Урок по теме "Климат Африки"

Тип урока: урок новых знаний.

Цель урока: изучение особенностей климата Африки и факторов, формирующих климат материка с использованием технологии проблемного обучения.

Задачи:
Образовательные: дать характеристику климата Африки, доказать, что Африка – самый жаркий материк, выяснить влияние климатообразующих факторов на климат материка.
Воспитательные: воспитывать навыки работы в динамических группах  и микроколлективах, навыков самооценки и взаимопроверки.
Развивающие: развивать умения работать с картой, читать карту, решать проблемные задачи.

Экспресс-план урока «Климат Африки»


№ п/п

Этапы урока

 

Название этапа

Формы и методы

1

Проверка знаний

Входной контроль

Географический словарь

Словарная работа

«Рекорды» Африки

Актуализация знаний

2

 

Объяснение нового материала

Объяснение нового материала с использованием разных форм и методов  работы

Африка – самый жаркий материк

Выявление причинно-следственных связей

Климат Африки

Работа  с климатической  картой

Климатообразующие факторы

Составление систематизирующей таблицы с применением компетенций уч-ся

3

 

Закрепление материала

Самостоятельная работа в группах

Решение проблемных задач

Моделирование и решение климатических задач

Отключенный контроль

Самооценка учащихся

Самопроверка компетенций

Включенный контроль

Взаимопроверка учащихся

Географический диктант

4

Домашнее задание

 

Домашнее задание

§ 46-47 вопросы самоконтроля

5

Итог урока

 

Итог урока

 

 Ход урока:

Постановка учебной задачи урока.
1 Этап проверки знаний
Актуализация знаний – географический словарь(отвечают ученики, устно объясняя каждый термин)

  • Климат
  • Пассаты
  • Изотермы
  • Дни равноденствий
  • Дни солнцестояний

Рекорды Африки(повторение материала предыдущих уроков):

  • Нил – самая длинная река мира 6671 км
  • Самый жаркий материк
  • Единственный материк, который находится во всех четырех полушариях
  • Самая высокая температура на земле +58°С
  • Самая большая тропическая пустыня Сахара площадь более 7 млн.кв.км
  • Самое большое животное суши – африканский слон

2 этап – объяснение нового материала

А теперь назовите рекорд Африки, связанный с климатом: «Африка – самый жаркий материк». Докажем это утверждение.
«Африка – самый жаркий материк»:

  1. Самая высокая температура на Земле +58°С
  2. Большая часть Африки расположена между экватором и тропиками, т.е. в жарком тепловом поясе Земли.(Почему здесь жарко? Солнце находится в зените, т.е. солнечные лучи падают прямолинейно)
  3. На большей части Африки среднегодовая температура не ниже +20°С
  4. Среднемесячная температура не ниже +8°С

Каков же климат Африки? Для этого используем  тематическую карту – климатическую. Откроем стр. 171 учебника. Как работать с климатической картой? Обратим внимание на условные знаки. Что можно определить?
Климат Африки: работают ученики, делают запись в тетради
1.Абсолютный максимум t?( у г.Триполи +58°С)
2.Абсолютный минимум t ?(у г.Маунг -4°С)
3.Больше всего осадков выпадает?(на побережье Гвинейского залива более 2000 мм в год)
4.Менее всего осадков выпадает?( в северной и южной частях материка в пустынях Сахара и Намиб менее 100 мм в год)
5. Для Северной Африки средняя t?( января +22°С, июля +24°С)
6. Для Южной Африки средняя t?( января +16°С, июля +8°С)

Вопрос:Почему на севере Африки январские температуры ниже июльских, а в южной части январь намного теплее чем июль?

Предполагаемый ответ:В южном полушарии вследствие положения Земли времена года наоборот и зимние месяцы северного полушария – декабрь, январь и февраль в Южном полушарии являются летними месяцами. Поэтому и январь в южной части Африки теплее, это летний месяц.
Определим, какие факторы определяют такой климат Африки. Для этого составим таблицу: (главная задача – использование компетенций учащихся, можно обратиться к стр. 39 учебника рис.2)
Климатообразующие факторы

фактор

Его влияние

Географическая широта

По мере удаления от экватора температура понижается

Влияние океанов

Влияние течений: теплые увеличивают  количество осадков и температуру, а холодные – уменьшают температуру и количество осадков (в основном туманы и росы)

рельеф

Горы задерживают воздушные массы, на вершинах гор лежит снег

Господствующие ветры

Пассаты – постоянные ветры, дующие к экватору, св пассаты не приносят влагу, юв приносят

Влияющие ВМ

ЭВМ, ТВМ,УВМ

3 этап – закрепление нового материала

Далее класс делится на 6 динамических групп, каждая из которых работает по решению и моделированию климатических заданий-3 минуты. Затем идет отчет групп. Каждая группа отчитывается  в течение  1 минуты

Вопросы:
1.Тутовое дерево, изображенное на рисунке, выросло на равнине полуострова Сомали. Найдите полуостров на карте и попытайтесь объяснить причину, от которой крона дерева сильно вытянулась в горизонтальном направлении.Приложение1.
2. Бывают ли в вашей местности такие тени, какие изображены на рисунке? Почему? Где в Африке можно наблюдать такие тени? Приложение 2
3. Известно утверждение, что чем ближе  к океану, тем климат более влажный. Как вы тогда объясните наличие в Африке береговой пустыни Намиб (покажите ее на карте). Составьте характеристику ее климата. Приложение 3
4. В пустыне Намиб встречается дерево-карлик – вельвичия. Определи, почему у этого растения огромные жесткие листья, а ведь всем известно, что у растений пустынь листья маленькие либо видоизменены в колючки. Приложение 4
5. «Килимангара – сияющая гора» в переводе с языка африканского народа суахили. Объясните, почему было дано такое название, если известно, что склоны вулкана Килиманджаро сложены горными породами, не дающими интенсивного блеска. Что же сверкает на вершине вулкана? Приложение 5.
6. На каком склоне (восточном или западном) Драконовых гор и почему выпадает много осадков? Приложение 6
Далее проводится самоконтроль по теме урока: (карточку получает каждый ученик)

Самоконтроль (поставь в колонках + или -)

 

Знаю, могу рассказать

Знаю, но не могу объяснить

Не знаю, не умею

Почему Африка самый жаркий материк

 

 

 

Назвать климатообразующие факторы Африки

 

 

 

Составить характеристику климата по карте

 

 

 

Объяснить название Килиманджаро - сияющая гора

 

 

 

Почему Африку называют «континент коротких теней»

 

 

 

Как влияют пассаты на климат Африки

 

 

 

Где и почему  растет вельвичия

 

 

 

Поработай с данными вопросами дома
Итог работы

Далее проводится взаимоконтроль, где предлагается написать ответы в течение   5 минут.
Контроль Фамилия, имя _____________________________________________
1 вариант

 

вопрос

ответ

1

Абсолютный минимум t Африки

 

2

Летние месяцы в Южной Африке

 

3

Пустыня в северной части Африки

 

4

Какие ВМ влияют на климат Африки

 

5

Какие течения снижают t и уменьшают количество осадков

 

6

В какой части Африки выпадает больше всего осадков

 

Контроль Фамилия, имя _____________________________________________
2 вариант

 

вопрос

ответ

1

Абсолютный максимум t Африки

 

2

Зимние месяцы в Южной Африке

 

3

Пустыня в южной части Африки

 

4

Какие ВМ влияют на климат Африки

 

5

Какие течения повышают  t и увеличивают  количество осадков

 

6

В какой части Африки выпадает менее всего осадков

 

Проводится взаимопроверка (ответы написаны на доске за картой), выставляются оценки за урок.
Дается домашнее задание § 46-47  и вопросы самоконтроля
Подводим итог урока.
На уроке может быть использована Технологическая карта для ученика Приложение 7

Читать еще:


Новые материалы:

Урок по алгебре в 8-м классе на тему: "Еще один способ решения квадратных уравнений" :: Математическая сказка "Путешествие в Тридевятое царство". Внеклассное занятие по математике в 1-м классе. :: Урок геометрии в 9-м классе "Длина окружности" :: Квадратные уравнения ::
Warning: file_get_contents(http://detishka.ru/sitemap/list0.php) [function.file-get-contents]: failed to open stream: HTTP request failed! HTTP/1.1 404 Not Found in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 22
Методика дидактических задач при изучении раздела "Элементы теории вероятностей и математической статистики" в школе :: Рубеж, 2017 :: Компьютерная техника/Аксессуары/Аксессуары и запчасти для ноутбуков/Подставки и столы/Мебель/Столы/Компьютерные столы/Угловые столы / Mebelson / Стол компьютерный Галерея ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Как прокачать пресс девушке в домашних условиях

Как быстро накачать пресс девушке: лучшая методика Каждая женщина наверняка задумывалась хоть раз о том, что было бы неплохо заняться своим телом, а в частности...

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Программа правильного питания для похудения на неделю

Программа правильного питания для похудения на неделю Меню для правильного питания на неделю Здоровый образ жизни и правильное питание — это один из наиболее...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD