Система подготовки учащихся к творчески преобразующей деятельности в социуме

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют новых подходов в сфере образования. В “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года” перед системой образования поставлены новые приоритеты. При этом ведущей является подготовка молодого поколения, готового жить и действовать в информационном обществе, способного адаптироваться в быстро меняющемся социуме, стремиться к творческой преобразующей деятельности и выходу за пределы стандартного опыта.

Готовность к творчески преобразующей деятельности предполагает, что выпускник в условиях меняющейся ситуации способен действовать, анализировать свои действия, находить причину затруднений, построить новый проект своих действий. Все это означает способность человека к рефлексии.

Итак, обозначен ориентир, на который должно быть направлено образование. Становится ясно, что процесс образования должен не столько строиться по типу передачи предметного знания, предметных умений и навыков, сколько создавать условия для формирования и развития способностей ученика к деятельности, самоопределению, рефлексии, мышлению.

В соответствии с этим, политика образовательного учреждения должна быть направлена не столько на передачу учащимся конкретных знаний из различных областей, сколько на обеспечение условий для их самоопределения и самореализации, на гуманизацию, профилизацию и информатизацию образовательного процесса, на реализацию личностного подхода к обучению и воспитанию школьников.

Наше образовательное учреждение постоянно находится в режиме развития. Освоение новых педагогических технологий, информатизация учебного процесса, ранняя профилизация, психологическое сопровождение обучения и воспитания и другие инновации - постоянно в зоне внимания педагогического коллектива.

Принято говорить о достижениях и успехах лицея в том или ином направлении, однако сегодня мы считаем необходимым обозначить ряд проблем:

По направлению “Самоопределение” в лицее созданы определенные условия: существует система работы классных руководителей и педагогов-психологов по этому вопросу.

Однако, система эта касается большей частью профессионального самоопределения, но и при этом носит периодический характер, связанный с разовыми мероприятиями и не затрагивает вопросы творческого и личностного самоопределения.

По направлению “Самореализация” в лицее существует система дополнительного образования, включающая кружковую, секционную, предметную деятельность по нескольким направлениям. Однако, учитывая запросы учащихся, их родителей, требования современного общества необходимо введение таких кружков и секций, как хореографический, компьютерного дизайна, художественная фотостудия, клуб ораторского мастерства/

По направлению “Гуманизация” то есть переориентация на личностную направленность, как процесс и результат развития и самоутверждения личности и как средство ее социальной устойчивости в лицее создаются условия для воспитания гражданина, личностно-ориентированный подход провозглашен в обучении и воспитании. Однако на практике даже личностно-ориентированный подход реализуется ситуативно, а такие проблемы как приобщение к общественно-полезному труду, воспитанию ответственности остаются нерешенными.

По направлению “Профилизация” разработаны локальные акты по профильному обучению, разрабатываются учебные планы с учетом профильной направленности классов. Но нет возможности учесть и удовлетворить потребности всех и каждого, а значит, необходим переход на индивидуальные учебные планы.

По направлению “Информатизация” большое внимание уделяется укреплению материально-технической базы лицея, обучению кадров, информационно-коммуникативные технологии применяются и в обучении и в воспитании. Но с приобретением каждого нового компьютера растет вероятность замены живого общения на работу с машиной, а это ведет к проблемам со здоровьем и учащихся, и педагогов.

Направления политики образовательного учреждения по подготовке молодого поколения к жизни в современном обществе Какие условия созданы Недостатки, проблемы
Самоопределение Существует система самоопределения. - только профессиональное самоопределение;
- носит периодический характер.
Самореализация Существует система кружковой работы, спортивных секций:
  • Технического направления;
  • Физкультурно-спортивного направления;
  • Эколого-биологического направления;
  • Эстетического направления;
  • Художественно-прикладного направления.
Не все направления охвачены.

Нет:

  • хореографического кружка;
  • театрального кружка для среднего и старшего звена;
  • художественного конструирования;
  • моделирования.
Гуманизация - созданы условия для воспитания гражданина;

- в обучении и воспитании личностно-ориентированный подход провозглашен.

- личностно-ориентированный подход реализуется ситуативно;

- слабо решаются проблемы приобщение к общественно-полезному труду, воспитанию ответственности.

Профилизация - разработаны локальные акты;

- разрабатываются учебные планы с учетом профильной направленности классов.

- не учитываются потребности всех и каждого.
Информатизация - высокий уровень материально-технической базы;
- использование в учебно-воспитательном процессе;
- уделяется внимание подготовке кадров по ИКТ
- слабый уровень владения информационными технологиями;

- рост вероятности “перегибов”: замены живого общения на работу с машиной (проблема здоровья).

Миссия нашей школы - воспитание интеллектуально развитой, конкурентоспособной личности, подготовленной к продолжению образования и творчески преобразующей деятельности в социуме через интеграцию личностно ориентированного пространства.

Так каким же должен быть выпускник?

Поиск целевой установки образовательного учреждения связан сегодня не только с осмыслением его предназначения, но и с моделированием образа выпускника. Выпускник должен быть способен к самоопределению и самореализации. Человек, способный к самоопределению, ответственно относится к деятельности, не испытывает неопределенности и дискомфорта, умеет и уважительно относиться к иному, адекватен ситуации, осуществляет неслучайный выбор.

В 2006 году была разработана программа развития лицея, в которой значительное внимание уделено компонентам модели выпускника, сформулированным с учётом компетентностного подхода к воспитанию и обучению.

Для достижения соответствия программы развития, существующих моделей выпускника, реальным потребностям и запросам учащихся и их родителей с одной стороны и возможностям педагогов с другой стороны при подготовке к педсовету мы провели анкетирование среди учащихся и педагогов лицея. Цель анкетирования педагогов: вычленить проблемы, стоящие перед школой в организации процесса подготовки учащихся к творчески преобразующей деятельности в социуме ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

В анкетировании приняло участие 18 педагогов.

1. Педагоги лицея в работе с учащимися считаю важным влияние уровня образования, общей культуры, наличия неблагополучных и малообеспеченных семей, наличия семей, достаточно ответственно относящихся к родительским обязанностям, наличие семей, активно сотрудничающих с лицеем, и выделяют как проблему наличие семей, мало занимающихся вопросами воспитания ребенка.

2. Сегодня в ситуации привлечения родителей к деятельности лицея почти 90 % педагогов понимают важность изучения запросов потребителя.

3. При этом почти 83 % убеждены, что уже сейчас лицей обеспечивает образовательные потребности микросоциума.

4. 11 % из опрошенных педагогов считают, что лицей недостаточно конкурентоспособен и престижен в удовлетворении образовательных потребностей микросоциума.

5. 100 % опрошенных убеждены, что творческий поиск прогрессивных педагогических технологий способствует ли повышению конкурентоспособности лицея

6. Около 40 % опрошенных отмечают высокую степень важности наличия широкого спектра инновационных учебных программ в удовлетворении образовательных потребностей микросоциума.

7. Несмотря на существующие проблемы, 100 % педагогов оценили уровень гуманизации образовательного процесса как высокий и очень высокий.

8. Около 90 % педагогов считают наличие уровневой дифференциации в обучении средством достижения высокого уровня обученности и качества знаний учащихся.

Таким образом, результаты анкетирования демонстрируют недостаточное соотнесение реальных проблем образовательного учреждения с потребностями и возможностями микросоциума ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

По итогам анкетирования учащихся, в котором приняли участие 87 человек

(9-11 классов)

1. 66,6 % считают необходимым для реализации личных жизненных планов получение высшего образования.

2 человека не имеют представления о том, какое образование им необходимо.

2. Задачи, стоящие перед школой, учащиеся ранжировали следующим образом

Задача, которая не представляются детям актуальной:

- обеспечение пребывания в школе в течение полного дня.

Задачи важные для учащихся и нуждающиеся в решении:

- профилактика и предотвращение отклонений в поведении учащихся: курение, хулиганство, сквернословие, распитие спиртных напитков и др.;
- обеспечение, сохранение и поддержка здоровья;
- обеспечение физического развития;
- обеспечение условий для проявления и развития склонностей, способностей;
- обеспечение условий для освоения знаний, умений и навыков высоконравственного поведения;
- обеспечение условий для воспитания самостоятельности и чувства ответственности;
- обеспечение условий для обучения законам и правилам повседневного грамотного общения с людьми;
- обеспечение знания культуры, истории, религии разных народов мира;
- обеспечение знания национальной истории, культуры, религии;
- формирование навыков самостоятельного обучения;
- обеспечение освоения установленного обязательного объема знаний по предметам, в разных предметных сферах;
- предоставление возможности получить как можно больше знаний и умений в разных сферах;
- обеспечение подготовки, достаточной для получения образования более высокого уровня;
- обеспечение условия для освоения трудовых навыков профессиональной деятельности.

Задачи, решение которых необходимо при наличии у школы возможностей:

- обеспечение условий для воспитания законопослушного гражданина;
- обучение правилам и умениям пользования различными бытовыми предметами, инструментами, техникой;
- обеспечение знаний и навыков экологически грамотного поведения.

Надеемся, что взгляд на задачи современного обучения и воспитания глазами детей заставит нас задуматься над способами и методами обучения и воспитания.

На педагогическом совете по теме: “Воспитательная система – как элемент педагогической стратегии лицея №1 им. Н. К. Крупской. Эффективность развития” мы подводили промежуточные итоги работы.

В решении этой проблемы мы находимся на третьем этапе формирования, отработки и совершенствования компонентов воспитательной системы лицея, реализации школьных целевых программ.

Воспитательная система школы представляет собой комплекс взаимосвязанных блоков – компонентов:

  • цели;
  • деятельность, обеспечивающая их реализацию;
  • субъекты деятельности, ее организующие и в ней участвующие;
  • отношения, интегрирующие субъектов в некую общность;
  • среда системы, освоенная субъектами;
  • внутренние управление, обеспечивающее интеграцию всех компонентов системы в целостность.

С 2006 года школа работает над новой методической проблемой, на пути решения которой стоят задачи воспитательного характера:

  • Создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе путем удовлетворения потребностей учащихся в самообразовании и получения дополнительного образования;
  • Организация предпрофильной и профильной подготовки обучающихся;
  • Сохранение и возрождение духовного потенциала страны, ориентированного на утверждение в повседневной жизни общечеловеческих ценностей бытия;
  • Формирование общей культуры личности на основе обязательного минимума образовательных программ, адаптация обучающихся к жизни в обществе;
  • Воспитание человека-гражданина, интегрированного в современном ему обществе и нацеленного на совершенствование этого общества, и любви к Родине.
  • Сохранение и укрепление здоровья учащихся, воспитание в них стремления к здоровому образу жизни.
Читать еще:


Новые материалы:

Управленческий аспект в реализации программы по духовно-нравственному воспитанию :: Творческая группа педагогов: опыт организации и работы :: Авторская разработка урока граждановедения в 5-м классе по теме: "Гражданин" :: Социально-педагогическая деятельность «Права, обязанности и ответственность родителей в требованиях Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в РФ"» :: Стратегия управления качеством образования по результатам :: Вещий сон (), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Парты и стулья/Мебель/Детская/Столики и Стульчики/Столы детские / Дэми / Стол учебный СУТ 25-01 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Как при грыже позвоночника качать пресс

Как качать пресс при грыже позвоночника? Оглавление Сущность проблемы Принципы организации тренинга Правильный комплекс Можно ли качать пресс при грыже поясничного...

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Как накачать крылья гантелями

Как накачать крылья гантелями Широчайшие мышцы спины придают фигуре атлета ту самую массивность, благодаря которой его и можно назвать атлетом. Хорошо развитые и...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD