Экспрессивные возможности односоставных предложений в произведениях писателей и поэтов Заполярья
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Экспрессивные возможности односоставных предложений в произведениях писателей и поэтов Заполярья

В основе работы учителя-словесника по воспитанию интереса к предмету лежит постоянное внимание к изобразительным возможностям русского языка, к тем его достоинствам, которые делают русский язык одним из самых выразительных, богатых и красивых языков мира. Красота и богатство русского языка в полной мере могут раскрыться лишь в процессе повседневной и кропотливой работы на каждом уроке, цель которой – пробудить интерес к слову.

Изобразительные возможности языка раскрываются перед школьниками наиболее полно, когда изучение языковой темы проводится на материале художественной литературы.

Так, при изучении односоставных предложений в 8 классе был проведен урок словесности с элементами исследовательской работы. Обучающиеся до урока провели исследование прозаических и поэтических произведений, изучили грамматические основы в художественных текстах, подобрали интересный материал из библиографии писателей и поэтов Заполярья, определяли вид односоставных предложений, их экспрессивные возможности. В процессе работы школьники рассматривали односоставные предложения, исследовали, старались проникнуть в тайны писательского труда. Приобщались к культуре художественного слова. Интересен тот факт, что использование элементов проблемных, поисковых, исследовательских методов обучения делает процесс усвоения знаний более продуктивным. Развитие исследовательских умений и навыков обучающихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе, сделать занятия увлекательными и плодотворными, развивать творческие способности школьников, воспитывать их самостоятельность и уважительное отношение к труду.

Тип урока: урок словесности.

Форма урока: урок-практикум с элементами учебно-исследовательской работы.

Новые технологии: технология встречных усилий (ТВУ), индуктивный способ подачи материала (учащиеся сами на основе примеров делают выводы).

Пять основных этапов урока, построенного в соответствии с ТВУ:

  1. Начало урока: разминка
  2. Контрольно-подготовительный этап: опрос по предыдущим темам.
  3. Постановка учебной цели: «вызов», обеспечивающий интерес к поставленной цели, мобилизацию сил, знаний.
  4. Этап «сотворчество»: сведение воедино усилий всех участников.
  5. Рефлексивный этап: осмысление результатов работы, оценивание, участие в разработке домашнего задания.

Цели урока:

  1. актуализировать знания учащихся о двусоставных и односоставных предложениях; обобщить и систематизировать знания учащихся о видах односоставных предложений, совершенствовать синтаксические умения обоснованно разграничивать виды односоставных предложений;
  2. раскрыть экспрессивные возможности односоставных предложений;
  3. развивать внимание к слову, формировать у учащихся умение находить односоставные предложения в художественном тексте и применять их в собственной речи.

Оборудование: Тексты художественных произведений В.Берлина, В.Якунина, П.Беспрозванной, Р.Марковой, дидактический материал «Краеведение на уроках русского языка», «Уроки словесности», «Художественное слово о Кольском Севере», алгоритмы, таблицы, результаты исследовательских работ учащихся.

Средства обучения: Учебник М.М. Разумовской, средства зрительно-слуховой наглядности (таблицы), информационные технологии (компьютер) по принципу когнитивной визуализации (доступность, наглядность, познавательная, эмоциональная направленность обучения).

Подход к преподаванию: личностно-ориентированный.

Компетенция: коммуникативная, культуроведческая.

Эпиграф:

1) Заполярье…
Печальная древняя Русь.
Край замшелых болот
И корявых берез… (В.А.Смирнов).

2) Поэзия есть одна из форм познания при помощи слова. (А.А.Потебня).

3) Заглядывание в глубь строки – это и есть в прямом смысле заглядывание внутрь себя самого, познание себя. (В. Зинченко).

4) Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. (К.Г.Паустовский).

Основные задачи (высвечивается на экране доски):

конкретному ученику:

  1. осознание включенности в общую работу;
  2. коммуникативную готовность работать в группе;
  3. становление активной, субъективной позиции в учебной деятельности;

учебной микрогруппе:

  1. развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;
  2. формирование целостно-ориентационного единства группы;
  3. поощрение гибкой смены социальных ролей в зависимости от ситуации;
  4. принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;

связке «класс – учитель»:

  1. нестандартное отношение к организации образовательного процесса;
  2. нахождение общих для обеих сторон целей учебной работы;
  3. формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодейстию;
  4. повышение познавательной активности класса;
  5. многомерное освоение учебного материала.

Ход урока

I. Начало урока, «разминка».

(Необходимо создать эмоциональный настрой на совместную работу).

Как работают односоставные предложения в художественном тексте, каковы их экспрессивные возможности и синтаксическая роль?

Ответы на поставленные вопросы, я уверена, мы получим, изучив тему сегодняшнего урока, к которому мы с вами готовились (4 группы учащихся по 5 человек работали над изучением прозаических и поэтических произведений, ребята изучали структуры ГО в художественных текстах).

Перед вами отрывки из произведений В. Семенова и В. Панюшкина (высвечивается на экране).

Выделите грамматические основы (ГО), определите способ их выражения, темы стихотворений.

1) Люблю я заполярный край…
Люблю взойти на самый верх,
Взглянуть на Кольский полуостров,
Где все затем и низкоросло,
Чтоб был высоким человек. (В.П.Семенов).

2) Чистоте учусь у снега.
Доброте учусь у солнца.
Глубине – у океана.
И спокойствию – у звезд. (В.В. Панюшкин).

– Выслушав ответы учеников, учитель предлагает учащимся ответить на вопрос: «Как, по-вашему, отрывки связаны с темой урока?» (Ответы учеников).

– Верно, поэзия, по выражению А.А. Потебни, «есть одна из форм познания при помощи слова».

И мы сегодня будем изучать с помощью «самого богатого, меткого, могучего и поистине волшебного русского языка» наш Кольский Север, читая произведения поэтов и писателей Заполярья.

А слово поэта рождается в процессе творчества.

По мнению М.М.Пришвина, « в каждой душе слово живет, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ. Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени.

Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на земле горит еще тысячи лет. Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во вселенной».

Обратим внимание на один из эпиграфов к нашему уроку:

Заполярье…
Печальная древняя Русь.
Край замшелых болот
И корявых берез… (В.А.Смирнов).

II. «Погружение».

Дайте характеристику записанных предложений, опередите их вид, ответьте на поставленные вопросы (1-й вопрос задает учитель, ученик, ответив, сам задает вопрос следующему ученику и т.д.).

  1. Какие предложения называются односоставными?
  2. Что называется определенно-личным предложением?
  3. Какова роль назывных предложений? о/л, н/л,об/л,б/

Контрольно-подготовительный этап урока – основа для продуктивного освоения учебного материала.

Входная диагностика.

А) Прием «Лови ошибку»: определи вид односоставных предложений, выдели ГО.

1. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.

 

 

 

– н/п

2. Холодно. Ветрено.

 

 

 

– б/л

3. Уходим завтра в море.

 

 

 

– о/л

4. Цыплят по осени считают.

 

 

 

- об/л

5. На деньги ума не купишь.

 

 

 

– об/л

6. Умом России не понять.

 

 

 

– об/л

7. Вот парадный подъезд.

 

 

 

– н/п

8. Вам звонят.

 

 

 

– н/л

9. Нет времени.

 

 

 

– б/л

10. Думайте и отвечайте.

 

 

 

– о/л

11. Отчего так весело тебе?

 

 

 

– б/л

12. Стой за правду горой.

 

 

 

– об/л

13 Пожаром пахнет.

 

 

 

– б/л

14 Меня отпустили вчера.

 

 

 

– н/л

15. Позвони другу.

 

 

 

– о/л

16. Не спеши языком, торопись делом.

 

 

 

– об/л

17. Шепот, робкое дыханье, трели соловья.

 

 

 

– н/п

18.

Мы с тобой на кухне посидим,
Сладко пахнет белый керосин,
Острый нож да хлеба караван,
Хочешь, примус туго накачай,
А не то веревок собери
Завязывать корзину до зари,
Чтобы нам уехать на вокзал,
Где бы нас никто не отыскал. – 9 ГО (О.Мандельштам)

На экране появляется правильный ответ, ученики сверяют свои ответы.

Б) Работа с таблицей № 1 (приложение 1). Обобщите имеющиеся знания об односоставных предложениях в виде таблицы-памятки.

В) А теперь «Повтор с расширением» (задание для 4-х групп учащихся). Работа с текстом, который на парте у каждого лежит.

1-я гр. – № 12, 2-я гр. – № 14, 3-я гр. – № 15, 4-я гр. – № 10.

Задание:

    1. Найдите все односоставные предложения, определите способы, руководствуясь памяткой.
    2. Найдите средства выразительности и экспрессивной оценки текста.
    3. Какую роль играет синтаксическая организация текста для выражения авторского замысла и читательского восприятия.

Г) «Вопросы к тексту» (на экране и доске): Как определить экспрессивные возможности односоставных предложений (словарная работа: экспрессия – выразительность, сила выражения, проявления чего-либо).

III. Сотворчество как этап урока (ЭИ – портреты, отрывки из стихотворений).

А) 1. Отчет исследовательских групп:

1-я гр. – Назывные предложения в произведениях мурманских поэтов (листик, стр. 2–3, 4 сб. «Хибинская тетрадь»).

2-я гр. – Определенно-личные предложения.

3-я гр. – Неопределенно-личные предложения.

4-я гр. – Безличные предложения.

Учащиеся записывают все виды односоставных предложений, подчеркивают ГО, определяют экспрессивные возможности и стилистическую роль.

А) 2. Сверьте с таблицей № 2 (приложение 2).

(Высвечивается на экране – доска).

Назывные (номинативные) предложения

Поздно,
Не убежать, –
Стадо в загоне?..
Выстрел, еще и еще
Снежная гарь до небес,
Бойня в разгаре.

Сентябрь, удивляться и охать! (Р.Маркова «Сентябрь, удивляться и охать»).

Игра – гаданье в святочные дни,
На воске, книгах, на кофейной гуще…
(Р.Маркова «Игра – гаданье в святочные дни»).

Тундры усталые плечи
И негасимый закат.
(В.Берлин «Тундры усталые плечи»).

Определенно-личные

Скажем, в небе звезда народилась.
Вот попробуй! Загадывай! Жди!
(В.Якунин «Звезды падали во тьму мирозданья).

Ну что ж, посидим без огня, (П.Беспрозванная «Ну что ж, посидим без огня»).

Спрошу у руки. (В.Берлин «Истоки»)

Неопределенно-личные

Как хорошо, коль дома ждут! (В.Берлин «Заготовка дров»)

А недавно за каждый укор
Каждым взглядом просили прощенья.
(Р.Маркова «Что осталось от нашей зимы»)

Безличные предложения

Звезды падали во тьму мирозданья.
И сгорали. А мне не спалось.
(В.Якунин «Звезды падали во тьму мирозданья»)

Бессубъектность – это отсутствие в структуре предложения не только подлежащего и сказуемого, но и семантического субъекта. Например: Вечереет.

Безличность – это отсутствие у глагола – сказуемого связи с участниками речевой ситуации – говорящим и слушающим, то есть отсутствие категории лица.

М.В.Ломоносов так сказал об определенно-личных предложениях: «Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит».

Б) «Кластер» (на экране и доске): идеи группируются в определенные блоки и располагаются вокруг ключевого слова:

Экспрессия – лат. выразительность.

В) Итоговая диагностика (на экране и доске):

(ЭН) Тест. Укажите номера односоставных предложений.

  1. Сижу и читаю.
  2. Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
  3. Уже совсем стемнело.
  4. В дверь постучались.
  5. В полях уже тает снег.
  6. Везде следы пожара.
  7. Мне грустно.
  8. На улице похолодало.
  9. Здравствуй, милая мамочка!
  10. Люблю я запорный край.

С проверкой (на экране – доске высвечиваются ответы):

Ответы: 1, 2, 3, 4, 6–9.

IV. Рефлексивный этап урока.

А) Итак, обратимся к эпиграфам нашего урока, подведем итоги нашей работы.

  1. Чем односоставные предложения отличаются от двухсоставных?
  2. На какие две большие группы делятся односоставные предложения? Какой признак положен в основу этого разграничения?
  3. Как «работают» односоставные предложения?
  4. Как «работают» односоставные предложения в художественном тексте?

Б) «Эссе»: Дорогие ребята, в течение урока мы с вами рассматривали односоставные предложения, наблюдали, анализировали, исследовали, были внимательны к родному языку, старались проникнуть в тайны писательского труда, приобщались к культуре художественного слова. Мы увидели, что мурманские писатели и поэты активно используют в своих произведениях односоставные предложения. Радует то, что вы хорошо сегодня работали на уроке, учились понимать слово, искали в нем скрытый смысл, восхищались творчеством поэтов Заполярья. Хочется верить, что и вы сможете использовать в своей речи односоставные предложения.

Для написания письменного задания вам предлагается следующие темы: (5 мин.).

«Наш город», «Мой друг», «Осенняя прогулка».

V. Д/З:

1-й уровень: упр. 143 в учебнике М.М.Разумовской, стр. 89–90.

2-й уровень: Найти и выписать одн. предложения из газет, художественных произведений (25 предложений по 5 каждого типа).

3-й уровень: Написать сочинение, используя все виды односоставных предложений.

«Дело словом не заменишь».
«Стой за праву горой».
«Любите и изучайте русский язык».

Читать еще:

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Подписаться на новые статьи:


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru