Урок истории России "Политический портрет Петра Великого глазами современников". 7-й класс
Познание 21 век - все об образовании и школах

Урок истории России "Политический портрет Петра Великого глазами современников". 7-й класс


адреса школ

учебное

новости науки

реклама

Цели урока:

Задачи:

Эпиграф урока.

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

Оборудование:

  1. Карта «Российская империя в XVIII веке»;
  2. компьютер;
  3. раздаточный материал - тест "Деятельность Петра I",
  4. портрет Петра I,
  5. 2 презентации к уроку: 1 - Петр – тиран (приложение 1), 2 - Петр – реформатор (приложение 2);
  6. выставка детских работ;
  7. литература о Петре Великом.

Урок состоит из 2 частей:

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Решение задачи урока посредством игры, подготовленной заранее с инсценировкой.

В классе, заранее выделяется 2 группы противоположные по своему отношению к личности Петра. Они получают задание оформить свое отношение к Петру Первому в виде презентации.

На 3 учениках надеты головные уборы XVIII века: на первом треуголка Петра I, на двух остальных четырехугольные шапочки с кисточкой с боку, символизирующие магистров.

Ход урока

Учитель: А.С. Пушкин период петровского правления назвал движущимся кораблем с великим капитаном-шкипером на мостике.

Личность Петра I волнует умы наших соотечественников. Не случайно II Российский канал на протяжении всего 2008 года выяснял – имя России. И Петр Первый постоянно находился в числе лиц с наиболее высоким рейтингом.

Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы в процессе повторения деятельности Петра I должны, наконец, выяснить: кто же был император Петр: - в первую очередь тиран или все-таки великий реформатор.

В процессе подготовки к уроку я решила, что вы уже можете вполне самостоятельно решать проблемные вопросы. Для этого я предлагаю погрузиться в Петровскую эпоху.

Перед вами лежат ксерокопии документов того времени. (Это выдержки из документов подписанных Петром, направленных на реформирование государства). Посмотрите внимательно и скажите, что это за документы. (Дети отвечают).

А сейчас откройте учебник на стр.176. Давайте прочтем отрывок из Воинского Устава.

- Как вы считаете, почему такие суровые наказания следовали за невыполнение буквы Устава?

- Вспомните, когда Петр стал царем?

- В связи, с чем царь Петр стал императором?

- Ребята, а имел ли наш город отношение к приходу Петра на трон?

(Дети рассказывают о роли Троице-Сергиева монастыря в жизни Петра).

Учитель:

- А теперь я передаю свои полномочия своим помощникам - из магистрат-коллегии времен Петра I и самому императору.

Петр I

Некоторые историки до сих пор спорят о моей личности.

Мне бы очень хотелось, чтобы вы, мои потомки, наконец, разобрались и перестали спорить о том кто я - великий реформатор, выведший Россию в Европу или всего лишь тиран.

Президент магистр-коллегии:

Разберемся Ваша светлость, непременно разберемся на этом же уроке. Не извольте волноваться.

Вице-президент магистр-коллегии:

Позвольте, Ваша Светлость, приступить к работе.

Петр.

Пора бы уже.

Вице-президент магистр-коллегии:

Вначале дадим слово обвинителям.

(Группа ребят заранее приготовили рассказ-презентацию, в которой Петр характеризуется не с лучшей стороны). Дети показывают презентацию, в которой Петр I выступает злым и коварным, безнравственным и алчным.

На доске в столбик «президент магистр-коллегии» записывает неблаговидные деяния императора. Обвинители пытаются доказать, что Петр прежде всего – тиран.

(Учащиеся записывают в тетради).

Вице-президент магистр-коллегии.

Да, ну и картину вы нам нарисовали. Давайте теперь послушаем группу защиты.

Вторая группа учеников при помощи презентации характеризует царя, как реформатора.

Второй столбик на доске состоит из реформ.

Президент магистр-коллегии.

Мне кажется, что вы мало уделили внимания образованию, и мне как президенту магистр-коллегии обидно. Ведь почти все реформы и преобразования были невозможны без образованных людей. Президент перечисляет новшества в области образования.

Вице-президент магистр-коллегии:

Подведем итог: у нас получились два почти одинаковые столбика. Какой вывод напрашивается? Попрошу всех высказать свое мнение.

(Дети высказываются, делают выводы). Класс разделился почти пополам.

Президент магистр-коллегии:

Позвольте мне, как президенту магистр-коллегии. Я думаю и надеюсь, что меня поддержат наши потомки, что царь Петр I воплотил в себе столько разных и порой противоречивых качеств, что трудно его охарактеризовать однозначно. Личность Петра неоднозначна и противоречива. Но, все же, заслуги Петра I настолько велики, что его стали называть Великим, а государство превратилось в империю. Историк Ключевский пишет: «Бесчеловечность и жестокость, от которых Петр не мог воздержаться, а рядом с этим беззаветная любовь к Отечеству, непоколебимая преданность своему делу, широкий и светлый взгляд на свои задачи, смелые планы, задуманные с творческой чуткостью и проведенные с беспримерной энергией, столь разнообразные черты трудно укладываются в цельный образ».

Император Петр I проводил свои реформы с помощью кнута, но этот кнут был необходим в то время для положительного результата.

Учитель. И так в результате исследования деятельности Петра I мы выяснили, что он проводил свои реформы силою, зачастую слишком жестокими методами. Но в данном случае результаты оправдали средства. Россия перестала быть закрытым традиционным обществом и влилась в состав европейских государств, поступательно преодолевая отсталость. Следовательно, правление Петра I является больше реформаторским. И подтверждением этого является, тот факт, что мы с удовольствием пользуемся петровскими реформами.

Учитель. Скажите, а какие реформы вам больше всего по душе?

(Дети перечисляют реформы и читают стихи Пушкина, Державина и Ломоносова, которые подтверждают восхищение Петром в разные времена).

Петр I.

Ну, чтож, спасибо и на том. Но мне бы хотелось, на последок удостоверится в ваших знаниях. Ответьте-ка на мои вопросы. Хочу убедиться, что потомки мои хорошо знают историю Великой России.

(Ребята выполняют короткий тест).

  1. Жестокости Петра I были следствием:
    а) плохой наследственности;
    б) психологического потрясения;
    в) физической травмы.
  2. Россия стала империей в
    а) 1721 году
    б) 1722 году
    в) 1726 году
  3. Что обьединяло между собой этих людей - Александр Кикин, Дмитрий Галицын, Петр Апраксин, Василий Долгорукий:
    а) великое посольство;
    б) дружба и преданность Петру I;
    в) недовольство политикой Петра I.
  4. Уберите лишнее:
  1. Петр I умер в:
    а) 1721 году
    б) 1723 году
    в) 1725 году

(Петр собирает листики с тестом и отдает учителю).

Учитель.

Хочу всех поблагодарить.(Отдельно характеризуется работа каждого ученика, особенно выделяется заслуга ребят выполняющих опережающее задание и создавших презентации).

Д/З: написать эссе «Петр I – тиран или реформатор».

Приложение 3

Приложение 4

Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта ВК:
Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта FB:

 
Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru