Маска (Ритуальная маска жителя планеты Марс). 3-й класс : МХК и ИЗО

Ритуальная маска жителя планеты Марс.
(Разработан в соответствии с требованиями новых стандартов и мыследеятельнстного подхода в работе с детьми.)

Цели и задачи: Закрепить знания учащихся о работе художника при создании маски. Расширить их представления о разновидностях и назначении масок. Продолжать учить детей находить межпредметные связи. Создать работу по воображению, используя таблицу ограничений и требований к маске.

Техническое оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран.

Дидактическое оборудование: 2 конверта с карточками (разновидности масок), 2 листа, 2 карандаша, 2 клея.

Материалы: Бумага для пастели (тонированная) формата А3, масляная пастель, ножницы, материалы для декорирования работы в технике коллажа.

Ход урока

1-я часть.

(В первой части урока предложить учащимся сесть полукругом так, чтобы им было удобно смотреть на монитор.) На экране слайд Приложение1, Слайд1 (голубой фон).

Учитель: Сегодня мы поговорим с вами о предмете, о котором в толковом словаре пишется так: накладка с вырезами для глаз, скрывающая лицо, иногда с изображением человеческого лица, головы животного или мифологического существа. Как вы думаете, о чём идёт речь? Правильно, о МАСКЕ (после нажатия на пробел на экране появится общее название темы урока)

Учитель: С давних пор люди подметили, что быть кем-то, играть кого-то легче в маске. Потому что маска помогает скрыть лицо, перевоплотиться в волшебного героя. Но всегда ли маска – это предмет перевоплощения? Давайте разберемся, какие маски мы с вами можем встретить в своей жизни, и для чего они предназначены.

Учитель: Внимание на экран. (Слайды 2–10). Каждый из девяти слайдов раскрывает 1 из видов масок. На экране высвечиваются фрагменты высказываний, о какой либо маске, с упоминанием её принадлежности. Учащимся необходимо определить, о какой маске идёт речь, и сформулировать название такой маски по её принадлежности. При правильном ответе учащихся педагог нажимает на пробел и на экране появляется иллюстрация и название маски. Приводятся примеры девяти разновидностей масок: косметическая, вратарская, сварочная, театральная, карнавальная, кислородная, защитная, героическая и медицинская.

2-я часть.

Учитель: Как вы уже поняли, различные маски имеют различное значение. Давайте попробуем объединить их по каким либо признакам в группы. Для этого нам понадобиться разделиться на две команды. (Деление команд лучше проводить заранее. Например: при входе в класс детям можно надеть бейджики или завязать на запястье ленточки разного цвета. Столы, для работы в командах, рекомендуется готовить заранее.)

Учитель: У каждой команды на столах лежат конверты с карточками, на которых изображены уже известные нам маски. Приложение 2. Попробуйте их расклеить на листе так, чтобы они образовали группы обобщённые какими либо признаками или значениями и напишите эти значения.

После того, как учащиеся справятся с заданием, педагог предлагает вывесить на доску получившиеся результаты и провести краткое сравнение. (У учащихся могут получиться разные варианты, но каждая команда всё равно найдёт и выделит такие группы масок, как: защитная, косметическая и маска для перевоплощения, хотя названия дадут им свои.)

3-я часть.

Учитель: Для создания каждой из известных нам масок понадобился труд художника. Но особенно интересными для художника являются Маски перевоплощения. О них мы сегодня поговорим подробнее. Маска пришла к нам из глубокой древности. Она даже древнее кукол. У каждого народа были свои маски. Их делали из различных материалов и по-разному украшали. (Слайд11).

Учитель: “Маска – мощный психологический фактор. В ней себя чувствуешь более защищено. И дело здесь не в килограммах стали и пластика. Наденьте на себя карнавальную маску – миллиметр картона и прочей мишуры – все: вы другой человек. Вы уверены в себе и защищены. Даже если в вас из пистолета стрелять, будете вести себя по-другому. Доля бесстрашия увеличится в несколько раз.” (Слайд12).

Учитель: Маски привлекали к себе не только художников создающих их, но и живописцев, изображающих их в своих картинах. (Слайд13). Маски бывают самые разные, они могут изображать зверей, птиц и героев сказок: сказочных злодеев, чудищ и красавец. (Слайд14). Маска выражает характер персонажа и его настроение. Маска создаёт образ.

Учитель: Маски использовались с древнейших времён. Сначала это были ритуальные маски. (Слайд15). Как вы думаете, зачем племена Африки, Южной Америки, Азии, Океании создавали маски и как они их использовали? Это связано с культом предков. Надевший ритуальную маску как бы перевоплощался в то существо, которое изображала маска. Маски использовались для совершения обрядов, шаманских молений, празднествах. И в России были праздничные игрища с масками и чучелами, например на Рождество, Масленицу. Веселясь, люди наряжались в костюмы и маски, а потому так и назывались – ряжеными. Ритуальные маски сохранили свою значимость и по сей день. Но в настоящее время наиболее часто стало встречаться уже современное искусство перевоплощения внешности – грим. Возникшее как продолжение развития маски.

4-я часть.

Учитель: Как вы уже догадались, вам предстоит принять роль художника, сегодня вы будите создавать ритуальную маску, но она будет не совсем обычной. Вам предстоит придумать и создать ритуальную маску жителя планеты Марс. (Слайд16). Выполнять её вы будите масленой пастелью. Для украшения маски можно воспользоваться имеющимися на столе декоративными материалами. У вас на столах лежат листы для пастели, масляная пастель, клей, ножницы, объёмный контур и всевозможные элементы декора. Но прежде, чем вы приступите к работе, давайте вернёмся к вопросу, какие задачи необходимо поставить перед собой художнику, создающему маску жителя планеты Марс. Она должна отвечать следующим требованиям:

  1. Выполнена из прочных, морозостойких материалов;
  2. Не спадать с лица;
  3. Пропускать воздух;
  4. Выражать намерения готовности вступать в контакт с другими цивилизациями, но показывая собственную мощь и силу (Марс – бог войны).

Можете приступать к работе. Желаю творческих успехов.

5-я часть.

После того, как учащиеся справятся со своим заданием, все работы необходимо оформить в заранее подготовленные паспарту и вывесить на доску. На экран выводится (Слайд 18)  (предварительно допишите в него свои сведения об учащихся и месте проведения урока).

Учитель: Давайте поменяем роль художника, на роль зрителя и посмотрим на ваши работы. Каждая из них самостоятельное произведение. Они такие разные. В каждой из них своё содержание. Вспомните, какие задачи ставились перед художниками. Получилось ли выполнить эти задачи у наших художников?

Скажите, пожалуйста, что мы сегодня узнали? Что смогли сделать? Что для вас было наиболее интересным при создании работы?

Используемая литература:

  1. А.Д. Авдеев, Маска. Опыт типологической классификации по этнографическим материалам в книге: Сборник музея антропологии и этнографии. М. – Л., 1957, № 17, 1960 № 19.
  2. Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С. Питерских, при участии Г.Е.Гурова, Н.А.Лепской, М.Т.Ломоносовой, О.В.Островской. Под редакцией Б.М.Неменского “Искусство вокруг нас” учебник для 3 класса начальной школы. Москва. “Просвещение” ОАО “Московские учебники” 2007.
  3. Л.А.Неменская “Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека”, Москва, “Просвещение” 2008.
  4. Поисковая система Яндекс.
Читать еще:


Новые материалы:

Урок географии на тему "Дальний Восток: край контрастов" :: «Дидактические карточки – задания по географии Краснодарского края. Природа». 8-й класс :: Проблемное обучение на уроках истории. Урок по теме "Династический кризис. Восстание декабристов 14 декабря 1825 года" :: Повторительно-обобщающий урок по теме: "Жизнь первобытных людей" :: Тема урока "Жемчужины Архангельской области". 7-й класс :: Огни большой деревни, 2016 :: Кровати с ПМ / MOON TRADE / Кровать двуспальная Мирабель Модель 379 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Протеиновый коктейль для похудения на ночь

Белковый коктейль для похудения в домашних условиях Каждый взрослый человек прекрасно знает, что прием пищи обязательно должен быть сбалансированным. Это...

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Стойка на локтях для пресса сколько стоять поможет убрать висящий живот

Как делать планку? Большинство упражнений на пресс являются динамическими, то есть подразумевающими движение по определенной траектории. Однако основная задача...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD