Урок обучения грамоте "Разделительные ь и ъ"

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Наш урок начнём со стихотворения, его прочитает …..

Сколько правил,
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь внимательным и только,
Будь старательным и только,
Всё запомнишь, всё поймёшь!

Загляните в школу к нам
И услышите вы там:
Грохот, гомон, крики, визг,
гвалт и гам, и шум, и писк.
Вы ответьте, я права -
Это школьные слова?

- Как бы вы ответили автору стихотворения?

Ученики должны быть прилежными в учении.

- Что такое прилежание?

ПРИЛЕЖАНИЕ – старательность, усердие в труде, учёбе.

-Кому из литературных героев не хватало прилежания? Незнайка будет учиться у нас внимательности, старательности. В конце урока мы узнаем о прилежании другого героя.

( Н.Носов “Незнайка …”, А.Толстой “Золотой ключик”)

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ЗНАНИЙ.

-Сегодня продолжим раскрывать секреты звука [Й’] - на доску. Перед вами карточки со звуками. (Свои повесить заранее.)

(У детей и учителя карточки [М],[А],[А],[Й’],[К]. Индивидуальная работа за партами.)

-Назовите звуки.

Возьмите [Й’],[М],[А], положите в таком порядке, чтобы получилось слово.

[МАЙ’] Докажите, что это слово. Имеет значение.

МАЙ – название весеннего месяца.

Обозначим звуки буквами.

(Работа у доски, по – порядку.)

-Где находиться звук [Й’]? На конце слова. СХЕМА 1. -Какая буква нужна?

Возьмите оставшиеся карточки, составьте слово из пяти звуков.

[МАЙ’КА] Летняя, трик. рубаш. без рукавов и воротника. СХЕМА 2.

[МАЙ’АК] Башня с сигнальными огнями на берегу моря, указ. путь кораблям.

СХЕМА 4.

[КАЙ’МА] Полоса, обшивка по краю. СХЕМА 2.

[Й’АМКА] Маленькое углубление в земле. СХЕМА 3.

(Работа ведётся аналогично. Позиция звука отражается в схеме. Постепенно составляется таблица “Способы обозначения на письме звука [й’].

На какой вопрос отвечает таблица?

Есть ещё способ. О нём мы узнаем сегодня на уроке.

3.ПОИСК НОВОГО СПОСОБА.

(Работа в парах на нелинованных листах.)

-Незнайка просит нас помочь разгадать ребус 7Я. СЕМЬЯ

-Составим звуковую схему этого слова. Сам. раб. Проверка.

Д.

-Обозначим звуки буквами. Сам. раб. Проверка.

[С’] – С

[И] – Е ? СЕМЬИ, Е – показатель мягкости.

[М’] – М

[Й’А] - Я или ЙА ?

Д.

С Е М Я

С Е М Й А ? (Не знаем схемы.)

-Прочитайте. Исказилось значение слова. Что делать?

-Как показать, что после [м’] слышится [й’] перед [а] ?

-В русском языке давно договорились использовать разделительные Ь и Ъ.

В данном слове понадобиться разделит. Ь. Он укажет на появление звука [Й’].

Читаем: СЕМЬЯ

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

-Незнайка составил предложение, пока нёс, растерял все слова. Осталось слово ЕЛ.

-Из какого предложения выпало это слово? Дети придумывают предложения.

Построим схему. Обозначим звуки буквами. (Фронтальная работа.)

-Чем СЪЕЛ отличается от ЕЛ ?

(Добавить согласный звук.) Обозначим его буквой.

Д.

 Прочитаем, что получилось. (Два варианта.) Работа буквы Е? Какой звук выпадает? Как показать, что после…………… ?

В этом слове нам понадобится Ъ.

СХЕМА

5. O/O[Й’]O

 Ь, Ъ + Е,Ё,Ю,Я

 Работа у знаков одинаковая, а называются они по-разному. Почему? Какой знак писать в слове Ь или Ъ узнаем на следующем уроке.

СХЕМА O/O[Й’]O

Ь ? Ъ

4.РАБОТА С УЧЕБНИКОМ. ( АЗБУКА. Н. В. Нечаева, К. С. Белорусец стр. 106.)

1) Письмо бордюра. (Тренировка в различении знаков.)

2) Чтение текста. (Время на подготовку. Читает один ученик.) Работа по содержанию. Нахождение слов с Ь.

- Почему тюленье прилежанье не пример для подражанья?

3) Работа со словами.

- Как меняется звучание? Значение?

Лексическое значение остаётся, меняется категория рода.

5.ИТОГ.

- Кто из ребят был лучшим помощником учителя и вас? Что вам понравилось в работе этого ученика?

Читать еще:


Новые материалы:

Конспект урока английского языка в 9-м классе :: Пресс-конференция по английскому языку "Добро пожаловать в Баунтовский район" :: Сценарий праздника-конкурса, посвященного окончанию вводного курса по немецкому языку в 5-м классе :: Разработка урока английского языка в 7-м классе "School and school life" :: Открытый урок-праздник I enjoy English :: Афера доктора Нока ( Knock ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Прихожие/Обувницы/Тумбы / Компасс-мебель / Тумба для обуви Ассоль АС-46 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD