Урок по теме "Климат Африки"
Познание 21 век - все об образовании и школах

Урок по теме "Климат Африки"


адреса школ

учебное

новости науки

реклама

Тип урока: урок новых знаний.

Цель урока: изучение особенностей климата Африки и факторов, формирующих климат материка с использованием технологии проблемного обучения.

Задачи:
Образовательные: дать характеристику климата Африки, доказать, что Африка – самый жаркий материк, выяснить влияние климатообразующих факторов на климат материка.
Воспитательные: воспитывать навыки работы в динамических группах  и микроколлективах, навыков самооценки и взаимопроверки.
Развивающие: развивать умения работать с картой, читать карту, решать проблемные задачи.

Экспресс-план урока «Климат Африки»


№ п/п

Этапы урока

 

Название этапа

Формы и методы

1

Проверка знаний

Входной контроль

Географический словарь

Словарная работа

«Рекорды» Африки

Актуализация знаний

2

 

Объяснение нового материала

Объяснение нового материала с использованием разных форм и методов  работы

Африка – самый жаркий материк

Выявление причинно-следственных связей

Климат Африки

Работа  с климатической  картой

Климатообразующие факторы

Составление систематизирующей таблицы с применением компетенций уч-ся

3

 

Закрепление материала

Самостоятельная работа в группах

Решение проблемных задач

Моделирование и решение климатических задач

Отключенный контроль

Самооценка учащихся

Самопроверка компетенций

Включенный контроль

Взаимопроверка учащихся

Географический диктант

4

Домашнее задание

 

Домашнее задание

§ 46-47 вопросы самоконтроля

5

Итог урока

 

Итог урока

 

 Ход урока:

Постановка учебной задачи урока.
1 Этап проверки знаний
Актуализация знаний – географический словарь(отвечают ученики, устно объясняя каждый термин)

Рекорды Африки(повторение материала предыдущих уроков):

2 этап – объяснение нового материала

А теперь назовите рекорд Африки, связанный с климатом: «Африка – самый жаркий материк». Докажем это утверждение.
«Африка – самый жаркий материк»:

  1. Самая высокая температура на Земле +58°С
  2. Большая часть Африки расположена между экватором и тропиками, т.е. в жарком тепловом поясе Земли.(Почему здесь жарко? Солнце находится в зените, т.е. солнечные лучи падают прямолинейно)
  3. На большей части Африки среднегодовая температура не ниже +20°С
  4. Среднемесячная температура не ниже +8°С

Каков же климат Африки? Для этого используем  тематическую карту – климатическую. Откроем стр. 171 учебника. Как работать с климатической картой? Обратим внимание на условные знаки. Что можно определить?
Климат Африки: работают ученики, делают запись в тетради
1.Абсолютный максимум t?( у г.Триполи +58°С)
2.Абсолютный минимум t ?(у г.Маунг -4°С)
3.Больше всего осадков выпадает?(на побережье Гвинейского залива более 2000 мм в год)
4.Менее всего осадков выпадает?( в северной и южной частях материка в пустынях Сахара и Намиб менее 100 мм в год)
5. Для Северной Африки средняя t?( января +22°С, июля +24°С)
6. Для Южной Африки средняя t?( января +16°С, июля +8°С)

Вопрос:Почему на севере Африки январские температуры ниже июльских, а в южной части январь намного теплее чем июль?

Предполагаемый ответ:В южном полушарии вследствие положения Земли времена года наоборот и зимние месяцы северного полушария – декабрь, январь и февраль в Южном полушарии являются летними месяцами. Поэтому и январь в южной части Африки теплее, это летний месяц.
Определим, какие факторы определяют такой климат Африки. Для этого составим таблицу: (главная задача – использование компетенций учащихся, можно обратиться к стр. 39 учебника рис.2)
Климатообразующие факторы

фактор

Его влияние

Географическая широта

По мере удаления от экватора температура понижается

Влияние океанов

Влияние течений: теплые увеличивают  количество осадков и температуру, а холодные – уменьшают температуру и количество осадков (в основном туманы и росы)

рельеф

Горы задерживают воздушные массы, на вершинах гор лежит снег

Господствующие ветры

Пассаты – постоянные ветры, дующие к экватору, св пассаты не приносят влагу, юв приносят

Влияющие ВМ

ЭВМ, ТВМ,УВМ

3 этап – закрепление нового материала

Далее класс делится на 6 динамических групп, каждая из которых работает по решению и моделированию климатических заданий-3 минуты. Затем идет отчет групп. Каждая группа отчитывается  в течение  1 минуты

Вопросы:
1.Тутовое дерево, изображенное на рисунке, выросло на равнине полуострова Сомали. Найдите полуостров на карте и попытайтесь объяснить причину, от которой крона дерева сильно вытянулась в горизонтальном направлении.Приложение1.
2. Бывают ли в вашей местности такие тени, какие изображены на рисунке? Почему? Где в Африке можно наблюдать такие тени? Приложение 2
3. Известно утверждение, что чем ближе  к океану, тем климат более влажный. Как вы тогда объясните наличие в Африке береговой пустыни Намиб (покажите ее на карте). Составьте характеристику ее климата. Приложение 3
4. В пустыне Намиб встречается дерево-карлик – вельвичия. Определи, почему у этого растения огромные жесткие листья, а ведь всем известно, что у растений пустынь листья маленькие либо видоизменены в колючки. Приложение 4
5. «Килимангара – сияющая гора» в переводе с языка африканского народа суахили. Объясните, почему было дано такое название, если известно, что склоны вулкана Килиманджаро сложены горными породами, не дающими интенсивного блеска. Что же сверкает на вершине вулкана? Приложение 5.
6. На каком склоне (восточном или западном) Драконовых гор и почему выпадает много осадков? Приложение 6
Далее проводится самоконтроль по теме урока: (карточку получает каждый ученик)

Самоконтроль (поставь в колонках + или -)

 

Знаю, могу рассказать

Знаю, но не могу объяснить

Не знаю, не умею

Почему Африка самый жаркий материк

 

 

 

Назвать климатообразующие факторы Африки

 

 

 

Составить характеристику климата по карте

 

 

 

Объяснить название Килиманджаро - сияющая гора

 

 

 

Почему Африку называют «континент коротких теней»

 

 

 

Как влияют пассаты на климат Африки

 

 

 

Где и почему  растет вельвичия

 

 

 

Поработай с данными вопросами дома
Итог работы

Далее проводится взаимоконтроль, где предлагается написать ответы в течение   5 минут.
Контроль Фамилия, имя _____________________________________________
1 вариант

 

вопрос

ответ

1

Абсолютный минимум t Африки

 

2

Летние месяцы в Южной Африке

 

3

Пустыня в северной части Африки

 

4

Какие ВМ влияют на климат Африки

 

5

Какие течения снижают t и уменьшают количество осадков

 

6

В какой части Африки выпадает больше всего осадков

 

Контроль Фамилия, имя _____________________________________________
2 вариант

 

вопрос

ответ

1

Абсолютный максимум t Африки

 

2

Зимние месяцы в Южной Африке

 

3

Пустыня в южной части Африки

 

4

Какие ВМ влияют на климат Африки

 

5

Какие течения повышают  t и увеличивают  количество осадков

 

6

В какой части Африки выпадает менее всего осадков

 

Проводится взаимопроверка (ответы написаны на доске за картой), выставляются оценки за урок.
Дается домашнее задание § 46-47  и вопросы самоконтроля
Подводим итог урока.
На уроке может быть использована Технологическая карта для ученика Приложение 7

Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта ВК:
Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта FB:

 
Автономная некоммерческая организация
средняя общеобразовательная школа "Познание - XXI век" в Новокосино.
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7. Тел. (916) 148-4547 .
E-mail: poznanie21@yandex.ru