О прогнозировании и корректировании результатов итоговой аттестации по русскому языку

Необходимым элементом деятельности учителя русского языка в выпускных классах средней школы является прогнозирование и корректирование результатов итоговой аттестации, проводимой в форме Единого государственного экзамена, поскольку я, как учитель, обязана следить за тем, чтобы уровень подготовки выпускников к моменту экзамена соответствовал заявленному в Стандарте образования по русскому языку. Прогнозирование и корректирование результатов итоговой аттестации возможно лишь при условии систематического диагностирования качества успеваемости учащихся, обработанные результаты которого помогают мне спланировать и скорректировать дальнейшую деятельность. В качестве материалов для проведения диагностической работы я использую демонстрационные версии контрольно-измерительных материалов (части "А", "В").

Целью диагностики подготовленности учащихся выпускных классов к государственной итоговой аттестации по материалам демонстрационных версий контрольно-измерительных материалов за 2002 - 2009 гг. (части "А", "В") является определение уровня освоения обязательного минимума образования по русскому языку, а именно:

  • уровня знания и понимания учащимися смысла основных понятий: "речевая ситуация и ее компоненты", "литературный язык", "языковая норма", "культура речи"; "основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь"; "орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка";
  • уровня умений учащихся осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.

Диагностическая работа по определению уровня освоения обязательного минимума образования по русскому языку проводится мною в два этапа. Сначала учащиеся выполняют работу на основе демонстрационных версий КИМов (частей "А" и "В"), затем я анализирую качество выполнения тестовых заданий. Подобная работа проводится мною как минимум дважды.

Для анализа уровня освоения обязательного минимума образования по русскому языку я составляю таблицу индивидуального освоения разделов и тем русского языка учащимися выпускных классов* (см. Приложение 1), в которой указываю темы русского языка и номера соответствующих им заданий демонстрационных версий КИМов, а также фамилии учащихся и номера вариантов, выполненных ими заданий; цветом в таблице напротив фамилий учащихся выделяю номера тех заданий, выполнение которых вызывает у них затруднение, что помогает мне и каждому учащемуся сделать вывод о недостаточном освоении отдельных разделов и тем русского языка и провести дополнительную работу по устранению пробелов в знаниях. Также данная таблица позволяет определить:

  • количество учащихся, выполнявших работу по тому или иному варианту;
  • количество учащихся, выполнявших задание по той или иной теме;
  • количество учащихся, справившихся с заданием по той или иной теме;
  • процент не справившихся с тем или иным заданием.

* Учителю будет удобно воспользоваться приложением Microsoft Excel или его открытым аналогом Open Offiсe Calc.

 По обработанным результатам первой диагностической работы я вижу, какие темы оказываются наименее освоенными, а значит трудными для восприятия как всем классом, так и каждым учащимся в отдельности. Следовательно, я могу откорректировать результаты следующей диагностической работы, спланировав дальнейшую деятельность, организовав фронтальную, групповую и индивидуальную работу с целью устранения пробелов в знаниях и умениях учащихся, выявленных в результате предыдущего диагностирования. В организации этой работы мне помогает таблица (см. Приложение 1), где отмечены задания, с которыми не справился каждый из учащихся.

Результаты всех диагностирований качества успеваемости учащихся по демонстрационным версиям КИМов я обрабатываю описанным выше способом и вношу их в сводную таблицу (см. Приложение 2). На основе данных в графах "Процент учащихся, не справившихся с заданием в работе от _ числа", выстраивается диаграмма (см. Приложение 3), отражающая динамику состояния качества знаний и умений по темам. Кроме того, сводная таблица может показать процент учащихся, справившихся с каждым конкретным заданием в ходе последующего диагностирования в отличие от предыдущего и количество выполненных заданий в ходе последующего диагностирования, погрешность качества которых может быть принята за положительную (устойчивую).

Динамика состояния качества знаний и умений по каждой теме, отраженная в диаграмме, по целому ряду позиций может оказаться отрицательной. К причинам отрицательной динамики можно отнести следующие:

  • забывание или замещение вследствие интенсивной проработки других тем;
  • непонимание формулировки или цели задания;
  • фактор случайности: задания по отдельным темам при смене вариантов в последующих диагностированиях могут достаться большему количеству учащихся или большему количеству слабых учащихся и др.

Пользуясь материалом диаграммы и сводной таблицы, можно сделать вывод, что в ходе диагностирования качества успеваемости учащихся от 10.04.2008 г. по сравнению с 19.03.2008 г.

  • 51,1% заданий выполнен более качественно (положительная динамика);
  • 13,3% заданий выполнен без изменений (устойчивый результат);
  • 35,6% заданий выполнен менее качественно (отрицательная динамика).

Так, серия проведенных диагностирований качества успеваемости учащихся подобного рода должна

  • продемонстрировать, какие темы русского языка являются наиболее сложными в усвоении как для каждого учащегося в отдельности, так и для всего класса в целом;
  • показать динамику состояния качества знаний и умений по темам русского языка как относительно каждого учащегося в отдельности, так и относительно всего класса в целом;
  • послужить учителю эффективным инструментом для планирования, корректирования, организации деятельности по подготовке к итоговой аттестации;
  • позволить прогнозировать и корректировать результат итоговой аттестации.
Читать еще:


Новые материалы:

Урок-игра "Что? Где? Когда?" :: Нестандартный урок "Математический бой" :: Математическое кафе в 7-м классе по теме "Рациональные дроби" :: Элективный курс "Метод интервалов" :: Мастер-класс "Методические приемы в педагогической технологии системы эффективных уроков при обучении математике" :: Ван Гог. С любовью, Винсент ( Loving Vincent ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Готовые комплекты/Спальни/Мебель для спальни/Спальные гарнитуры / Аванти / Спальня Аванти ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Резкое похудение это сколько кг

Причины снижения веса: резкое понижение массы тела При наличии избыточной массы тела, потеря веса, несомненно, желаемый процесс. Как правило, килограммы уходят...

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Программа тренировок для похудения дома

...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD