [49]. Готовясь к защите � одины комсомольцы сдавали нормы на значки ГСО и ПВХО, руководили кружками ПВХО и ГСО на пионерских форпостах [50].

Огромную культурно-массовую работу осуществляли в военные годы педагогический коллектив и воспитанники Ярославского Дворца пионеров. Уже 22 июня 1941 г. была создана концертная бригада Ярославского Дворца пионеров, в которую вошли как его воспитанники, так и сотрудники. Участники бригады побывали во многих колхозах и совхозах области, воинских частях и госпиталях, многих детских домах и интернатах. 22 июня 1941 г. юные артисты дали 10 концертов в госпиталях Костромского гарнизона. По 30 июня 1941 г. артисты дворцовой бригады давали по 6-8 концертов в день для бойцов Красной Армии. Выступали ребята с концертами и на торфоразработках. Так, с начала войны по вторую декаду октября 1942 г. артисты бригады дали 22 концерта в следующих пунктах торфоразработок: Варегово, Чистый мох, Дунилово, Берендеево, Ляпино, Купань и Щелканка». Выступления ребят так нравились труженикам, что артистов не хотели отпускать и просили продлить срок гастролей. К примеру, на Берендеевском торфопредприятии юных артистов задержали на четыре дня. Выступления детей повышали настроение работникам торфоразработок, что в свою очередь позитивно сказывалось на производительности их труда. Так, за двое-трое суток, в течение которых выступали ребята, «несколько торфяных бригад повысили план добычи с 18 % до 200%». В благодарность директор предприятия вручил юным артистам подарки. Выступали ребята и перед заключенными. Участник бригады, ветеран войны А.Диунов вспоминает: «Выступали мы и перед заключенными, завершившими строительство местной Г�­С…». Всего за годы войны дали юные артисты дали 3000 концертов. Юные артисты выступали в детских домах, перед бойцами, формировавшихся частей, в госпиталях. Бывший медработник ярославского госпиталя Тамара Петухова (Виссарионова) вспоминает: «…Детям Дворца большое спасибо, они нам отлично помогали: часто выступали с концертными номерами перед бойцами. � аненые принимали ребят радушно,…часто радовали школьников сладкими гостинцами…» [51]. � ебята давали концерты на промышленных предприятиях области, на полевых станах колхозов и совхозов Ярославского, � ыбинского, Тутаевского, Некрасовского, Большесельского, Костромского, Судиславского, Галичского, Сусанинского, Красносельского, Переславского и � остовского районов. В свободное от концертов и репетиций время артисты участвовали в полевых работах, например, помогали в уборке сена. � ебята готовы были оказать любую помощь и оказывали ее. Так, в одной из деревень они участвовали в ликвидации пожара. Ю. Суворов, участник агитационно-концертной бригады Ярославского Дворца пионеров вспоминает: « В моем альбоме сохранилась программа праздничного концерта, который состоялся 7 ноября 1942 года на сцене театра им. Ф.Г.Волкова. �­то был тысячный концерт!… А ведь прошло меньше полутора лет войны… Мы выступали со своими концертами в Центральном Доме Советской Армии, в Московском городском и районных Домах пионеров, по Всесоюзному радио» [52]. «Самым ответственным стал отчетный концерт в Доме Красной Армии, - делится своими впечатлениями Юрий Иванович. – Первыми выступали столичные коллективы, а следом за ними мы. Наше выступление потрясло искушенную публику. Ярославская концертная бригада была признана лучшей в стране. Нам повезло: во время поездки в Москву мы видели один из первых салютов в честь победы Красной Армии». [53].

Таким образом, будучи непременными участниками многих патриотических дел, осуществляя огромную общественно-полезную деятельность, педагогические и ученические коллективы ярославских и костромских школ являлись частью борющегося народа. За делами школьников, конечно же, стояли взрослые, в первую очередь педагоги и воспитатели, считавшие гражданское воспитание подрастающего поколения, вовлечение детей и подростков в активную общественно-полезную работу приоритетным направлением в своей деятельности. Идя в авангарде всех трудовых и культурно-массовых мероприятий, учителя своим примером вдохновляли детей на самоотверженный труд и широкую общественную деятельность на благо � одины и приближение Победы, культивируя в юных сердцах уверенность в том, что «нельзя победить страну, в которой даже дети горят единым желанием помочь фронту разгромить врага» [54].

Источники:

  1. Ярославский педагогический вестник. 1998, № 4. С. 42,44,47.
  2. Учительская газета, 1941, 1 августа
  3. Очерки истории Ярославской организации КПСС 1938-1965. / Науч.ред. В.Т.Анисков. – Ярославль: Верх.-Волж.кн.изд-во, 1990. С. 59,60.
  4. Анисков В.Т. С полей колхозных на проля сражений. Ярославль, 1970. С. 56.
  5. Юные ярославцы в годы Великой отечественной войны. .- Ярославль, 2007. С.12.
  6. Государственный архив Ярославской области (ГАЯО). Ф.� -2224. Оп.1. Д.61. Л.8,19; ГАЯО. Ф.� -2224. Оп.1. Д.64. Л.98,150; Ярославская область за 50 лет: 1936-1986: Очерки, документы, материалы. Науч.ред.В.Т.Анисков.-Яр.: Верх.-Волж.кн.изд-во, 1986. С. 138-139.
  7. Шелия Ж.А. Госпитали в годы Великой Отечественной войны (по материалам Ярославской и Костромской областей).Автореферат. С. 17,18.
  8. Северный край, 1995, 31 октября.
  9. Юные ярославцы в годы Великой отечественной войны. С.22-23.
  10. Шелия Ж.А. Госпитали в годы Великой Отечественной войны... С.23.
  11. Юные ярославцы в годы Великой Отечественной войны. С.20; Муниципальная система образования. Информационный сборник. Ярославль, 2001. С. 15-16; � озова С.Н. Полвека в школе. Записки сельской учительницы. –М., 1954.С.45; Ярославцы-Заслуженные учителя. / Авторы-составители В.Шаров, О.П.Шарова. – Ярославль: Академия развития, 2006. С 245.
  12. Муниципальная система образования. С. 16-17.
  13. Учительская газета. 1942,28 января.
  14. Хохлов А. Юность мужает в борьбе. Из истории Ярославской организации ВЛКСМ. Ярославль, Верх.-Волж.Кн.изд., 1978. С.144.
  15. Муниципальная система образования. С. 16-17.
  16. Юные ярославцы в годы Великой Отечественной войны. С. 20.
  17. Хохлов А. Указ.соч. С. 170.
  18. Муниципальная система образования. .С. 16.
  19. Учительская газета 1942, 25 июня; Учительская газета 1942, 16 июля; Муниципальная система образования. Информационный сборник. Ярославль, 2001. С. 15-16; Ярославцы-Заслуженные учителя… С 245.
  20. Юные ярославцы в годы Великой Отечественной войны.С. 20.
  21. Очерки истории Ярославской организации КПСС. Гл.ред. Волков П.В. Ярославль, Верх.-Волж.кн.изд-во, 1967. С. 408.
  22. Хохлов А. Юность мужает в борьбе… С. 167-168.
  23. Комсомольская правда, 1943, 1 января.
  24. Там же.
  25. Северный рабочий, 1943, 6 января.
  26. Ярославская область за 50 лет… С. 131.
  27. � озова С.Н. Полвека в школе. Записки сельской учительницы. –М., 1954.С.45.
  28. Центр документации новейшей истории Ярославской области (ЦДНО). Ф. 272 оп. 224. д. 423. Л. 56.
  29. ГАЯО.Ф.� -2224, оп.1, д.110.Л 52,53,54.
  30. Спасибо русским женщинам.// Ветераны и молодежь, № 6-7 (март). С. 5.
  31. Политическая агитация, 1983, №8. С.25
  32. ГАЯО.Ф.� -2224, оп.1, д.110.Л 36-37.
  33. Учительская газета 1942, 2 декабря.
  34. Политическая агитация, 1983, №8. С. 25
  35. ЦДНИЯО. Ф.272.Оп.224,д.1417. л.154.
  36. Отчет о работе Ярославского городского Совета депутатов трудящихся за декабрь 1939-март 1945 г… С.19.
  37. Северный рабочий, 1942, 28 октября.
  38. Северный рабочий, 1945, 28 февраля.
  39. Северный рабочий, 1945, 6 февраля.
  40. ГАЯО. Ф.� -1075. Оп.1. Д.239.Л.70.
  41. Юные ярославцы в годы Великой Отечественной войны. С. 20.
  42. Горобченко В.А. Живем в Отечестве своем.// Учебный год, апрель 2006. С. 33.
  43. Михайлова Е.Н. Нравственное воспитание школьников в годы Великой Отечественной войны.// Советская педагогика, 1986, №2. С.97.
  44. Юные ярославцы в годы Великой Отечественной войны. С.11.
  45. � озова С.Н. Полвека в школе. Записки сельской учительницы. С. 46.
  46. Муниципальная система образования. С. 16.
  47. Политическая агитация, 1983, №8. С.25.
  48. Очерки истории Ярославской организации КПСС 1938-1965 / Науч.ред. В.Т.Анисков.- Ярославль, 1990. С. 106.
  49. Хохлов А. Указ.соч. С. 141.
  50. Стахановец транспорта, 1941, 29 июня.
  51. Юные ярославцы в годы Великой Отечественной войны. С. 9-12.
  52. Юность, 1965, 20 мая.
  53. Юные ярославцы в годы Великой Отечественной войны. С. 16-17.
  54. Муниципальная система образования. С. 15-16.
Читать еще:

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Подписаться на новые статьи:


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru