Два способа проверки безударной гласной и парной согласной в корне слова
Познание 21 век - все об образовании и школах

Два способа проверки безударной гласной и парной согласной в корне слова


адреса школ

учебное

новости науки

реклама

Цели:

  1. Учить способам проверки безударной гласной и парной согласной в корне слова.
  2. Формирование умения объяснять правописание изученных орфограмм; практического опыта разбора слова по составу.
  3. Способствовать обогащению словаря у детей.

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока

- Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте гостей, которые пришли сегодня к нам на урок. Мы отправляемся в путешествие, чтобы вспомнить, какими двумя способами можно проверять написание безударной гласной и парной согласной в корне слова. Мы побываем в двух волшебных городах. Друзья наша задача такова, узнать, как в этих городах живут слова. Итак, куда отправимся сначала? Поднимите руку те, кто хотел бы сразу отправиться в гости к словам с безударной гласной в корне? В путь возьмём воображение, смекалку, находчивость и весёлое настроение. Безударные гласные встречают вас с радостью, ведь они пишутся в таких словах как приветливо, добродушно, весёлые, счастливые. Нам нужно только научиться распознавать их и проверять разными способами, а какими, об этом и поговорим сегодня на уроке.

2. Закрепление пройденного

а) Чистописание гласных: а, о, е, и, я.
- Прочитайте этот стишок и найдите все безударные гласные, которые спрятались в словах.
(Ученик читает стишок, записанный на доске.)

«Взгляни вокруг: прекрасная природа
Нас призывает с нею в мире жить.
Дай руку, друг! Давай с тобой поможем
Планете и себе здоровье сохранить.»

- Как вы понимаете смысл этой пословицы? Расскажите, как вы заботитесь о своём здоровье?
- Какие знаете гласные, которые в слабой позиции нужно проверять?
- Запишите их слитно, обводя поочерёдно каждую овалом.
- Всё у нас теперь в порядке, наши буковки в тетрадке.

3. Словарная работа

- Всегда ли можно проверить безударную гласную? (Дети: - Нет.)
- Почему? (Дети: - Безударную гласную нельзя проверить в словарных словах.)
- Послушайте загадки и запишите отгадки.

а) Птичка – невеличка ножки имеет, а ходить не умеет.
Хочет сделать шажок – получается прыжок. (Воробей)

б) Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,
птица говорливая, самая болтливая. (Сорока)

в) Он в своей лесной палатке носит пёстренький халатик.
Он деревья лечит. Постучит и легче. (Дятел)

г) Днём спит, а ночью летает, людей пугает. (Сова)

- Какое слово лишнее? - Почему? (Дети: - В слове сова безударную гласную можно проверить).
- Как вы будете подбирать проверочные слова? (Дети: - Можно изменить форму слова. Например: сову, сов).
- Каким другим способом можно проверить в этом слове безударную гласную? (Дети: - Можно подобрать однокоренные слова: - совята, совушка).
- Запишите эти слова и разберите слова по составу (Один ученик выполняет работу на доске)
- Сделайте вывод, какими способами можно проверять безударную гласную в корне слова?
(Дети: - Для того, чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно изменить форму этого слова или подобрать однокоренные слова).

4. Физминутка «А сегодня у зимы новоселье»

5.

- Какие птицы из тех, что мы записали, живут в Сибири и остаются зимовать в наших краях?
- Какие птицы прилетают в наши края зимой?
- Как помочь зимующим птицам?
- Где чаще можно услышать пение птиц зимой?
- Почему? (Дети: - Потому, что в лесу тихо и спокойно).
- В нашем волшебном городе в лесу растёт замечательная ёлочка.
- Составьте предложение о ёлочке. (Одно предложение учащиеся записывают комментировано.)
- Подчеркните главные члены предложения.

6. Соревнование: «Чей ряд быстрее?»

- На ёлочке шишки, а на них буквы.
- Вставьте буквы в слова.
1 ряд: т.нуть, п.ля, кр.сивый, в.сна, ос.нь, выгл.нуло, з.ма.
2 ряд: цв.тными, х.лодный, защ.ти, в.да, тр.ва, н.бесный, м.ч.

7.

Учитель: - Вы хорошо научились проверять безударную гласную в корне и мы можем отправиться в город парных согласных.
- Послушайте историю, которая произошла с Незнайкой в этом городе.

«Как – то в город попал Незнайка с друзьями. И они пошли на рыбалку, поймали много рыбок. Когда их попросили написать, что у них в ведёрке, Незнайка написал: рыпки.»

- Согласные на него обиделись, почему?
- Как нужно проверять орфограмму парных согласных в корне? (Дети: - Нужно подобрать однокоренное слово или изменить форму слова, чтобы после парной согласной стояла гласная.)
- Поможем Незнайке? - Запишите проверочные слова к слову «рыбка»?
- Каким способом вы проверили орфограмму этого слова? (Дети: - Подобрали родственные слова: рыбок, рыба, рыбачить.)
- У рыбки, которую поймал Незнайка были очень большие глаза.
- Для какого слова слово глаза является проверочным? (Дети: - Глаз.)
- Скажите вывод, как ещё можно проверить парную согласную в корне слова? (Дети: - Можно изменить форму слова.)
- Используя данные правила, выполните задания по перфокарте.
(Учитель раздаёт перфокарты, на которой записаны слова с парной согласной.)

8. Фронтальная проверка выполненных работ по перфокарте, оценки

9. Итог урока

- У хорошей сказки – хорошая развязка.
- Где вы сегодня путешествовали?
- По каким одинаковым правилам живут в этих городах буквы, как можно проверить их написание в словах?
- Что больше всего понравилось в путешествии?

10. Домашнее задание по учебнику

Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта ВК:
Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта FB:

 
Автономная некоммерческая организация
средняя общеобразовательная школа "Познание - XXI век" в Новокосино.
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7. Тел. (916) 148-4547 .
E-mail: poznanie21@yandex.ru