Разработка урока по теме "Глагол" (обобщение). 6-й класс

Разработка урока по теме "Глагол" (обобщение). 6-й класс

Цель:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме,
  • обратить особое внимание на совершенствование правописных навыков (личных окончаний глаголов, Ь после шипящих).

Оборудование: интерактивная доска

Ход урока

Начинаю урок с поставленной цели:

– Прочитайте тему урока. Как вы думаете, какие цели стоят перед нами сегодня, какие задачи нам нужно решить? Чем мы будем заниматься?

– Да, действительно, на сегодняшнем уроке мы должны повторить всё, что узнали о правописании безударной гласной в личных окончаниях глагола, Ь знака в окончаниях глагола второго лица единственного числа и закрепить умение правильно писать их. Задачи не из легких. Но мы должны их решить.

  1. Предлагаю учащимся решить орфографическую задачу.

На интерактивной доске выведены слова, которые нужно разделить с учётом их правописания на две группы.

Ответить на вопрос: По какому признаку каждую группу, в свою очередь, можно разделить на подгруппы? Приведите по1-2 примера.

Слова: раскаиваешься, багаж, молодёжь, сберечь, дач, стеречь, упряжь, пастбищ, ориентируешься.

- Устно произведите морфемный разбор слова сберечь.

  1. Закрепление и обобщение по теме.

Слово учителя.

Поскольку глагол по своей употребительности занимает 2-е место, а по данным Т.В. Напольновой, 17605 слов в русском языке составляют глаголы с безударными личными окончаниями.

1 Задание. На доске записаны слова с пропущенными гласными:

держ…тся , жал…т, руб…т, стро…т, кле…т, леч…т, ве…т, се…т, стро…мся, пиш…м, помо…шь,вытр…шь, рису…м.

Вставьте нужную гласную. Запишите слова, выделяя окончание глаголов, укажите спряжение, пользуясь алгоритмом.

(Алгоритм в виде “дерева” выведен слайдом на интерактивную доску)

Алгоритм:

1. Поставьте глагол читает в форму инфинитива.

2.

Вывод: пиши И.

3.

(Один ученик отвечает, остальные следят по своим работам. Внимательно выслушав своего товарища, дети оценивают ответ и при необходимости устраняют недочёты в нём).

Предлагаю провести взаимоопрос в парах: Рассказать друг другу алгоритм в виде “дерева”.

2 Задание.

Показ слайда. Определите спряжение глагола по форме инфинитива и запишите к каждому глаголу окончание 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа.

Сделайте графическое подчёркивание, например:

  • пишет ( на– ать, I–ое спряжение),
  • слышит (на – ать, 4 гл.,II– ое спряжение)
  • Кле–ить–II спр.,– ишь,– ите,– ит,– ят.
  • Се–ять–I спр.,– ешь,– ете,– ет,–ют.
  • Кол–оть– I спр.,– ешь,– ете,– ет,–ют.

После проверки показывается слайд с данной записью, чтобы у учащихся зрительный облик слова запомнился не только в форме инфинитива, но и в других личных формах.

3 Задание. (Показывается слайд, с пропущенными буквами в окончаниях)

Из данных пословиц выпишите глаголы в форме 2-го лица единственного числа. Графически выделите орфограмму “Мягкий знак в окончаниях глагола 2-го лица единственного числа”

Например, идёшь (2-е л., ед.ч.).

  • Днём раньше посе…ш…– неделей раньше пожн…ш….
  • По твоим делам о тебе судя…т.
  • Что посе…ш…, то и пожн…ш….
  • Глубже вспаш…ш…– больше хлеба возьм…ш….
  • Волков разбуд…ш…–и сам не усн…ш….

(Один ученик вписывает на доске нужные буквы, делает вывод).

  1. Выборочный диктант с классификационным заданием: из текста выписываются в левый столбик глаголы I спряжения, а в правый– II-го.  На доске слайд

Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль,
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
(С.Есенин)

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет тёмный лес.
(Н.Некрасов)

Ребята работают в парагруппах и проверяют работы друг у друга.

  1. Предлагаю устно решить задачу.

Глагол говорят–II спряжение, хотя инфинитив “говорить”. В чём здесь дело?

(Ответ: в окончании слова говорят гласный под ударением, а правило относится лишь к безударным гласным).

Приведите свои примеры.

  1. Подведение итогов урока

Задаю вопрос к учащимся:

– Как мы определяем личные окончания глаголов?

На основе ответов учащихся делаем вывод, который оформляется на доске.

II спряжение

И (– ат,– ят)

  • Все глаголы на ИТЬ  (кроме брить, стелить)
  • 7 глаголов на – ЕТЬ: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть.
  • 4 глагола на – АТЬ: слышать, дышать, держать, гнать.
I спряжение

Е (– ут,– ют)

Все остальные глаголы

  1. Учитель подводит итоги, выставляет оценки и благодарит детей за проделанную на уроке работу.
Читать еще:


Новые материалы:

Открытый урок окружающего мира по теме "Общество" :: Урок русского языка во 2-м классе по теме «Имя прилагательное» :: План-конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное как часть речи" в 3-м классе :: Урок окружающего мира по теме "Как живут животные?" :: Открытый урок в 7-м классе по теме: "Орнамент и узор, основы художественного конструирования" :: Жизнь Кабачка ( Ma vie de Courgette ), 2016 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list19.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list19.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list19.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Он и Она ( Mr & Mme Adelman ), 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Разработка урока "Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления". Математика, 1-й класс. Первые шаги

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина. 10-й класс

Урок литературы в 10-м классе интересен формой организации учебной деятельности: от заполнения сводной таблицы, отражающей причины, сущность изменения взглядов поэта по теме и наглядно демонстрирующей удивительное единство формы и содержания пушкинской лирики, до перевода информации из таблицы в опорную схему и создания нового речевого продукта – устного монологического ответа. Каждый этап работы сопровождается презентацией.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD