Первобытная культура : МХК и ИЗО

Все мы знаем: труд создал человека. На основе труда у отдалённых предков человека зародились способности, благодаря которым и произошло его собственно человеческое формирование - речь, разум (мышление), и духовность.

Первобытное искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени - всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в отдалённых уголках планеты, до наших дней.

Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности - искусству - одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря нему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заострённый камень выполнял в трудовой деятельности.

Итак, что же мы считаем первобытным искусством?

Первобытным искусством считают искусство времени первобытнообщинного строя, т. е. от появления Нотоsahiensи до возникновения классовых обществ, цивилизаций.

Существует следующая периодизация первобытного искусства:

  1. Верхний (поздний) палеолит - древний каменный век (35 - 8 тыс. до н. э.).
  2. Мезолит - средний каменный век (8 - 4 тыс. до н.э.).
  3. Неолит - новый каменный век (6 - 2 тыс. до н.э.).
  4. Эпоха бронзы (3 - 2 тыс. до н.э.).
  5. Эпоха железа (1 тыс. до н.э.).

(Эпохи развития человечества в разных местах Земли не совпадают по времени).

Памятники первобытного искусства обнаружены в самых разных местах Земного шара. Они представляют собой барельефные, контурные и многоцветные изображения на стенах и сводах пещер, на скалах и валунах; петроглифы, орнаментированные изделия из кости, статуэтки, каменные идолы и т. д.

О существовании первобытного искусства мы узнали совсем недавно, в первой половине ХIХ века - в 1879 году на севере Испании, в пещере Альтамира были обнаружены множество крупных, цветных изображений животных. Росписи Альтамиры поразили ученых: никто не мог поверить, что такие изображения создал человек в то время, когда речь его была примитивна, он с трудом добывал себе пропитание и постоянно вёл борьбу за выживание.

В настоящее время открыты более 100 пещер по всему миру. Самыми крупными считаются пять: Фон де Гом, Нио, «Трёх братьев», Комбарелль и Ляско; на Южном Урале - Каповая.

Мы переходим к первому этапу развития первобытного искусства - верхнему (позднему) палеолиту.

Главной заботой родовой общины была добыча зверя. Чтобы повлиять на успех охоты, человек прибегал к магии. Первобытный охотник верил, что изображая животных, он как бы подчиняет их себе; поражая изображения копьём или рисуя вонзившееся копьё, он убивает зверя. Перед изображениями совершались сложные ритуальные действия, в которых соединялись элементы танца, пения, инструментальной музыки, пантомимы.

В те далёкие времена зародились разные виды искусства, но лишь произведения изобразительного искусства смогли сохраниться в течение тысячелетий и дойти до нас.

К шедеврам Альтамиры и Ляско вёл, естественно, долгий путь. Его началом были отпечатки ладоней на стенах пещер и «макароны» - разнообразные переплетённые линии, проведённые пальцами по сырой глине. Возможно, таким образом, человек хотел своими следами символически утвердить себя, свою способность победить зверя.

Постепенно из движения пальцев по глине стали рождаться изображения животных.

Первые изображения были грубыми, примитивными и очень обобщёнными; не всегда можно узнать, какой же зверь представлен.

Наивысшего расцвета искусство палеолита достигает к X тыс. до н.э. В это время создаются громадные анималистические ансамбли пещер Альтамира, Ляско и т. д. Рисунки поражают мастерством и свободой исполнения, великолепным знанием зверя, его особенностей. Животные изображаются теперь в различных позах, в движении: они идут, борются, щиплют траву; часто их головы обращены назад, словно их преследуют охотники.

Важнейшим достижением художников этого периода явилось создание многоцветных росписей. Изображение исполнялось уже не одной какой-то краской, а несколькими; оно приобрело объёмность.

Живопись палеолита хорошо сохранилась, так как этому способствовали условия её нахождения: в глубинах пещер круглый год держатся примерно одинаковые степень влажности (97 - 98 %) и температура (7 - 8° С ± 2°).

Рисуя того или иного зверя на стенах святилища, художник не обращал внимания на то, что там уже было нарисовано множество животных; важно было исполнить своё .изображение. Поэтому рисунки наслаивались друг на друга, причём нередко так густо, что почти ничего уже нельзя разобрать. Возможно, в таком наслаивании рисунков было умышленное намерение увеличить количество заклинаемых зверей.

Сам человек представлен в палеолитическом искусстве крайне небольшим по сравнению с животными количеством изображений. В основном, это скульптурки малого размера (от 2 до 20 см), преимущественно женские, получившие название «палеолитических Венер». Большинство статуэток обладают общими чертами: они решены очень обобщённо, руки едва намечены, черт лица нет совсем, зато подчеркнуто преувеличены те части тела, которые связаны с вынашиванием и вскармливанием ребёнка, т. е. новых поколений людей. Такая трактовка женских фигур объясняется их магическим значением: они были связаны с культом плодородия, воплощали заботу о продолжении рода, о росте и процветании первобытной общины.

Итак, искусство эпохи палеолита, которое один из его исследователей академик А. П. Окладников назвал радостным, полным жажды жизни действом искусства, отражало первый этап развития, и было по форме реалистичным, а по содержанию простым и повсеместно почти однородным.

А мы переходим ко второму этапу развития первобытной культуры - эпохе мезолита (средний каменный век).

Вследствие таяния ледников и переменой климата, постепенно происходят изменения в жизни человеческого общества. Люди стали жить небольшими коллективами, способными к более быстрым и далёким перемещениям. Каменные орудия труда стали более сложными и совершенными. Появились новые средства охоты - лук, стрелы, а также новое средство передвижения - лодка

Помимо охоты, большое значение приобрели рыболовство и собирательство.

Принципиально изменилось и изобразительное творчество. Мезолитические росписи и петроглифы чаще всего исполнялись не в пещерах, а на открытых местах (скалах). Изображения, особенно человека, стилизуются, схематизируются, иногда сводятся почти к знаку. В этом берёт истоки пиктография - рисуночное письмо.

Таким образом, эпоха мезолита послужила связующим звеном от палеолита к неолиту.

А мы переходим к третьему периоду первобытной культуры - неолиту.

Последний этап каменного века характеризуется постепенным переходом от охоты к скотоводству и земледелию. Это важнейшее в истории человечества событие называют неолитической революцией. Люди стали вести оседлый образ жизни, строить прочные дома. Человек научился обжигать глину, т. е. впервые сам создал материал, которого не было в природе. Поэтому неолит ещё называют керамическим веком.

Заселение новых земель вело к межплеменной борьбе за их захват - человек становится врагом человека. Нарастающее разделение труда постепенно вело к расслоению внутри общин. Меняется и родовая структура: матриархат уступает место патриархату.

В изобразительном искусстве наряду с изображениями животных появляются изображения жриц и богинь плодородия.

В IV - III веках до н.э. огромное значение приобретает мегалитическая архитектура, тесно связанная с религиозно-культовыми идеями («мегалит» в переводе означает «большой камень»).

Выделяют три вида мегалитов: менгиры, дольмены и кромлехи.

Рассмотрим каждый из видов.

Менгиры - это вертикально поставленные камни различной высоты (от 1 до 20 метров). Они могут быть едва отесанными или покрытыми рельефной резьбой, могут быть увенчаны головой человека или животного либо целиком выполнены как монументальная скульптура. Ставили их обычно на возвышениях, иногда они тянулись параллельными рядами на 2-3 км, иногда были центрами поселений.

Дольмены - довольно сложные сооружения из крупных каменных плит, стоящих вертикально и перекрытых сверху ещё одной плитой. Внутри плиты иногда покрывались символическими знаками. Дольмены были местом захоронения членов рода.

Кромлехи - самые значительные сооружения древности. Представляют собой расположенные по кругу каменные плиты или столбы. Кругов (концентрических) могло быть несколько. Кромлехи располагались вокруг кургана или жертвенного камня. Это первые известные нам культовые сооружения. В то же время кромлехи являлись древнейшими обсерваториями. Таков самый знаменитый и сложный кромлех, находящийся в Англии близ Стоунхенджа.

Заканчивая рассмотрение искусства каменного века, хочется ещё раз подчеркнуть, что «первобытное» никак не означает примитивное, упрощённое, невысокое по своему уровню. Напротив, произведения, созданные первобытным человеком, вызывают изумление и восхищение даже у зрителей нашей эпохи.

Читать еще:


Новые материалы:

Внеурочное занятие по теме "Афлатун выражает эмоции". 3-й класс :: Урок окружающего мира «Наши ближайшие соседи» :: Урок математики во 2-м классе по теме «Плоские и объёмные фигуры» :: Сценарий «Давайте жить дружно» (по мотивам сказки «Репка») :: Урок математики «Что узнали? Чему научились?» Смотр знаний. 4-й класс :: Тёмный Феникс ( X-Men: Dark Phoenix ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Шкафы/Мебель для спальни/Шкафы, тумбы и комоды/Шкафы / Неман / Шкаф четырехдверный Неман ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Карта ветров и загрязнения воздуха в режиме реального времени

Пока сайт Мосэкомониторинга никак не откроется вновь, предлагаю посмотреть на глобальную карту ветров с данными загрязненности воздуха диоксидом серы, предоставляемую NASA. Эта карта настолько завораживает, что на нее можно смотреть вечно.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD