Рабочая программа как нормативный документ в педагогической практике учителя

Постоянно меняющиеся социально-экономические условия, информационный и технологический прогресс, обусловили внедрение информационно-коммуникативных технологий в многочисленные отрасли производства и в том числе в сферу образования. Разработка, апробация и внедрение государственных стандартов первого и второго поколения, введение новых понятий (компетентность, универсальные учебные действия и т.п.) предъявляет более высокие требования с одной стороны, к уровню профессиональной подготовленности педагога, а с другой дают возможность реализовать творческий потенциал учителя.
Современные примерные программы, рекомендованные Министерством Образования РФ, предъявляют сегодня к учителю особые требования с позиции его профессиональной компетентности: учителю необходимо знать и руководствоваться нормативными актами в образовании, современными образовательными технологиями и методиками, а также эффективно их использовать при организации процесса обучения.
Законом РФ "Об образовании" (ст. 32, п. 2.7) определено право учителя на самостоятельную разработку рабочих программ учебных курсов и дисциплин. Это дало право учителю перестать быть пассивным исполнителем, позволили ему выстраивать собственный проект по реализации содержания образования, дало простор для педагогического творчества. А нормативные акты в этом случае служат основанием для составления рабочих школьных и индивидуальных рабочих программ, программ элективных курсов и т.п.
Составляя учебную рабочую программу, педагог испытывает ряд методических трудностей, т.к. основ и рекомендаций по проектированию рабочих программ достаточно мало. В представленной презентации «Рабочая программа как нормативный документ в педагогической практике». собран материал по теоретическим основам проектирования рабочей программы, на основе обзора существующей литературы (список приведен ниже).
После изучения полученной из разных источников разрозненных теоретических материалов приступила к созданию рабочей программы по математике для 5 класса. При первых наработках рабочей программы выяснила, что целесообразно разрабатывать не для одного взятого класса, а блоками: математика 5-6 класс, алгебра 7-9 класс, алгебра 10-11 класс, геометрия 7-9 и геометрия 10-11 класс.
Таким образом, в итоге получилась рабочая программа по математике в 5 - 6 классах, составленная на основе Примерной программы основного общего образования по математике, соответствующая федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования по математике и  учитывающая авторские методические рекомендации. Программа рассчитана на 6 часов в неделю. Таким образом, в 5 и в 6 классе - по 210 часов за год (Приложение 1).
Разработанная рабочая программа апробирована в общеобразовательной школе № 53 г. Челябинска, соответствует всем нормативным документам, направлена на достижение целей изучения математики на базовом уровне и обеспечивает выполнение требований государственного стандарта математического образования.

Литература:

  1. С.А. Баранникова. Рабочие программы или куррикулумы? // Образование и мониторинг, № 1 (январь - февраль), 2002.
  2. В.С. Безрукова Педагогика. Проективная педагогика, - Екатеринбург, Деловая книга,1996.
  3. И.А. Володарская, А.М. Митина. Проблема целей обучения в современной педагогике. - М., МГУ, 1989.
  4. В.А. Жуков. Педагогическое проектирование, - М, 1996.
  5. И.И. Ильясов, Н.А. Галатенко. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине. - М., Логос, 1994.
  6. Н. В. Кларин. Инновации в обучении. - М., Наука, 1997.
  7. Д.Ш Матрос, Д.М. Полев, Н.Н. Мельникова. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга, - М., 2001.
  8. В.М. Монахов. Технологические основы проектирования учебного процесса. Новокузнецк, 1996.
  9. Образовательная программа: альтернативные подходы: Учебно-методическое пособие / перевод с англ. О.Н. Кабаевой. Под ред. Н.Г. Стрикун, Л.Г. Осетровой.- Новокузнецк, 2000.
  10. О.С. Орлов. Как составить образовательную программу. - М., Наука, 1997.
  11. Педагогика. // под. Ред. П.И, Пидкасистого. - М,1995.
  12. В.Е. Радионов. Нетрадиционное педагогическое проектирование. А-СПб, 1996.
  13. Г.К. Селевко Современные образовательные технологии. - М. Народное образование, 1998.
  14. Г.Б. Скок, Н.И. Лыгина, Н.И. Колесникова, Е.В. Низовских. Как спроектировать учебный процесс по курсу. Уч. Пособие для преподавателей, - Новосибирск, НГТУ, 1999.
  15. В.А. Сластенин и др. Педагогика: инновационная деятельность. - М., 1997.
  16. Т.А. Стефановская, Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учебное пособие для студентов, преподавателей, аспирантов. - М, "Совершенство", 1998.
Читать еще:


Новые материалы:

Сценарий урока в 8-м классе по теме "Строение атома. Информационные технологии на уроках физики" :: Семинарское занятие по теме "Экспериментальные методы исследования частиц" :: Физическая игра "Поле чудес" :: Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики (методические рекомендации) :: Магнитное поле. 11-й класс :: Аквамен ( Aquaman ), 2018 :: Компьютерная техника/Аксессуары/Аксессуары и запчасти для ноутбуков/Подставки и столы/Мебель/Столы/Компьютерные столы/Столы для ноутбука / Tetchair / Стол компьютерный Prima WRX-03 черное стекло ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD