Система частей речи в русском языке. 5-й класс
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Система частей речи в русском языке. 5-й класс

Цели урока:

  • знать систему частей речи в русском языке;
  • знать, каково грамматическое значение каждой части речи;
  • уметь правильно ставить вопрос.

Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Повторение.

На доске записано предложение: Кустик травы вдруг шевельнется да и обернется поджарой и быстрой лисичкой.

Задание: заполните таблицу, используя слова из предложения.

Часть речи

Что обозначают слова этой части речи?

Слова этой части речи

На какие вопросы отвечают?

1. Имя существительное Предмет Кустик, травы, лисичкой Что? Чем?
2. Имя прилагательное Признак предмета Поджарой, быстрой Какой?
3. Глагол Действие предмета Шевельнется, обернется Что сделает?
4. ?   Вдруг Как?

- Слово “вдруг” мы пока оставим и вернемся к нему позже. При помощи таблицы мы повторили известные нам части речи.

3. Знакомство с новым материалом.

- Теперь откройте учебники на странице 27. Возьмите карандаши, по ходу моего чтения стихотворения “Веселая грамматика” подчеркните известные вам части речи.

Весёлая грамматика

Существительное – школа.
Просыпается – глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришёл.
Встали мы – местоименье,
Бьёт числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.

Не и ни – у нас частицы.
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах!
А потом
У тёплой печи
Повторяем
Части речи!

(О.И. Высотская)

(Дети перечисляют известные им части речи: существительное, глагол, прилагательное, местоимение, числительное, междометие, частицы).

- Какие части речи здесь не встретились? (Предлоги и союзы).

Для дальнейшего знакомства показываем ребятам заранее записанное на доске предложение без предлогов:

(Над) цветами кружатся золотые пчелы. Проснулись малиновки. Перья (на) их грудках окрашены (в) цвет утренней зари. (М.Горький)

- Скажите, чего не хватает в этом предложении? Слов какой части речи? (Предлогов)

Восстановите текст. (Ученик читает получившийся вариант).

- Предлоги, союзы и частицы, ребята, что-то обозначают, или служат для связи слов в предложении? (Служат для связи слов в предложении).

- Поэтому части речи делятся на служебные и самостоятельные. (Графически показываем на доске)

Части речи

Самостоятельные, Служебные

4. Закрепление.

а) Работа с упр.68 (выполняется по вариантам).

Сначала проговариваем с детьми вопросы, на которые отвечают имя существительное, имя прилагательное и глагол, записываем вопросы на доске.

Затем ребята 1 варианта выписывают из упражнения только существительные, 2 варианта – прилагательные, 3 варианта – глаголы.

Смотреть, смотр, осмотрительный; поплавок, плавательный, плавать; поход, походный, ходить; интерес, интересоваться, интересный; синий, синева, посинеть.

Читаем вслух полученные варианты.

- Скажите, эти части речи будут самостоятельными или служебными?(Самостоятельными).

б) Работа с упр.69. Учитель читает текст классу.

Мы с сынишкой собрались в лес по грибы. И только свернули тропой с проселочной дороги, навстречу нам из лесу собака Клеопарда. Злющая – чистый волк.

Сынишка был впереди меня. Он хотел кинуться назад, ко мне, но я успел крикнуть ему:

- Только не беги! Иди, как шел.

Ускорив шаг, я поравнялся с сынишкой и взял его за руку. Ни ружья, ни палок у нас с собой не было: одни пустые корзинки. Обороняться было нечем.

А Клеопарда была уже в нескольких шагах от нас. Или мы ей дорогу должны были уступить, или она нам: тропа была узкая, а по сторонам – грязь.

- Вперёд без страха и сомненья! – произнёс я как можно веселее, крепко сжимая руку сынишки.

Клеопарда остановилась и молча оскалила зубы. Миг был решительный. Я ещё твёрже шагнул – раз, два, три…

Свирепое животное вдруг прыгнуло в сторону и, увязая в глубокой грязи, прошло мимо нас стороной.

- Видишь? А ты хотел бежать.

- Ух, страшно!

- А убегать ещё страшней. (В.В. Бианки.)

- Теперь давайте выпишем выделенные слова вместе с теми, к которым они относятся. Затем поставим к выделенным словам вопросы. Ученики по очереди выходят к доске и записывают словосочетания.

Был (где?) впереди.

Кинуться (куда?) назад.

(Куда?) Вперёд

Сжимая (как?) крепко.

Шагнул (как?) твёрже.

Прыгнуло (как?) вдруг.

Убегать (как?) ещё страшней.

- Ребята, слова, к которым мы ставили вопросы будут являться наречиями. Эта часть речи не изменяемая, потому что не склоняется и не спрягается.

- Скажите, какая часть слова является изменяемой? (окончание). Тогда, чего не будет у наречия, раз оно не изменяется? (окончания).

- Молодцы, подумайте над следующим вопросом: если прилагательное обозначает признак предмета, потому что задаем мы вопрос от существительного, то признак чего будет обозначать наречие? (признак действия). Давайте вернемся к таблице, которую оставили в начале урока и допишем недостающую информацию. (часть речи, что обозначает, вопросы)

5. Итоги урока.

- На какие группы делятся части речи?

- Перечислите самостоятельные части речи и служебные.

- Каково грамматическое значение каждой самостоятельной части речи?

- Расскажите, что вы узнали о наречии?

6. Домашнее задание упр.70. Консультирование.

Читать еще:

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Подписаться на новые статьи:


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru