Культура Страны Восходящего Солнца : МХК и ИЗО

Культура Страны Восходящего Солнца : МХК и ИЗО

Цель:

  • познакомить с культурой, историей и традициями Японии, рассказать об основе национального костюма – КИМОНО;
  • развить интерес к предмету, творческие способности учащихся;
  • воспитывать эстетические чувства, доброту, трудолюбие, аккуратность, внимательность.

Наглядные пособия: гравюры художников Японии: Хисикава Моронобу, Кайгэцудо, Окумира Масанобу, Судзуки Хирунобу, Кацусика Хокусай.

Музыкальный ряд: произведения японских музыкантов.

Формы организации: индивидуальная.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.

План урока

I. Организационный момент.

II. Искусство Японии.

а) историческая справка

б) европейские художники о культуре

в) художник Хокусай

г) национальная одежда

д) женская прическа

III. Выполнение творческих работ

IV. Выставка работ, подведение итогов урока

Ход урока

I. В 4-м классе вы знакомились на уроках ИЗО с искусством Японии -  Страны Восходящего солнца.

В 5-м классе продолжим изучение этой темы. Научимся изображать национальный костюм, пейзаж, женскую прическу.(У каждого на рабочем столе наглядное пособие, стр. 5-9)

Традиционная культура японцев интересна тем, что она является не только историей и достоянием древней цивилизации, но и существует и развивается в наши дни. Народы этой страны очень бережно хранят национальные традиции, которые вошли в их сегодняшнюю жизнь.

II. а) Япония – древнее государство. Старое название – Яиато – означает «путь гор», а еще ее называют Страной Восходящего солнца (занимает цепь островов около 4 тыс.), (показать на карте).Сам народ очень вежлив и очень радушен. Это однонациональная страна. Язык японский. Особенности национального характера: привязанность к семье, любят работать, отдыхать, вежливы, стыдливы, не многословны, не любят юмора, очень верующая нация, берегут природу.

«Восторженное почитание Японии начиналось обычно с восхищения японскими гравюрами», Эри Майнер.

А какая она – страна Япония?

Япония – прекрасная страна
И на Востоке первая она,
Что солнца луч встречает
Значит она: страна восходящего солнца!
Четыре крупных острова
Сикоко, Хоккайдо, Хонсю, Кюсю.
И много мелких островов
Волна морская их ласкает.
Три моря омывают острова:
Охотское, Японское, Китайское.
Япония – прекрасная страна
Природа то сурова там, то ласкова.

История распространилась так, что долгое время образ Страны Восходящего солнца в сознании европейцев сливался с миром сюжетов японской классической гравюры. Этот вид искусства Японии наиболее популярен.

б) Многих европейцев художников привлекал в работах японских мастеров не только национальный колорит, но и удивительные пейзажи, ракурсы, тонкое чувство линии и цвета. В картинах впервые стало возможно различить определенные сезоны, уловить время суток. В области художественных новшеств меняется идеал женщины: на смену величавым и статным красавицам приходят хрупкие юные девушки, почти подростки, с крошечными ручками и ножками, необычайно трогательные и грациозные. Кажется они говорят друг другу на языке поэзии. (Смотри Приложение 1)

в) Знаменитый японский художник Хокусай при построении формы исходит из идеи силуэта. При этом в силуэте можно передать динамику изображаемой формы, увидеть необычный ракурс, движения. Этому можно поучиться у Хокусая на примере данных рисунков, которые лежат на парте. Обратите внимание, что фигурки людей  в движении подобны буквам. В 19 веке распространяется практика, при которой художник часто изображает только лица и позы фигур. (Приложение 1, стр. 5-9)

г) Сегодня мы познакомимся с национальной одеждой японцев – КИМОНО – 17век. Само слово называют с выражением «киру-моно» - надеваемая вещь (одежда).

На девушках мы видим кимоно,
Какое яркое, красивое оно.
В расцвеченных одеждах, будто павы
В картинках Утамаро Катагавы

Девушки на празднике в светлых кимоно,
Вишневыми цветами расцвечено оно
Слышатся напевы голосов
На празднике весеннем – празднике цветов

В летний праздник лотоса так заведено,
Выйдут эти девушки в белых кимоно.
А в сезон ирисов – праздник красоты
На кимоно увидим мы лиловые цветы.

Основой философии костюма служат три понятия: любовь, красота и этикет. Кимоно плотно обвертывает тело с ног до головы, - этот воспитывает в человеке смирение и покорность. Длинная юбка без разреза, широкие рукава и пояс, подобный корсету, полностью меняют движения. Они становятся неторопливыми и мягкими. Национальный костюм подчеркивает мужественность и достоинство мужчины, и женственность и хрупкость женщины.  Руки и ноги не должны быть видны из-под костюма, это считается неприличным. Такие правила уравнивают женщин всех возрастов друг перед другом и перед окружающими, поэтому не возникает ни завести, ни разочарования.

Кимоно подчеркивает зрелость 50-го человека, великолепие 20-го, скромность 30-го, изящество 40-го, внутреннее спокойствие 60-го, строгую красоту 70-го и философский покой  души в 80 лет.

Все кимоно, и мужские и женские, запахиваются на праву сторону. На другую сторону запахивают только покойников.

Одевание кимоно – это своеобразный ритуал, поскольку этот национальный костюм включает в себя до 12 атрибутов. Выбор кимоно отчасти подчинен времени года, погоде и конечно  же, мероприятию, на которое оно одевается. Также необходимо ссылаться и на положение в обществе и на возраст человека.

Кимоно бывает мужское и женское. Мужской костюм проще, а женский ярче, и материал может выделяться особенным блеском.

Обратим внимание на рисунки, которые у каждого лежат на парте.

Кимоно напоминает собой Т-образный халат. Его длина может меняться (подворачивается). Одежда на теле закрепляется поясом – оби, который расположен на талии. Характерны рукава мешкообразной формы. Нет воротника и в целом он удобен и не сковывает движения человека. Для пошива кимоно используются мягкие нити.

Хорошее кимоно стоит очень дорого (до 1000 долларов). Материал ткут и расписывают в ручную. Шьют такое кимоно только лучшие мастера. На пояс оби берут, или ткут специальный кусок парчи или шелка длиной в 4 метра.

Сшитое в детстве кимоно, японка может носить до конца жизни и передавать по наследству дочери и внучке.

Кимоно может быть очень официальным, так и повседневным. Все зависит от расцветки и фарфора. У молодых девушек длинные рукава (т. к. не замужем) и декорированы, их носят до свадьбы.

- Черное кимоно имеет рисунок ниже талии для незамужних женщин; с гербами на груди, спине, рукавах - для свадеб.

- Одноцветное кимоно разрисовано ниже талии.

- Для приемов: рисунок вдоль плеч и рукавов.

- Для чайных церемоний – ткань одноцветная.

- Мелкий рисунок – гуляя по городу, в ресторане.

- В горах обычно носили мужские чины – самураи.

Лицо женщины было белым (его специально красили)

г) Интересна национальная женская прическа, она оригинальна.  Состоит из нескольких элементов. Для устойчивости в высокие прически подкладывали бархатные валики, подушечки или капрон. Законченную  прическу покрывали растопленным маслом или воском для того, чтобы волосы блестели. Для сохранения прически голову клали на специальные деревянные подставки – подголовники. Прически оставались на весу, они выполнялись из собственных волос, но иногда богатые дамы носили парики.

Волосы украшали при помощи цветов или шпилек, которые лежали крест-накрест и имели маленькие вееры на концах.

III. Учащиеся выполняют творческие работы (звучит японская музыка)

V. Выставка работ учащихся, подведение итогов урока. Стр. 10-13

Приложение 2

Читать еще:


Новые материалы:

Программа курса "Речь и общение". 6-й класс :: Из опыта работы. "Информационно-ценностный подход в обучении чтению со звуковым ориентиром (методика А.М. Кушнира) :: Проблема счастья в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" (на примере развития женских образов) :: Урок литературы по повести И.С. Тургенева "Ася" "В душе у тебя цветет фиалка" :: Орфоэпическая работа в начальной школе :: Смешарики. Дежавю, 2017 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list21.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list21.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list21.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Призрачная нить ( Phantom Thread ), 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Разработка урока "Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления". Математика, 1-й класс. Первые шаги

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина. 10-й класс

Урок литературы в 10-м классе интересен формой организации учебной деятельности: от заполнения сводной таблицы, отражающей причины, сущность изменения взглядов поэта по теме и наглядно демонстрирующей удивительное единство формы и содержания пушкинской лирики, до перевода информации из таблицы в опорную схему и создания нового речевого продукта – устного монологического ответа. Каждый этап работы сопровождается презентацией.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD