Урок изобразительного искусства "Сказочно-былинный жанр. Волшебный мир сказки". 7-й класс : МХК и ИЗО

7 класс: Изобразительное искусство в жизни человека.

3 четверть: Великие темы жизни.

Тема: Сказочно-былинный жанр. Волшебный мир сказки.

Задание: Изображение сказочных героев.

Обеспечение.

1. Зрительный ряд: репродукции работ И. Билибина, В Васнецова по сказкам, а также книги с их иллюстрациями, творческие работы обучающихся.

2. Литературный ряд: Детская энциклопедия под ред. Н. В. Чуданова. – М.: ООО АСТ – ЛТД, 1998; научно-методический журнал “Изобразительное искусство в школе”, 2006. - №6.

3. Материалы и инструменты для практической работы: графические материалы (по выбору) или гуашь, акварель, кисти, бумага.

Ход урока

План урока, образный ряд для восприятия Вопросы и материалы для обсуждения
1. Самоопределение к деятельности (организационный момент). Со сказками мы встречаемся еще в раннем детстве и на всю жизнь запоминаем их героев. Это и народные сказки с их героями, и сказки великих сказочников-писателей.
2. Актуализация знаний. - Вспомните народные сказки и их героев.

- Вспомните писателей-сказочников и героев их книг.

- Как правильно называются картинки в книгах?

3. Введение в тему урока. Сегодня мы поговорим об особом жанре – жанре сказки и былины. Тема нашего урока: “Сказочно-былинный жанр. Волшебный мир сказки”. Цель урока: познакомиться со сказочно-былинным жанром в живописи на примере творчества В. Васнецова и И. Билибина. А теперь мы отправимся в путешествие в Тридевятое царство в Тридесятое государство и не одни, а вместе с художниками-сказочниками. И начнем путешествие по книгам детства, многие из которых проиллюстрировал великий русский художник И. Билибин.
4. Сообщение учащегося о жизни и творчестве И. Билибина. Демонстрация репродукций работ Билибина по сказкам, а также книг с его иллюстрациями. Иван Яковлевич Билибин <Рисунок 1> родился в 1876 году в Петербурге в семье военного врача. Отец не поддерживал стремлений сына к рисованию, и по желанию отца Билибин кончает юридический факультет Петербургского университета, но одновременно занимается в школе Общества поощрения художеств, а также как вольнослушатель поступает в мастерскую Репина, в Академию художеств. В 1898 году он едет в Мюнхен, чтобы работать в мастерской профессора Ашбе. Основы точного рисунка у Билибина сохранились на всю жизнь. Лето 1899 года Билибин проводит в Тверской губернии, здесь начинается его знакомство с русской деревней и народным творчеством. В этом же году Экспедиция Государственных Бумаг начала выпускать русские народные сказки с рисунками Билибина. Имя Билибина стало широко известным по всей России. В его лице оказался мастер, прекрасно передававший дух радостной и народной сказочности. По сегодняшний день эти “билибинские” сказки являют пример высокой полиграфической техники. В этой серии были “Василиса Прекрасная”, “Сказка об Иване Царевиче и Сером Волке” <Рисунок 2>, “Белая уточка”, “Царевна-Лягушка” и др. Билибин всецело примкнул к объединению “Мир искусства”. Первый шумный успех был толчком для дальнейшего развития творчества художника. Он совершает поездки на север России, где открылись ему красоты деревянной архитектуры и орнаментальное богатство народных костюмов и вышивок. Результаты поездки сказались довольно скоро. В 1904 г. выходит из печати былина “Вольга” с рисунками Билибина. Это одно из лучших изданий нашего века. Иллюстрации этой былины рисуют выезд дружины Вольги, фантастическое индийское царство, недра моря, птиц и сказочных животных. Все в издании этой былины отличалось вкусом и изяществом. В дальнейшем своем развитии Билибин встречается с творчеством Пушкина, и в 1905 г. появляются “Сказка о царе Салтане” и “О золотом петушке” <Рисунок 3>. Но не одни сказки и былины интересовали Билибина, его привлекали и другие стороны народного творчества: поговорки и загадки. В рисунках к загадкам есть также юмор, облеченный в привлекательную и декоративную форму. Декоративные качества работ Билибина, его фантазия и глубокое знание стилей привлекли его к театральной работе.

Во время гражданской войны Билибин попадает в Египет, в 1925 г. поселяется в Париже, но всюду занят любимой работой по иллюстрациям книг. В 1936 г. Билибин возвращается на родину, он приезжает в Петербург-Ленинград и начинает работать как профессор графической мастерской академии художеств, вызывая, как обычно, уважение со стороны студентов. Но началась война, со своей частной квартиры Билибин переехал в подвальный этаж Академии Художеств, где разместились преподаватели. Тяжелые условия подвальной жизни и отсутствие надлежащего питания подорвали здоровье Билибина. Он отказался эвакуироваться вглубь России и продолжал все время работать над серией декоративных панно, объединенных общей темой – “Богатыри”. Последней его работой была иллюстрация к былине “Дюк Степанович”. Это был подробный подготовительный рисунок, который надо было покрыть акварелью, но он так и остался в карандаше. Чувствуя, что силы его оставляют, Билибин поставил под верхней кнопкой, удерживавшей на доске бумагу, восьмиконечный крест. Это был последний штрих, “последнее прости” художника. Умер художник в ночь с 7-го на 8-е февраля 1942 года.

Все произведения художника объединяет одно неизменное качество – исключительное мастерство. Работы Билибина учат уважению к труду и ответственности за каждую линию, за каждый узор. Во всех работах художника видна любовь его к древнему миру России, и любование этим миром он пронес через всю свою жизнь. Пленительна его мечта о счастье, об использовании в жизни всяких образов красоты. Кто хранит в себе молодость души, тот найдет в работах Билибина радость.

5. Первичное закрепление учебного материала (начало). 1. К какому виду изобразительного искусства мы отнесем работы этого художника? Почему?

2. Чем отличаются иллюстрации И. Билибина от иллюстраций этих же сказок другими художниками?

6. Сообщение учащегося о жизни и творчестве В. Васнецова. Демонстрация репродукций картин Васнецова. Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) <Рисунок 4> родился в с. Лопьял, ныне Кировской области. Выходец из семьи священника, первоначально обучался в духовной семинарии в Вятке, затем увлекшись искусством, поступил в рисовальную школу при петербургском Обществе поощрения художеств, где в 1868-1868 гг. учился под рук. И.Н. Крамского. В 1868-1875 гг. совершенствует мастерство в петербургской Академии художеств. С 1878 г. – член Товарищества передвижных художественных выставок. В ранний период своего творчества Васнецов следует принципам передвижнического социально-критического жанра. Среди героев картин – беднота, чета обнищавших стариков, меняющая жилище (“С квартиры на квартиру”, “Преферанс”). Подъем общественного интереса к национальным древностям в последние десятилетия 19 века приводит к решительным сдвигам в творчестве художника. Обращаясь к темам фольклорной мифологии, он радикально реформирует русский исторический жанр, сочетая исторические реалии, с волнующей атмосферой легенды. Среди его популярных полотен этого периода – картины “После побоища Игоря Святославича с половцами” (1880), “Царь Иван Васильевич Грозный” (1897), “Аленушка” (1881) <Рисунок 5>. Наибольшую известность получила картина “Богатыри” (1881-1898) <Рисунок 6>.

На смену ранним психологическим новеллам приходит монументальный эпос. Картина “Три царевны подземного царства” (1881) уже несет в себе все характерные черты декоративной картины-панно стиля модерн, основанной на поэтике символизма, которая размывает границы между сказочной фантастикой и реальностью. Мастером декоративной живописи Васнецов проявил себя в панно “Каменный век”, изобразив на нем древних предков славян. Но самым крупным его свершением в области монументального искусства явились росписи киевского Владимирского собора (1885-1896), где художник вносит в религиозные образы лирическое, личностное начало, обрамляет их фольклорным орнаментом.

Самобытен вклад Васнецова в историю архитектуры и дизайна. По его эскизам в Абрамцеве были выстроены церковь в духе средневековой псковско-новгородской традиции и шутливо-сказочная “Избушка на курьих ножках” (1883).

Поздний период творчества художника исполнен мрачных переживаний. Видя ужас революционного террора, он вступает в “Союз русского народа” (правые экстремисты национал-шовинистического толка), оформляя своими славянскими орнаментами издания “союзников”. Полны сложного аллегорического подтекста картины “Царевна-Лягушка” и “Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем”; общественность воспринимала их как выражение тревожных раздумий мастера по поводу назревавшей и свершившейся социальной катастрофы. После революции он не принимает активного участия в художественной жизни, но продолжает работать, создав ряд значительных портретов. Васнецов по праву считается великим русским художником, творчество которого сыграло ведущую роль в эволюции русского искусства от реализма 19 века к стилю модерн.

7. Первичное закрепление учебного материала (окончание). 1. Чем различаются картины И. Билибина и В. Васнецова?

2. Кто основные герои картин В. Васнецова? (Люди или сказочные герои)?

3. Какая из картин вам больше всего понравилась, почему?

8. Содержание творческого задания. - А дорожка в сказочной стране никогда не кончается и снова она ведет нас к новому городу. Но в этом городе живут герои, которых вы сами нарисуете. Они такие, какими вы их видите. Можете рисовать любимых сказочных героев, героев новых сказок…
9. Практическая работа.  
10. Подведение итогов: выставка и обсуждение результатов практической деятельности, заключительное слово учителя. Какого бы успеха ни достиг человек в развитии науки, техники, как бы он ни покорял природу, космос и многое другое, он никогда не забудет мир сказки. Ведь только там царит настоящее счастье, красота, доброта и справедливость. А этого человеку всегда не хватает в жизни.
11. Домашнее задание. Самостоятельно познакомиться с картиной Рембрандта “Возвращение блудного сына” и притчей, по которой она создана. Эта притча из Библии. Прочитайте ее.
Читать еще:


Новые материалы:

Технологическая карта урока русского языка в 1-м классе по теме "Перенос слов" :: Коррекционно-развивающее занятие для детей младшего школьного возраста "Как справиться с плохим настроением" из цикла занятий "Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста" :: Азбука общения :: Акция "Жизнь прекрасна" :: Коррекционно-развивающее занятие с применением ИКТ "Мои внутренние друзья и мои внутренние враги" :: Люмьеры! ( Lumière! ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Кровати/Кровати / Ангстрем / Кровать Лайна 800.26 Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Решение задач по теме: "Преломление света", 11-й класс : Физика - Хелси и Смарт

Чтобы подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе, нужно его обучать, используя технологии этого общества. Компьютерная модель "Отражение и преломление света", разработанная компанией "ФИЗИКОН", позволяет учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся: компьютерная лабораторная работа и решение задач с последующей компьютерной проверкой.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD