Урок-соревнование в 8-м классе по теме "Тепловые явления"
Познание 21 век - все об образовании и школах

Урок-соревнование в 8-м классе по теме "Тепловые явления"


адреса школ

учебное

новости науки

реклама

Цели:

Эпиграф: Не стыдно знать, стыдно не учиться. (Русская пословица)

Подготовка к уроку:

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Конкурсы

Конкурс “Знаешь ли ты формулы?”

На большом кубике написаны формулы, относящиеся к разделу “Теплота”. Представители команд выходят и бросают кубик, выпавшую формулу записывают на доске, поясняют ее назначение и физический смысл.

Затем члены команды-соперницы задают вопросы, относящиеся к этой формуле.

“Конкурс смекалистых”

Он посвящается решению качественных задач. Задачи записаны на карточках. Представители команд вытаскивают эти карточки и отвечают на вопрос. Если не могут ответить, просят помощи у команды, не справляется команда, помогает команда-соперница.

Конкурс “Соревнование любителей кроссвордов”

Вопросы записаны на доске. Сетка кроссворда на карточках, которые раздают каждому ученику. Кроссворд нужно решить , затем карточку сдать.

Конкурс “Понимаешь ли ты графики?”

Обучающиеся каждой команды берут по карточке, на которой график, рядом с каждым – вопросы, на них нужно ответить.

Конкурс “Аукцион”

На обсуждение по очереди выставляются лоты (предметы). Задача обучающихся – как можно больше сообщить о данном лоте. Информация является логически законченным высказыванием.

Конкурс “Поиск”

Это проверка домашнего задания. Команды заранее получили задание – найти интересные факты о тепловых явлениях и подготовить небольшое сообщение (1-2 мин)

  1. Подведение итогов.

Самые активные участники получают грамоты.

ЗАДАНИЯ И ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К КОНКУРСАМ

Конкурс “Знаешь ли ты формулы?”

Примеры:

Q = cm (t2о - t1о)
Q = λm
Q = Lm; Q = qm, m = ρV.

Вопросы команды-соперницы:

“Конкурс смекалистых”

  1. Почему в летнюю жару температура воды в открытых водоемах (прудах, реках и озерах) всегда бывает ниже, чем температура окружающего воздуха?

(Две причины:

  1. Удельная теплота сгорания различных пород дров можно считать приблизительно одинаковой. Почему же стоимость березовых дров значительно выше стоимости дров другой породы? (Плотность березы большая, в ней больше древесины, которая при сгорании и дает тепло. Поэтому куболитр березовых дров при сгорании дает большее количество теплоты, чем кубометр сосновых. Это и есть причина более высокой стоимости).
  2. Вспомните опыт Торричелли. Чем занято пространство, называемое “Торричеллиевой пустотой”? (парами ртути)
  3. Почему изморозь (иней), покрывающая ветви деревьев с утра, постепенно исчезает, хотя оттепели может и не быть? (Снег (лед) может превращаться из твердого состояния сразу в парообразное, минуя жидкую фазу)
  4. Почему для осени характерна низкая облачность? (Близкие к земной поверхности слои атмосферы охладились: в них происходит конденсация водяных паров – образуются облака)
  5. Почему смоченная одежда облегчает существование человека в условиях пустыни? (Вода испаряется с поверхности одежды и охлаждает ее)
  6. Нормальная температура человеческого тела равна 36,6 ˚С. Почему же человеку не холодно при 25 ˚С и очень жарко при 37 ˚С? (Телом человека непрерывно выделяется теплота, которая отдается окружающему воздуху). При температуре 37 ˚С процесс теплопередачи замедляется и в теле человека образуется избыточная внутренняя энергия).
  7. На чашки рычажных весов поставили и уравновесили стакан с холодной водой и стакан с горячим чаем. Почему равновесие быстро нарушилось?
  8. Когда скорее остынет чайник с кипятком: когда чайник поставлен на лед, или когда лед положен на крышку чайника? (Когда лед положен на крышку чайника)
  9. Почему в строительной технике широко применяется пористый материал? (Пористый кирпич, различные пеноматериалы, стеклянная вата, войлок содержат воздух, обладающий малой теплопроводностью)

Конкурс “Соревнование любителей кроссвордов”

Рисунок 1

По горизонтали:

  1. Интенсивное парообразование, при котором внутри жидкости растут и поднимаются вверх пузырьки пара. (Кипение)
  2. Парообразование, происходящее со свободной поверхности жидкости. (Испарение)
  3. Шведский ученый, предложивший использовать стоградусную шкалу температур. (Цельсий)
  4. Прибор для измерения температуры. (Термометр)
  5. Тепловой двигатель, в котором пар или газ вращает вал без помощи поршня, шатуна и кривошипа. (Турбина)
  6. Вид теплопередачи, осуществляемый и в вакууме. (Излучение)
  7. Процесс, обратный плавлению. (Кристаллизация)
  8. Вид теплопередачи. (Теплопроводность)
  9. Как называется хаотическое движение молекул в теле? (Тепловое)
  10. Прибор для измерения влажности воздуха. (Гигрометр)

Указания: если вы верно ответили, то в выделенном столбце получится название прибора, который используется при проведении опытов для изучения тепловых явлений.

Ответы:

  1. Кипение.
  2. Испарение.
  3. Цельсий.
  4. Термометр.
  5. Турбина.
  6. Излучение.
  7. Кристаллизация.
  8. Теплопроводность.
  9. Тепловое.
  10. Гигрометр.

Конкурс “Понимаешь ли ты графики?”

1. По графику (рис.2) определить:

Рисунок 2

  1. По графику (рис.3) определить:

Конкурс “Аукцион”

Лот № 1. Калориметр (кладется на стол)

Примерные высказывания обучающихся:

  1. Это физическое тело – калориметр.
  2. Прибор для проведения опытов в школьных условиях.
  3. Он состоит из двух сосудов.
  4. Сосуды разделены воздушным промежутком.
  5. Дно внутреннего сосуда отделено от внешнего специальной подставкой.
  6. Позволяет уменьшить потери энергии при теплопередаче.

Лот № 2. Психрометр (вешается на доску)

Примерные высказывания обучающихся:

  1. Прибор для определения влажности воздуха.
  2. Он состоит из двух термометров.
  3. Один из них показывает температуру воздуха.
  4. Резервуар другого термометра обвязан батистом, опущенным в воду.
  5. Другой показывает более низкую температуру, обусловленную интенсивностью испарения с влажного батиста.
  6. Имеется психрометрическая таблица, позволяющая определить влажность воздуха.

Конкурс “Поиск” (обзор примерных сообщений)

Литература

  1. Алексеева М.Н. Физика – юным: Теплота. Электричество: книга для внеклассного чтения. 7 кл. Сост. М.Н.Алексеева. – М.: Просвещение, 1980 – 160 с.
  2. Дягилев Ф.М. Из истории физики и жизни ее творцов: книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1986 - 255 с.
  3. Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учебное пособие для учащихся 7-8 кл. ср. шк. – 6-е издание, перераб. – М.: Просвещение, 1994 – 191 с.
  4. М.Е. Тульчинский. Качественные задачи по физике в 6-7 кл. Пособие для учителей. М: Просвещение – 1976 г. - 128 С; ил.
  5. Б.Ю. Коган. Сто задач по физике. Изд. второе, перераб. Под ред. И.Е. Иродова. М,: Наука – 1986г. – 62 с.
  6. Нестандартные уроки. Физика 7-10 кл. Составитель С.В. Боброва – Волгоград, Изд. “Учитель”. – с.55
  7. А.Б. Карпович. Сборник задач-вопросов по физике (VIII-X кл.) Под ред. проф. П.А.Знаменского. Изд. Академии пед. наук РСФСР М,: 1956г.-с.139
  8. Ц.Б. Кац. Биофизика на уроках физики. Книга для учителя. Из опыта работы. Изд. второе, перераб. М.: Просвещение 1988 – с.159
  9. И.Я. Ланина. 100 игр по физике. Кн. для учителя. М.: Просвещение 1995 – 224 с.: ил.
  10. Урок физики в современной шк.:Творч. Поиск учителей. Кн. для учителя/Сост. Э.М. Бравермсен; Под ред. В.Г.Разумовского.- М.: Просвещение, 1993.-288с.
Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта ВК:
Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта FB:

 
Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru