Два способа проверки безударной гласной и парной согласной в корне слова

Два способа проверки безударной гласной и парной согласной в корне слова

Цели:

  1. Учить способам проверки безударной гласной и парной согласной в корне слова.
  2. Формирование умения объяснять правописание изученных орфограмм; практического опыта разбора слова по составу.
  3. Способствовать обогащению словаря у детей.

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока

- Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте гостей, которые пришли сегодня к нам на урок. Мы отправляемся в путешествие, чтобы вспомнить, какими двумя способами можно проверять написание безударной гласной и парной согласной в корне слова. Мы побываем в двух волшебных городах. Друзья наша задача такова, узнать, как в этих городах живут слова. Итак, куда отправимся сначала? Поднимите руку те, кто хотел бы сразу отправиться в гости к словам с безударной гласной в корне? В путь возьмём воображение, смекалку, находчивость и весёлое настроение. Безударные гласные встречают вас с радостью, ведь они пишутся в таких словах как приветливо, добродушно, весёлые, счастливые. Нам нужно только научиться распознавать их и проверять разными способами, а какими, об этом и поговорим сегодня на уроке.

2. Закрепление пройденного

а) Чистописание гласных: а, о, е, и, я.
- Прочитайте этот стишок и найдите все безударные гласные, которые спрятались в словах.
(Ученик читает стишок, записанный на доске.)

«Взгляни вокруг: прекрасная природа
Нас призывает с нею в мире жить.
Дай руку, друг! Давай с тобой поможем
Планете и себе здоровье сохранить.»

- Как вы понимаете смысл этой пословицы? Расскажите, как вы заботитесь о своём здоровье?
- Какие знаете гласные, которые в слабой позиции нужно проверять?
- Запишите их слитно, обводя поочерёдно каждую овалом.
- Всё у нас теперь в порядке, наши буковки в тетрадке.

3. Словарная работа

- Всегда ли можно проверить безударную гласную? (Дети: - Нет.)
- Почему? (Дети: - Безударную гласную нельзя проверить в словарных словах.)
- Послушайте загадки и запишите отгадки.

а) Птичка – невеличка ножки имеет, а ходить не умеет.
Хочет сделать шажок – получается прыжок. (Воробей)

б) Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,
птица говорливая, самая болтливая. (Сорока)

в) Он в своей лесной палатке носит пёстренький халатик.
Он деревья лечит. Постучит и легче. (Дятел)

г) Днём спит, а ночью летает, людей пугает. (Сова)

- Какое слово лишнее? - Почему? (Дети: - В слове сова безударную гласную можно проверить).
- Как вы будете подбирать проверочные слова? (Дети: - Можно изменить форму слова. Например: сову, сов).
- Каким другим способом можно проверить в этом слове безударную гласную? (Дети: - Можно подобрать однокоренные слова: - совята, совушка).
- Запишите эти слова и разберите слова по составу (Один ученик выполняет работу на доске)
- Сделайте вывод, какими способами можно проверять безударную гласную в корне слова?
(Дети: - Для того, чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно изменить форму этого слова или подобрать однокоренные слова).

4. Физминутка «А сегодня у зимы новоселье»

5.

- Какие птицы из тех, что мы записали, живут в Сибири и остаются зимовать в наших краях?
- Какие птицы прилетают в наши края зимой?
- Как помочь зимующим птицам?
- Где чаще можно услышать пение птиц зимой?
- Почему? (Дети: - Потому, что в лесу тихо и спокойно).
- В нашем волшебном городе в лесу растёт замечательная ёлочка.
- Составьте предложение о ёлочке. (Одно предложение учащиеся записывают комментировано.)
- Подчеркните главные члены предложения.

6. Соревнование: «Чей ряд быстрее?»

- На ёлочке шишки, а на них буквы.
- Вставьте буквы в слова.
1 ряд: т.нуть, п.ля, кр.сивый, в.сна, ос.нь, выгл.нуло, з.ма.
2 ряд: цв.тными, х.лодный, защ.ти, в.да, тр.ва, н.бесный, м.ч.

7.

Учитель: - Вы хорошо научились проверять безударную гласную в корне и мы можем отправиться в город парных согласных.
- Послушайте историю, которая произошла с Незнайкой в этом городе.

«Как – то в город попал Незнайка с друзьями. И они пошли на рыбалку, поймали много рыбок. Когда их попросили написать, что у них в ведёрке, Незнайка написал: рыпки.»

- Согласные на него обиделись, почему?
- Как нужно проверять орфограмму парных согласных в корне? (Дети: - Нужно подобрать однокоренное слово или изменить форму слова, чтобы после парной согласной стояла гласная.)
- Поможем Незнайке? - Запишите проверочные слова к слову «рыбка»?
- Каким способом вы проверили орфограмму этого слова? (Дети: - Подобрали родственные слова: рыбок, рыба, рыбачить.)
- У рыбки, которую поймал Незнайка были очень большие глаза.
- Для какого слова слово глаза является проверочным? (Дети: - Глаз.)
- Скажите вывод, как ещё можно проверить парную согласную в корне слова? (Дети: - Можно изменить форму слова.)
- Используя данные правила, выполните задания по перфокарте.
(Учитель раздаёт перфокарты, на которой записаны слова с парной согласной.)

8. Фронтальная проверка выполненных работ по перфокарте, оценки

9. Итог урока

- У хорошей сказки – хорошая развязка.
- Где вы сегодня путешествовали?
- По каким одинаковым правилам живут в этих городах буквы, как можно проверить их написание в словах?
- Что больше всего понравилось в путешествии?

10. Домашнее задание по учебнику

Читать еще:


Новые материалы:

Школьная психодиагностика как одно из условий психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса :: "Скоро в школу" (развивающее занятие для дошкольников) :: Интегрированное занятие для группы младших школьников с общим недоразвитием речи и низким уровнем развития познавательных процессов :: Стратегии конструктивного взаимодействия педагогов с "трудными" подростками :: Открытый урок математики в 4-м классе (1–4) по системе Л.В. Занкова на тему: "Действия с именованными числами" :: Мой любимый динозавр ( My Pet Dinosaur ), 2017 :: Дом и дача/Освещение/Свет/Для детской/Люстры / Eglo / Накладной светильник Junior 2 88973 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD