Урок-дискуссия по литературе в 10-м классе "Достоевский и христианство" (по программе А.Г. Кутузова "В мире литературы)
Познание 21 век - все об образовании и школах

Урок-дискуссия по литературе в 10-м классе "Достоевский и христианство" (по программе А.Г. Кутузова "В мире литературы)


адреса школ

учебное

новости науки

реклама

Цели:

Оборудование: Учебник: “В мире литературы” под ред. Кутузова А. Г. Тексты: “Бедные люди” Ф. М. Достоевский.

“Маленькие картинки” Ф М Достоевский “Мальчик у Христа на елке” Ф М Достоевский Портрет Ф М Достоевского, работы художника Перова. Плакат с названиями пяти романов Ф М Достоевского Оформление доски: название 'темы, портрет писателя, эпиграфы:

На что я способен, на ню и право имею, ибо все позволено, что допускает мое “я”.

М. Штирнер

Не проклято, а благословенно все на земле!

Ф. М. Достоевский

Христианство не только вера в Бога, но и вера в человека, в возможность раскрытия божественного в человеке.

И Бердяев

План урока:

  1. Писатель-пророк.
  2. Истоки религиозно-философских исканий.
  3. Особенности художественного метода. “Дневник писателя”.
  4. “Великое Пятикнижие”.
  5. Достоевский и мы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сообщение темы. Определение целей и задач урока. Записывается тема и эпиграфы.

2. Слово учителя:

Его улыбка – где он взял ее? -
Согрела всех мучительно влюбленных.
Униженных, больных и оскорбленных.
Кошмарное земное бытие.
Угармонированное свое
В падучей сердце – радость обреченных
Истерзанных и духом исступленных -
В целебное он превратил питье.
Все мукой опрокинутые лица,
Все руки, принужденные сложиться
В крест на груди, все, чтущие закон,
Единый для живущих – Состраданье,
Вес чрез него познали оправданье,
И человек– почти обожествлен!

И Северянин. 1926 г.

3. Словарная работа. (Ассоциативное поле)

1846 “Бедные люди”;
1848 “Белые ночи”;
“Мальчик у Христа на елке”.

1) Во всех произведениях рассматриваются нравственные проблемы. Как вы объясняете понятие нравственности? Нравственность – то же, что и характер;
2) Обычай. Уклад жизни;
3) Внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические корни, правила поведения, определенные этими качествами.

(На доске открыть записанные слова с их значением (из толкового словаря))

4. Беседа по подготовке к изучению нового материала.

Для многих людей Достоевский стал учителем. И не только в России – во всем мире. Из пятисот французских студентов 429 человек назвали Достоевского любимым писателем, к 1.980 году в США вышли 64 монографии о Д, а в Европе – 86. Великий физик Эйнштейн сказал, что Д дает больше, чем любой мыслитель. Почему люди нуждаются в Достоевском?

5. Изучение нового материала. Истоки религиозно-философских исканий

Федор Михайлович Достоевский родился в 1821 году в семье благочестивой и консервативной. Он был вторым ребенком из семерых детей лекаря Мариинской больницы для бедных, дед был священником. Мать – дочь купца – обучала читать по книге “Сто четыре истории Ветхого и Нового Завета”. В семье не жалели денег и на другие книги. Традицией были вечерние семейные чтения, по воскресеньям семья ходила в церковь, каждое лето мать ездила с детьми в Троице-Сергиеву Лавру. А по большим праздникам – театр, где Достоевский впервые увидел “Разбойников” Шиллера. Отец и мать мечтали дать детям хорошее образование, невзирая на скудные средства. Достоевский с 16 до 21 года учился в Высшем инженерном училище, создал там кружок любителей литературы, начал писать и переводить с французского. После смерти родителей (1837 мать, 1839 отец) выходит в отставку, чтобы писать. В 1846 году знакомится с Белинским, Петрашевским.

Работа с учебником:

Жизнь скучна без нравственной цели” (стр 304, учебник).

22 декабря 1849 год. Достоевский стоял на Семеновском плацу в ожидании расстрела. Отрывок из книги “Он умирал 27 лет...”. (Читает ученик по просьбе учителя)

1849-1853гг — каторга в Омском остроге.

И все годы Достоевский не переставали мучить вопросы о смысле жизни, о вере. На плацу, в ожидании расстрела Достоевский обратился к товарищу, атеисту:

– Мы будем там, со Христом?!

– Горсткой праха! – ответит товарищ. Он убежден: торжествует смерть, Христос лишь человек, он не воскрес.

На каторге, читая Евангелие, подаренное женами декабристов, будущий писатель очень много пережил. Здесь началось возрождение души. Здесь родился символ веры Достоевского. Он понял, что Бог есть Любовь. Он верил, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа; и не только нет, но и... не может быть. Достоевский даже выработал систему философских взглядов на христианский идеал русского народа – почвенничество (почва – земля – Русь – Россия). Не случайно Достоевского называют национальным философом России. Понять Достоевского то же, что понять Россию. “Главный вопрос, которым я мучился сознательно и бессознательно всю мою жизнь – существование Божие...”. Тайна человека и тайна Бога.

Вывод: истоки христианского мировоззрения Достоевского – воспитание в семье, арест и каторга, чтение Евангелия, народное православие.

6. Особенности художественного метода писателя.

Как сам писатель определяет свой метод?

“Я ужасно люблю реализм в искусстве, но у иных современных реалистов нет нравственного центра”.

Работа с текстом, организация дискуссии.

Слушаем песню “Парнишка” – русский шансон в исполнении группы “Ленинград”.  (Приложение 1)

7. Продолжение беседы.

8. Подведение итогов дискуссии.

9. Рефлексия.

Заполним анкету:

а) Я узнал, что Достоевский...
б) Для человека очень важно понимать...
в) Самым интересным на уроке было...
г) Христианскими мотивами в произведениях являются... Звучит музыка. Ученик читает воспоминания о похоронах писателя.

10. Домашнее задание: эссе по любому эпиграфу.

Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта ВК:
Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта FB:

 
Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru