Маска (Ритуальная маска жителя планеты Марс). 3-й класс : МХК и ИЗО

Ритуальная маска жителя планеты Марс.
(Разработан в соответствии с требованиями новых стандартов и мыследеятельнстного подхода в работе с детьми.)

Цели и задачи: Закрепить знания учащихся о работе художника при создании маски. Расширить их представления о разновидностях и назначении масок. Продолжать учить детей находить межпредметные связи. Создать работу по воображению, используя таблицу ограничений и требований к маске.

Техническое оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран.

Дидактическое оборудование: 2 конверта с карточками (разновидности масок), 2 листа, 2 карандаша, 2 клея.

Материалы: Бумага для пастели (тонированная) формата А3, масляная пастель, ножницы, материалы для декорирования работы в технике коллажа.

Ход урока

1-я часть.

(В первой части урока предложить учащимся сесть полукругом так, чтобы им было удобно смотреть на монитор.) На экране слайд Приложение1, Слайд1 (голубой фон).

Учитель: Сегодня мы поговорим с вами о предмете, о котором в толковом словаре пишется так: накладка с вырезами для глаз, скрывающая лицо, иногда с изображением человеческого лица, головы животного или мифологического существа. Как вы думаете, о чём идёт речь? Правильно, о МАСКЕ (после нажатия на пробел на экране появится общее название темы урока)

Учитель: С давних пор люди подметили, что быть кем-то, играть кого-то легче в маске. Потому что маска помогает скрыть лицо, перевоплотиться в волшебного героя. Но всегда ли маска – это предмет перевоплощения? Давайте разберемся, какие маски мы с вами можем встретить в своей жизни, и для чего они предназначены.

Учитель: Внимание на экран. (Слайды 2–10). Каждый из девяти слайдов раскрывает 1 из видов масок. На экране высвечиваются фрагменты высказываний, о какой либо маске, с упоминанием её принадлежности. Учащимся необходимо определить, о какой маске идёт речь, и сформулировать название такой маски по её принадлежности. При правильном ответе учащихся педагог нажимает на пробел и на экране появляется иллюстрация и название маски. Приводятся примеры девяти разновидностей масок: косметическая, вратарская, сварочная, театральная, карнавальная, кислородная, защитная, героическая и медицинская.

2-я часть.

Учитель: Как вы уже поняли, различные маски имеют различное значение. Давайте попробуем объединить их по каким либо признакам в группы. Для этого нам понадобиться разделиться на две команды. (Деление команд лучше проводить заранее. Например: при входе в класс детям можно надеть бейджики или завязать на запястье ленточки разного цвета. Столы, для работы в командах, рекомендуется готовить заранее.)

Учитель: У каждой команды на столах лежат конверты с карточками, на которых изображены уже известные нам маски. Приложение 2. Попробуйте их расклеить на листе так, чтобы они образовали группы обобщённые какими либо признаками или значениями и напишите эти значения.

После того, как учащиеся справятся с заданием, педагог предлагает вывесить на доску получившиеся результаты и провести краткое сравнение. (У учащихся могут получиться разные варианты, но каждая команда всё равно найдёт и выделит такие группы масок, как: защитная, косметическая и маска для перевоплощения, хотя названия дадут им свои.)

3-я часть.

Учитель: Для создания каждой из известных нам масок понадобился труд художника. Но особенно интересными для художника являются Маски перевоплощения. О них мы сегодня поговорим подробнее. Маска пришла к нам из глубокой древности. Она даже древнее кукол. У каждого народа были свои маски. Их делали из различных материалов и по-разному украшали. (Слайд11).

Учитель: “Маска – мощный психологический фактор. В ней себя чувствуешь более защищено. И дело здесь не в килограммах стали и пластика. Наденьте на себя карнавальную маску – миллиметр картона и прочей мишуры – все: вы другой человек. Вы уверены в себе и защищены. Даже если в вас из пистолета стрелять, будете вести себя по-другому. Доля бесстрашия увеличится в несколько раз.” (Слайд12).

Учитель: Маски привлекали к себе не только художников создающих их, но и живописцев, изображающих их в своих картинах. (Слайд13). Маски бывают самые разные, они могут изображать зверей, птиц и героев сказок: сказочных злодеев, чудищ и красавец. (Слайд14). Маска выражает характер персонажа и его настроение. Маска создаёт образ.

Учитель: Маски использовались с древнейших времён. Сначала это были ритуальные маски. (Слайд15). Как вы думаете, зачем племена Африки, Южной Америки, Азии, Океании создавали маски и как они их использовали? Это связано с культом предков. Надевший ритуальную маску как бы перевоплощался в то существо, которое изображала маска. Маски использовались для совершения обрядов, шаманских молений, празднествах. И в России были праздничные игрища с масками и чучелами, например на Рождество, Масленицу. Веселясь, люди наряжались в костюмы и маски, а потому так и назывались – ряжеными. Ритуальные маски сохранили свою значимость и по сей день. Но в настоящее время наиболее часто стало встречаться уже современное искусство перевоплощения внешности – грим. Возникшее как продолжение развития маски.

4-я часть.

Учитель: Как вы уже догадались, вам предстоит принять роль художника, сегодня вы будите создавать ритуальную маску, но она будет не совсем обычной. Вам предстоит придумать и создать ритуальную маску жителя планеты Марс. (Слайд16). Выполнять её вы будите масленой пастелью. Для украшения маски можно воспользоваться имеющимися на столе декоративными материалами. У вас на столах лежат листы для пастели, масляная пастель, клей, ножницы, объёмный контур и всевозможные элементы декора. Но прежде, чем вы приступите к работе, давайте вернёмся к вопросу, какие задачи необходимо поставить перед собой художнику, создающему маску жителя планеты Марс. Она должна отвечать следующим требованиям:

  1. Выполнена из прочных, морозостойких материалов;
  2. Не спадать с лица;
  3. Пропускать воздух;
  4. Выражать намерения готовности вступать в контакт с другими цивилизациями, но показывая собственную мощь и силу (Марс – бог войны).

Можете приступать к работе. Желаю творческих успехов.

5-я часть.

После того, как учащиеся справятся со своим заданием, все работы необходимо оформить в заранее подготовленные паспарту и вывесить на доску. На экран выводится (Слайд 18)  (предварительно допишите в него свои сведения об учащихся и месте проведения урока).

Учитель: Давайте поменяем роль художника, на роль зрителя и посмотрим на ваши работы. Каждая из них самостоятельное произведение. Они такие разные. В каждой из них своё содержание. Вспомните, какие задачи ставились перед художниками. Получилось ли выполнить эти задачи у наших художников?

Скажите, пожалуйста, что мы сегодня узнали? Что смогли сделать? Что для вас было наиболее интересным при создании работы?

Используемая литература:

  1. А.Д. Авдеев, Маска. Опыт типологической классификации по этнографическим материалам в книге: Сборник музея антропологии и этнографии. М. – Л., 1957, № 17, 1960 № 19.
  2. Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С. Питерских, при участии Г.Е.Гурова, Н.А.Лепской, М.Т.Ломоносовой, О.В.Островской. Под редакцией Б.М.Неменского “Искусство вокруг нас” учебник для 3 класса начальной школы. Москва. “Просвещение” ОАО “Московские учебники” 2007.
  3. Л.А.Неменская “Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека”, Москва, “Просвещение” 2008.
  4. Поисковая система Яндекс.
Читать еще:


Новые материалы:

Урок по теме "Живопись. Импрессионизм" :: Урок английского языка по теме "How bread is made" (Как делают хлеб), введение страдательного залога". 5-й класс :: Урок иностранного языка с системно-деятельностным подходом по теме "Школа". 4-й класс :: Развиваем речь, играя :: Примерение ИКТ на уроках французского языка на этапе обучения чтению учащихся общеобразовательной школы. 2-й класс :: Идеальные незнакомцы ( Perfetti sconosciuti ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для кухни/Новый Год/Праздничный стол/Столы обеденные / ОГОГО Обстановочка / Стол обеденный Gloss 2 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD