Урок МХК "Становление Левитана как художника рядом с Чеховым" : МХК и ИЗО
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Урок МХК "Становление Левитана как художника рядом с Чеховым" : МХК и ИЗО

Цели:

  • познакомить учащихся с чеховскими пейзажами и картинами Левитана;
  • развивать способности воображения; эмоционального восприятия мира;
  • приобщать учащихся к прекрасному, к искусству;
  • показать взаимосвязь различных видов искусства(пейзаж в живописи и литературе).

Тип урока:

комбинированный.

Форма урока:

урок-диалог.

Техническое оборудование:

- репродукции картин Левитана

- слайды с картинами Левитана “Вечер на Волге”, “Золотая осень”. “Владимировка”, “Тихая обитель”, “Над вечным покоем” и другие.

- повесть А. Чехова “Степь”

- проигрыватель

Эпиграф урока:

Это Лучший русский пейзажист.

А.П.Чехов

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя. Музыка (Чайковский “Июнь”)

Если посмотреть на полотна Левитана и открыть повесть Чехова “Степь”, то поразиться похожести пейзажных зарисовок.

- “Вечер на Волге” - “О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна”.

- “Золотая осень” - “Покорная природа цепенела в молчании. Ни ветра, ни бодрого свежего звука, ни облачка”.

- “Владимировка” - “Что-то необыкновенно широкое, размашистое и богатырское тянулось по степи вместо дороги; то была серая полоса, хорошо выезженная и покрытая пылью”.

- “Над вечным покоем” - “Во всем, что видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни... И в торжестве красоты, в излишке счастья чувствуешь напряжение и тоску”[1].

.Все это как будто комментарии полотен Левитана с помощью Чехова. Это возможно, потому что схожи мироощущения двух художников.

Долгая дружба Левитана с А.П. Чеховым началась со студенческих лет

(Николай Чехов был однокашником Левитана). Два счастливых лета

(1875-1876гг.) он провел в Бабкине поблизости от Нового Иерусалима.

Там, в Бабкине, жило семейство Чеховых. Охота, рыбная ловля, работа на этюдах, походы по живописным окрестностям, общение с интересным и радушным семейством Киселевых – все делало жизнь наполненной и радостной. Сестра А.П. Чехова писала: “Так много вспоминается всякого дурачества. И таких ярких, полных жизни картин.” Все это, однако не мешало Левитану работать, как не мешало Антону Павловичу писать. Дурачились мы только когда считали себя вправе отдыхать.

2. Инсценировка рассказа Чехова “Гость”.

В это время Левитан создал на редкость пронзительный портрет Чехова.

В портрете Чехова. хотя и неоконченном, художники сумел подметить черты мудрости, суровости, волевого духа будущего знаменитого писателя.

В 1881 году Левитан впервые побывал на Волге, с корой связан большой период в его жизни и необыкновенный взлет творчества. Поначалу Левитан был подавлен огромными пространствами и царственной красотой великой реки. Он писал Чехову: “Я никогда еще не любил так природу, не был так чуток к ней, никогда еще так сильно не чувствовал я это божественное нечто, разлитое во всем, но что не всякий видит, что даже и назвать нельзя, так как оно не поддается разуму, анализу. А постигается любовью. Без этого чувства не может быть художник. Многие не поймут, назовут, пожалуй романтическим вздором – пускай!

Они благоразумнее… но это мое прозрение, для меня источник глубоких страданий. Может ли быть что трагичнее, как чувствовать бесконечную красоту, подмечать сокровенную тайну, видеть Бога во всем и не уметь сознавая своё бессилие выразить эти большие ощущения. Ездил он на Волгу не один, а с С.П. Кувшинниковой, художницей, музыкантшей, актрисой, довольно экстравагантной женщиной, чей московский салон посещали многие знаменитости. Почти восемь лет они провели вмести – этот романтический эпизод жизни Левитана в достаточно шаржированном виде отражен в рассказе Чехова Попрыгунья вызвавшем после публикации скандал и к приведению к кратковременному охлаждению отношений между писателем и художником.

Жизнь художника во второй половине 1890-х годов проходила в борьбе с неизлечимым недугом - тяжёлой болезнью сердца. А.П. Чехову уже в 1897 году было понятно на сколько опасна он писал: “Пейзажист Левитан серьезно болен. У него расширение аорты. У него страстная жажда работы, но физическое состояние хуже, чем у инвалида.”

Последний год своей жизни 1900 Левитан встретил у Чехова в Ялте в его новом доме. Целых две недели друзья были вместе. Чехов писал об этом в одном из писем: “У нас Левитан. На моем камине он изобразил лунную ночь во время сенокоса. Луг, копны, вдали лес, надо всем царит луна”.

Чехов и Левитан близки по мироощущению. В формировании пейзажного мастерства Чехова большую роль сыграло общение с живописью Левитана. Постоянным принципом писателя стало соотнесение природы и человеческих чувств. Пейзажи Чехов,) подвижны, порой печальны. То же и у Левитана:

Где человек у Левитана?
Березы тихо дрогнут у пруда,
И лошаденка тянет неустанно
Худые сани-неведомо куда,
А над безлюдьем светится звезда...
Да, человека нет у Левитана
Задумчиво я в этот мир вхожу
И чувствую, что счастье и печаль,-
А ими здесь пропитан воздух, -
Все от людей: рассвет, туман и даль;
А еслъ я всмотрюсь, то разгляжу
Людские судьбы - в елях, в речках, в звездах,
Хоть ими здесь пропитан только воздух.
(А. Вергелис)

Открываем презентацию полотен Левитана “Чародей настроения”.

3. Чародей настроения.

Левитан уловил неизбывную грусть русского пейзажа. Даже самого солнечного, самого как бы бравурного пейзажа (“Березовая роща”). Почему-то даже на каком-нибудь пиру солнца, ветра, буйной зелени неизбежно думается о том, что все это очень ненадежно и скоро пройдет, превратится в уныние, застылость форм, замирание жизни.

Нужно расставить в комнате как можно больше репродукций Левитановских полотен и погрузиться в вечную печаль русских рощ и полей - печаль, брезжущую неясным выходом, неясной надеждой. Тут отзвук “последних” ответов, которую даже нечего пытаться загонять в строгие формулы.

Музыка (Шопен “Вальсы”)

“Осенний день. Сокольники”

Это самый первый шедевр Левитана. Создавшему его художнику не было еще и 20 лет (забавный нюанс — фигуру женщины написал здесь Николай чехов, брат писателя). Сразу несколько важнейших для всего творчества мотивов соединились в нем дорога, осень, вечер. Есть в нем и то, что прославило впоследствии художника. -пейзажный мотив, говорящий на языке человеческой души.

Музыка (Бетховен “Героическая”)

“Золотая осень”

Картины Левитана середины 1890 г. - при всем при том, что сам художник в это время довольно сильно хандрил, - полны чувства радости, выражаемого в брызжущих с полотен ярких красках. “Золотую осень”, свое известнейшее произведение, художник написал в тверском имении Горка, и построил его на смелых цветовых контрастах. Промытое до прозрачности голубизны небо, золото листвы, зелень пожухлой травы сливаются в нечто неотменимое и вечное — в красоту мира, очаровывающую и просветляющую человека.

Музыка (“Колокола”)

“Вечерний звон”

Год создания картины - один из самых счастливых в творческой судьбе Левитана. В том году он написал несколько прекрасных картин, во многом определяющих музыку его художественного мира. “Вечерний звон” - одна из них. Ее жанр можно определить как “церковный пейзаж” - таких пейзажей у Левитана несколько. Самый близкий по настроению, по “мотиву” - “Тихая обитель”, появившаяся двумя годами ранее и вызвавшая столько восторженных толков. И там, и здесь “моделью” для художника послужил Кривозерский монастырь на Волге. Если “Тихая. обитель” являла собой некий застывший образ “русской благодати”, ее символ, то в новом произведении Левитан попытался уйти от излишней символизации, приблизившись к живой жизни[3].

4. Закрепление нового материала

Музыка (Вивальди “Времена года”)

Викторина “Осень” (на компьютере)

Заполнить таблицу
№ картины Автор и название картины № стихотворения
     
     

Ответы на вопросы викторины[4]:

№ картины

Автор и название картины

№ стихотворения

1

1 - И.Левитан “Золотая осень”

5 – Ф.Тютчев

2

4 – М.Нестеров “Видение отроку Варфоломея”

1 – Б.Ахмадулина

3

2 – В. Кандинский “Осень в Баварии”

4 – З.Гиппиус

4

5 – И.Левитан “Осенний день. Сокольники”

2 – А.Барто

5

3 – В.Серов “Осень. Домотканово”

3 – С.Есенин

5. Заключительное слово учителя

Подведение итогов урока.

Итак, сегодня мы совершили прекрасное путешествие, листая страницы жизни и творчества крупнейших представителей русской культуры второй половины XIX века - пейзажиста Левитана и прозаика Чехова.

Они жили на нашей российской земле в одно время, под одним неярким ее небом.

Они жили, дружили, творили, смеялись и огорчались и при этом незаметно влияли друг на друга, поднимаясь в своем творчестве все выше и выше, а сегодня поднимают нас в понимании смысла жизни, ее красоты и сложности[1].

Список используемой литературы.

1. Картавцева М.И., Чернышева И.С. Уроки МХК. 10 класс. Практическое пособие. – Воронеж:ТЦ “Учитель”, 2003. – 192 с.

2. Журнал “Великие имена”, выпуск № 27, 2007 г.

3. Журнал “Художественная галерея”, № 56, 2005 г.

4. ИД “Искусство”, № 17, 2006 г.

Презентация 1

Презентация 2

Читать еще:

Новые материалы:

"Что за человек Печорин" (по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"; урок-эпилог) :: Электронное пособие по литературе "А.С. Пушкин". 8-й класс по программе В.Л. Коровиной :: Праздник книги. "Книга в кругу читателей" (по роману Д.Дефо "Робинзон Крузо") :: Итоговый урок в 8-м классе по произведению Н.В. Гоголя «Ревизор» (интеллектуальная игра) :: Конспект занятия логопеда "Использование сказкотерапии в работе с заикающимися детьми" :: Красный воробей ( Red Sparrow ), 2018 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Российские студенты продолжают сходить с ума. Теперь и в Орле!

Не успел один несчастный влюбленный студент из Бауманки угробить сначала предмет своей влюбленности, а потом и себя, как в Орле уже, наоборот, девушка поступает со своим возлюбленным еще круче, и тоже исключительно из романтических чувств. Правда, на себя ей решимости уже не хватило.

Масленица - 2018

Бакшевская Масленица (Маслострой) - самая массовая самодеятельная масленица современной России - ждет новых участников!

Масленица - 2018

Бакшевская Масленица (Маслострой) - самая массовая самодеятельная масленица современной России - ждет новых участников!


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru