Приемы работы с пословицами на уроках английского языка
Познание 21 век - все об образовании и школах

Приемы работы с пословицами на уроках английского языка


адреса школ

учебное

новости науки

реклама

Использование на занятиях поговорок, скороговорок, пословиц, которые наиболее ярко характеризуют национальную особенность народа, помогает учащимся глубже познакомиться с культурой страны изучаемого языка.

Авторы учебников В.П. Кузовлев и Н.М. Лапа знакомят учащихся с пословицами в разделе “Get ready to read”, когда дается задание подобрать к английской пословице соответствующую русскую пословицу. A friend in need is a friend indeed. All’s well that ends well.

Предъявление пословиц в УМК заставило меня обратиться к проблеме методов, приемов и форм работы с пословицами на уроках английского языка, так как пословицы можно использовать на разных этапах усвоения речевого материала: формирования и совершенствования навыков, так и на этапе развития умений диалогической и монологической речи, привлекая при работе с ними различные иллюстрации.

Бесспорным является положение современной методики о том, что условия, способствующие образованию коммуникативных навыков на иностранном языке, должны быть максимально адекватны условиям употребления речевых средств иностранного языка в общении. Формирование навыков произношения с первых уроков должно идти в условиях реального общения или как можно точнее имитировать эти условия, другими словами, учащиеся должны „ не готовиться к речи, а начинать общение сразу"

Создать непринужденную обстановку на уроке, ввести элементы игры в процессе овладения звуковой и смысловой стороной иноязычной речи поможет пословица.

Использование пословиц на уроке поможет учителю в непринужденной игровой форме отработать произношение отдельных согласных и гласных звуков. На среднем и старшем этапах обучения пословицы можно использовать для речевой зарядки. Такой подход обеспечивает логический переход к основному этапу урока с переносом на тему, на личность ученика.

Можно выделить следующие этапы работы над пословицей.

Первый этап - презентация. (Презентацию можно взять у автора). Учитель произносит пословицу в быстром темпе, затем медленно.

Второй этап - работа над содержанием. При необходимости снимаем трудности в произношении. Значение слов раскрывается с помощью комментария, перевода, синонимов. Далее учащимся предлагается определить, о чем идет речь в пословице. В случае затруднения просим детей выбрать правильный ответ из нескольких предложенных вариантов. Можно предъявить иллюстрацию и сравнить, соответствует ей или нет выбранный учениками ответ.

Третий этап - работа над произношением. Трудные звуки произносим изолированно, затем соответственно слово с этим звуком, словосочетание, предложение. Вначале проводится хоровая работа, потом индивидуальная.

Каждая новая пословица вводится после повторения уже выученных. От урока к уроку запас выученных пословиц растет. Чтобы в дальнейшем сохранить интерес к данному виду работы, можно использовать различные задания:

  1. Дети отгадывают скороговорку или пословицу по одному названому слову.
  2. Учитель закрывает слова, показывает иллюстрации, дети произносят соответствующую пословицу.
  3. Учитель начинает произносить пословицу, уч-ся хором завершают.
  4. Учитель дает вперемешку слова из известных пословиц, дети объединяют слова в правильном порядке и произносят их. Выполняется в парах, группах.
  5. Скороговорка или пословица по цепочке. Предлагается иллюстрация. Дети по очередности должны назвать одно за др. слова пословицы. При этом можно начинать как с первого слова, так и с последнего.
  6. Дети по кругу называют по одной пословице.
  7. Конкурс'' Кто быстрее произнесет одну и ту же пословицу"'.
  8. Кто больше назовет пословиц.
  9. Дети слушают пословицу и называют номер подходящей иллюстрации.
  10. Начало одной пословицы соединено с концом другой. Дети называют пословицы, при необходимости подбирают русский эквивалент.
  11. Соревнования в командах. Называются поочередно по одной пословице. Выигрывает та команда, которая последней назовет пословицу.

Таким образом, пословицы можно использовать как на начальном этапе обучения английскому языку, когда у детей формируются произносительные навыки, так и на среднем этапе обучения, когда использование пословиц не только способствует поддержанию и совершенствованию произносительных навыков у учащихся, но и стимулирует их речевую деятельность.

На старшем этапе обучения работа с пословицами продолжается, возрастает жизненный опыт детей этого возраста, и они могут выразить своё отношение к данной ситуации. Но так как каждая пословица имеет свой подтекст, то работа над ней требует не простого воспроизведения, а умение высказать своё отношение к ней. Задания для учащихся на данном этапе становятся сложнее. Они могут быть такими:

  1. Выразите согласие или не согласие с предложенной пословицей.
  2. Прослушай рассказ, и подберите пословицу, которая будет наиболее подходящей концовкой рассказа.
  3. Составьте ситуацию, которая подтвердила бы предложенную пословицу.
  4. Прослушайте ситуацию и назовите соответствующую пословицу.
  5. Опишите иллюстрацию к пословице.
  6. Послушайте диалог и скажите, какой пословицей его можно было бы закончить.

При работе с пословицами можно применить различные формы работы: работа в парах постоянного и сменного состава. Каждый ученик получает карточку с пословицей и инструкционный лист “ Как работать с пословицами”. С помощью ключевых слов и выражений, данных на карточке, учащиеся составляют диалоги с пословицами.

А также групповая работа. Учащиеся образуют группы по 4 человека и получают задания: Например:

Иллюстрации к пословицам являются неразрывной частью дидактической разработки. Они помогают закреплять новую лексику, способствуют обеспечению коммуникации, поддерживают интерес учащегося к языку. Иллюстрации воздействуют на эмоциональную сторону восприятия учеников, вызывают положительные эмоции, которые способствуют повышению мотивации, создают благоприятный климат на уроке.

Использование контекстного способа обучения, который предполагает работу в парах постоянного и сменного состава и работу в группах, даёт возможность само - и взаимообучению школьников; учащиеся имеют возможность проявить такие качества, как взаимопомощь, дружеская поддержка, терпение, доброжелательность, уважение мнения товарищей, активность и творческой подход к заданиям.

Все пословицы аутентичны и тесно связаны с жизнью людей.

Звучание пословиц не только развивает память, но и позволяет научиться адекватно, отбирать лексические единицы и развивает эмоциональную выразительность речи.

Таким образом, использование пословиц на уроках иностранного языка способствует лучшему овладению этим предметом, расширяет знания о языке и его функционирования. Приобщение к культуре страны изучаемого языка через элементы фольклора, пословиц, поговорок, скороговорок даёт учащимся ощущение сопричастности к другому народу.

Литература:

  1. Разговорник-справочник по английскому языку. Полькина А. П. Риасс-Петербург. 1992 г.
  2. Мезенина М. В. Поговорим о скороговорках. Иностранные языки в школе. №2 1993 г.
  3. Померанцева Т. А. Использование скороговорок и поговорок на уроках немецкого языка. Иностранные языки в школе № 2, 2001г., стр. 80
  4. О.И. Палей. Работа с пословицами на уроке английского языка в 9-м классе.
  5. М.И. Дубровин. Английские и русские пословицы и поговорки в иллюстрациях. М. Просвещение. 1993 г.
Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта ВК:
Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта FB:

 
Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru