О прогнозировании и корректировании результатов итоговой аттестации по русскому языку

О прогнозировании и корректировании результатов итоговой аттестации по русскому языку

Необходимым элементом деятельности учителя русского языка в выпускных классах средней школы является прогнозирование и корректирование результатов итоговой аттестации, проводимой в форме Единого государственного экзамена, поскольку я, как учитель, обязана следить за тем, чтобы уровень подготовки выпускников к моменту экзамена соответствовал заявленному в Стандарте образования по русскому языку. Прогнозирование и корректирование результатов итоговой аттестации возможно лишь при условии систематического диагностирования качества успеваемости учащихся, обработанные результаты которого помогают мне спланировать и скорректировать дальнейшую деятельность. В качестве материалов для проведения диагностической работы я использую демонстрационные версии контрольно-измерительных материалов (части "А", "В").

Целью диагностики подготовленности учащихся выпускных классов к государственной итоговой аттестации по материалам демонстрационных версий контрольно-измерительных материалов за 2002 - 2009 гг. (части "А", "В") является определение уровня освоения обязательного минимума образования по русскому языку, а именно:

  • уровня знания и понимания учащимися смысла основных понятий: "речевая ситуация и ее компоненты", "литературный язык", "языковая норма", "культура речи"; "основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь"; "орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка";
  • уровня умений учащихся осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.

Диагностическая работа по определению уровня освоения обязательного минимума образования по русскому языку проводится мною в два этапа. Сначала учащиеся выполняют работу на основе демонстрационных версий КИМов (частей "А" и "В"), затем я анализирую качество выполнения тестовых заданий. Подобная работа проводится мною как минимум дважды.

Для анализа уровня освоения обязательного минимума образования по русскому языку я составляю таблицу индивидуального освоения разделов и тем русского языка учащимися выпускных классов* (см. Приложение 1), в которой указываю темы русского языка и номера соответствующих им заданий демонстрационных версий КИМов, а также фамилии учащихся и номера вариантов, выполненных ими заданий; цветом в таблице напротив фамилий учащихся выделяю номера тех заданий, выполнение которых вызывает у них затруднение, что помогает мне и каждому учащемуся сделать вывод о недостаточном освоении отдельных разделов и тем русского языка и провести дополнительную работу по устранению пробелов в знаниях. Также данная таблица позволяет определить:

  • количество учащихся, выполнявших работу по тому или иному варианту;
  • количество учащихся, выполнявших задание по той или иной теме;
  • количество учащихся, справившихся с заданием по той или иной теме;
  • процент не справившихся с тем или иным заданием.

* Учителю будет удобно воспользоваться приложением Microsoft Excel или его открытым аналогом Open Offiсe Calc.

 По обработанным результатам первой диагностической работы я вижу, какие темы оказываются наименее освоенными, а значит трудными для восприятия как всем классом, так и каждым учащимся в отдельности. Следовательно, я могу откорректировать результаты следующей диагностической работы, спланировав дальнейшую деятельность, организовав фронтальную, групповую и индивидуальную работу с целью устранения пробелов в знаниях и умениях учащихся, выявленных в результате предыдущего диагностирования. В организации этой работы мне помогает таблица (см. Приложение 1), где отмечены задания, с которыми не справился каждый из учащихся.

Результаты всех диагностирований качества успеваемости учащихся по демонстрационным версиям КИМов я обрабатываю описанным выше способом и вношу их в сводную таблицу (см. Приложение 2). На основе данных в графах "Процент учащихся, не справившихся с заданием в работе от _ числа", выстраивается диаграмма (см. Приложение 3), отражающая динамику состояния качества знаний и умений по темам. Кроме того, сводная таблица может показать процент учащихся, справившихся с каждым конкретным заданием в ходе последующего диагностирования в отличие от предыдущего и количество выполненных заданий в ходе последующего диагностирования, погрешность качества которых может быть принята за положительную (устойчивую).

Динамика состояния качества знаний и умений по каждой теме, отраженная в диаграмме, по целому ряду позиций может оказаться отрицательной. К причинам отрицательной динамики можно отнести следующие:

  • забывание или замещение вследствие интенсивной проработки других тем;
  • непонимание формулировки или цели задания;
  • фактор случайности: задания по отдельным темам при смене вариантов в последующих диагностированиях могут достаться большему количеству учащихся или большему количеству слабых учащихся и др.

Пользуясь материалом диаграммы и сводной таблицы, можно сделать вывод, что в ходе диагностирования качества успеваемости учащихся от 10.04.2008 г. по сравнению с 19.03.2008 г.

  • 51,1% заданий выполнен более качественно (положительная динамика);
  • 13,3% заданий выполнен без изменений (устойчивый результат);
  • 35,6% заданий выполнен менее качественно (отрицательная динамика).

Так, серия проведенных диагностирований качества успеваемости учащихся подобного рода должна

  • продемонстрировать, какие темы русского языка являются наиболее сложными в усвоении как для каждого учащегося в отдельности, так и для всего класса в целом;
  • показать динамику состояния качества знаний и умений по темам русского языка как относительно каждого учащегося в отдельности, так и относительно всего класса в целом;
  • послужить учителю эффективным инструментом для планирования, корректирования, организации деятельности по подготовке к итоговой аттестации;
  • позволить прогнозировать и корректировать результат итоговой аттестации.
Читать еще:


Новые материалы:

Поговорим о вежливости :: "Сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам…" :: Агитбригада "Мы выбираем жизнь" :: Родимый дом – счастливый дом :: Электронная поддержка обучения построению сечений пространственных фигур плоскостями :: Салют-7, 2017 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list0.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list0.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list0.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Черная бабочка ( Black Butterfly ), 2016 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD