Бинарный урок технология + ИЗО "Родословная матрешки"
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Бинарный урок технология + ИЗО "Родословная матрешки"

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Цель: Познакомить учащихся с родословной русской матрешки, с росписью игрушки. Привить любовь к прекрасному, к русской народной песне. Любить Родину, свой народ, уважать и прославлять русские традиции, развивать навыки росписи по дереву, творчески подходить к решению поставленной задачи.

Задачи: Расширить у детей запас знаний, о русской народной игрушке, научить навыкам русской росписи, улучшить мастерство ручных работ, научить учащихся работать в группах и творчески.

Оборудование: Плакаты с пословицами и поговорками о труде, изображения с матрешками разных видов, образцы игольницы в виде матрешки с технологической картой, тест правила ТБ при выполнении ручных работ, деревянные болванки матрешек, краска гуашь и кисти.

Учитель: Здравствуйте дорогие ребята, и уважаемые гости, мы рады приветствовать вас на нашем не обычном бинарном уроке ИЗО – технология ( бинарный, значит совмещенный ). Почему возникла такая идея, провести совместный урок? Да потому, что и на уроках технологии и на уроках ИЗО мы вас учим работать творчески, развиваем ваши таланты, и очень часто берем за основу – работы русских мастеров и умельцев. Ввусских мастеров и умельцев.вот логии и на уроках ИЗО мы вас учим работать творчески, развиваем ваши таланты, и очень часто береот и сегодня наша тема урока “РОДОСЛОВНАЯ МАТРЁШКИ”.

Современные дети хорошо знакомы с разнообразными игрушками, подчас довольно сложной конструкции с применением радиоуправления, электродвигателей, компьютерной техники. Игрушка наших дней помогает детям освоить современный жизненный опыт. Но редко увидишь у детей традиционную русскую потешку, разве что птичку свистульку, да матрешку. Игрушки эти и сегодня радуют, удивляют, изумляют.

Матрешка – одна из любимых детских игрушек, популярный сувенир. В ней поэтично воплощены русские национальные черты, особенности национального искусства. Одинаковые по форме, матрешки различаются количеством вложенных в фигурок, богатством росписи.

Показ слайдов: (видов матрешки).

Учитель: Деревянная точеная фигурка девушки в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Фигурка разнимается и вдруг из нее появляется другая меньшего размера фигурка, но такая же красивая, потом еще и еще…

Вы, наверное, думаете, что матрешке уже лет триста или больше того? Нет ей всего сто лет. Биография ее начинается, с одного, казалось бы, незначительного случая.

Историческая справка

Ученица-1: В Подмосковье, на берегах живописной речушке Вори, раскинулось старинное поместье Абрамцево. После 1870 года, когда усадьба была продана Савве Мамонтову – богачу и щедрому меценату, место это было превращено в творческую мастерскую художников, музыкантов, писателей, артистов. Прилагая много усилий и стараний в поддержании художественных ремесел, Абрамцевский кружок собирал, спасая от гибели и забвения, старинную утварь, предметы обихода, резные украшения крестьянских домов.

Ученица-2: И вот однажды обитателям Абрамцева попала японская деревянная кукла – фигурка добродушного лысого старика. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась в верх от постоянных раздумий. Фукурума раскрывался, и в нем находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Фигурки эти понравились мастерам и послужили прообразом нашей матрешки.

Из прославленного игрушечного царства Троице – Сергиево посада был призван лучший мастер игрушечных дел Василий Звездочкин. С большим старанием и в ручную изготовил он первую модель матрешки. В истинном крестьянском духе с его наивной простотой, любовью к ярким краскам расписал эту модель художник Сергей Малютин. Эта матрешка состояла из восьми фигурок. Изображала она девочку в сарафане и платочке с черным петухом на руках. ( показ на плакате рисунка ). За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т. д. Окрестили ее “Матрешкой”, соответственно крестьянскому обличаю, и крестьянскому имени Матрена.

Девочка читает стихотворение Сергея Жульков.

“Русская Матрешка”

Кто матрешку создал, я не знаю,
Но известно мне, что много лет,
Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуемной страсти,
Истинную русскую красу.
На щеках навел зари румянец.
Неба синь блесну в ее глаза.
И пустив в неповторимый танец,
Он, должно быть, весело сказал:
Ну, так что ж, гуляй по свету,
Весели себя, частной народ…
И матрешка через всю планету
До сих пор уверенно идет.
Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице.
И летит за ней по миру слава,
О безвестном мастере – творце!

Учитель: Матрешка привлекла внимание покупателей своей оригинальностью и стала пользоваться большой популярностью и спросом, несмотря на дороговизну.

В начале 1900 года, мастерская С. Мамонтова “Детское воспитание” закрылась. Ассортимент игрушек этой мастерской перешел к Московскому земству, которое еще в 1891 году открыло в Сергиевом Посаде учебно-показательную мастерскую. Сюда перекачивали и матрешки. Уже в 1900 году матрешка появилась на всемирной выставке в Парижа, ее своеобразная форма привлекла и очаровала иностранцев. В 1904 году земская мастерская получила большой заказ. Начался массовый вывоз матрешек за границу.

Ученик: Изготавливали матрешек из липы, берёзы. Дерево сушат потом распиливают на бруски, из брусков вытачивают фигурки они называются болванки, вначале самую маленькую, потом побольше и так далее.

Готовые матрешки мастерицы художницы расписывают яркими красками – “одевают” куклу в пестрые одежды. После этого рисуют лицо: глаза, губы, наведут румянец и оживает кукла. После того как краска высохнет ее покрывают лаком в несколько слоев.

Учитель: Мы сегодня тоже попробуем одеть матрешку. Перед вами лежат деревянные болванки в форме матрешек, краски, кисти, но прежде чем приступить к работе заполним тест по ТБ.

Практическая работа 25-30 минут.

(Звучит русская народная музыка).

Дети делятся на группы по восемь человек, и каждый ребенок расписывает одну куклу.

Когда работа закончена, девочки делают презентацию своих работ.

Восемь кукол деревянных.
Круглолицых, и румяных,
В разноцветных сарафанах,
На столе у нас живут.
Всех матрешками зовут.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста,
Разнимается она,
На две половинки.
В ней живет еще одна,
Кукла в серединке.
Эту куколку открой,
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притертую и сумеешь ты найти,
куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется в нутрии.
Прячется в ней пятая,
Куколка пузатая.
А в нутрии она пустая,
В ней живет шестая.
А в шестой - Седьмая,
А в седьмой – Восьмая.
Эта кукла меньше всех.
Чуть побольше, чем орех.
Вот поставленные в ряд,
Сёстры – куколки стоят.
- Сколько вас? У них мы спросим,
И ответят куклы: ВОСЕМЬ!

Учитель: Суть русской матрешки остается прежней, дружба, любовь и гостеприимство. Как посланница этих добрых чувств, она приходит в наш дом. Вот и сегодня она пришла к нам с частушками, баранками и самоваром.

(Презентация второй группы).

Частушки

Мы матрешки, мы подружки,
Утром рано мы встаем,
Вшестером поем частушки,
И танцуем в всемером.
Никогда мы не скучаем,
Семь у нас платочков есть,
Чашек семь у нас для чая,
И салфеток тоже семь.
И кроваток нам не нужно,
Потому что в час ночной,
Спим мы вместе,
Спим мы дружно,
Спим мы все одна в другой.
Наша русская матрешка,
Не стареет сотню лет,
В красоте в таланте русском,
Весь находится секрет.
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ,
О Руси родной умельцах,
На весь мир молва идет.
Мы матрешечки, да мы кругляшечки,
Все мы лаковые, одинаковые,
Как плясать пойдем,
Только пыль столбом.
Мы матрешечки, да мы сестричечки,
Мы толстушечки, да невеличечки,
А как петь пойдем да плясать пойдем,
То за нами вслед только пыль столбом.

Учитель: сегодня мы с вами на уроке познакомились с родословной матрешки, которая является одним из символов русского искусства. Она отображает дух гостеприимства, щедрость души русской, и любовь к людям. В настоящее время матрешки не являются любимыми игрушками современных детей, как это было раньше. Сегодняшнее занятие оставит в душе каждого из нас свой след, и память еще долго будет хранить радость, и гордость за свой народ, за свою Родину. Ведь такую красоту могли сделать только в России.

Всех приглашаем на чай с баранками и медом.

Читать еще:

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Подписаться на новые статьи:


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru