Таинственные звуки баллады : МХК и ИЗО

Цель: обобщение знаний учащихся о жанре баллады в литературе и музыке.

Задачи:

  1. Развитие восприимчивости, отзывчивости к искусству, к особенностям, своеобразию каждого жанра.
  2. Понимание художественного произведения как продукта осмысления художником своего представления о мире.
  3. Знакомство с особенностями жанра баллады.
  4. Знакомство с произведениями литературы, музыки в жанре баллады.

Оборудование: музыкальный центр, телевизор, DVD, слайды.

Дидактический материал: репродукции картин, карточки, музыкальное сопровождение.

Аудитория: учащиеся III курса Учалинского колледжа искусств и культуры.

Ход занятия

Первый ведущий: Речь пойдёт о балладе. О жанре, который развивался в литературе и музыке на протяжении многих столетий в жизни Европы. Наибольшую популярность баллада получила в период Средневековья. Когда вспоминают о средних веках, то обычно представляют себе закованного в латы рыцаря, тяжёлым мечом поражающего врага. Каменные громады феодального замка, изнурительный труд крепостного крестьянина, унылый колокольный звон, раздающийся за монастырской стеной и монаха, отрёкшегося от мирских соблазнов. Железо. Кровь. Камень. Молитвы. Да, всё это, конечно, так и было. Немало в средние века нагромождалось тяжёлого, тёмного, бесчеловечного. Но люди всегда оставались людьми. Они не могли думать только о смерти и загробном царстве. Люди трудились, любили, веселились и горевали. А ещё люди тянулись к свету и красоте. Красоту видели в храме, с его грандиозными арками и многочисленными рельефами, рассказывающими библейские истории. Но при этом хотелось, чтобы красота обитала и в повседневной жизни. И чтобы выражалась не только в холодном неподвижном камне, но и в тёплом человеческом слове, гибком и музыкальном.

Именно в средние века поэзия стала королевой европейской словесности. Время прозы ещё не пришло. Даже летописи облекались в стихотворную форму. Понято, что при отсутствии книгопечатания стиху суждено было играть особую роль, ведь стихотворные тексты лучше запоминались. Поэтическое слово в те времена звучало повсюду. Появлялись разные виды литературы и среди них баллада. Одна из самых первых баллад, дошедших до нашего времени, «Песнь о Роланде». Сохранилась в семи манускриптах, но средневековая публика воспринимала ее на слух, в исполнении жонглера или менестреля.

Само слово «баллада» в переводе с французского означает – «плясовая песня». Баллада – это лиро-эпический жанр народной поэзии на исторические, сказочные и бытовые темы. Баллада имеет стройную структуру и предназначена для исполнения под музыку. Примерно в 1390 году была составлена "Книга одной сотни баллад". Чрезвычайно популярными были тогда поединки, но не рыцарские, а поэтические. Особенно удалось прославиться в написании баллад герцогу Kapлу Opлeaнcкoмy, который для альбома баллад задал и разработал сам конкурсную тему «От жажды умираю над ручьем».

Первый учащийся читает стихотворение Карла Орлеанского «Баллада»:

Я мучаюсь от жажды близ фонтана;
В жару любви от холода дрожу;
Беспечен, но забота неустанна;
Слепой, я по путям других вожу;
Я нелюдим, и с многими дружу;
Я весь в трудах, и мне всегда досужно;
Добро и зло во мне сплелися дружно.
И весел я, когда на сердце рана;
Изменник я, но верою служу;
Сторонник я порой чужого стана;
Яснее зрю, глаза когда смежу;
Старик, порой подобен я пажу;
Я внутренно счастлив, и хмур наружно;
Добро и зло во мне сплелися дружно.
Люблю я, мирный, звуки барабана;
Не верящий, похож я на ханжу;
Медлительный, быстрей я урагана;
Болтливый, я молчаньем дорожу;
Я мил для всех, и часто всех сержу;
Без сил я крепок, и здоров недужно;
Добро и зло во мне сплелися дружно.
Принц! все о неудачах я твержу,
Но счастие в руках свое держу;
Мне нужно все, мне ничего ненужно;
Добро и зло во мне сплелися дружно.

В этом поэтическом поединке также прославился Франсуа Вийон. Он написал знаменитые стихи, известные под названием «Баллада поэтического состязания в Блуа». Стихи наполнены философским трагизмом.

Второй учащийся читает стихотворение Франсуа Вийона:

От жажды умираю над ручьем.
Смеюсь сквозь слезы и тружусь, играя.
Куда бы ни пошел, везде мой дом,
Чужбина мне – страна моя родная.
Я знаю все, я ничего не знаю.
Мне из людей всего понятней тот,
Кто лебедицу вороном зовет.
Я сомневаюсь в явном, верю чуду.
Нагой, как червь, пышней я всех господ.
Я всеми принят, изгнан отовсюду.
Я скуп и расточителен во всем.
Я жду и ничего не ожидаю.
Я нищ, и я кичусь своим добром.
Трещит мороз – я вижу розы мая.
Долина слез мне радостнее рая.
Зажгут костер – и дрожь меня берет,
Мне сердце отогреет только лед.
Запомню шутку я и вдруг забуду,
Кому презренье, а кому почет.
Я всеми принят, изгнан отовсюду.
Не вижу я, кто бродит под окном,
Но звезды в небе ясно различаю.
Я ночью бодр, а сплю я только днем.
Я по земле с опаскою ступаю,
Не вехам, а туману доверяю.
Глухой меня услышит и поймет.
Я знаю, что полыни горше мед.
Но как понять, где правда, где причуда?
А сколько истин? Потерял им счет.
Я всеми принят, изгнан отовсюду.
Не знаю, что длиннее – час иль год,
Ручей иль море переходят вброд?
Из рая я уйду, в аду побуду.
Отчаянье мне веру придает.
Я всеми принят, изгнан отовсюду.

Уже в XIV в. англичане заимствуют жанр баллады из французской литературы. К числу героико-исторических баллад, имеющих эпический характер, можно отнести баллады о Робине Гуде, которые пользовались наибольшей популярностью в течение многих столетий. Робин Гуд со своей дружиной, враг феодалов, но друг и защитник бедняков, вдов и сирот, стал любимым народным героем. Он воспет в большом количестве баллад, составляющих один из важнейших циклов, который представлен четырьмя десятками отдельных произведений, повествующих о различных приключениях героя и его товарищей.

Третий учащийся читает стихотворение:

Жил Робин Гуд в густом лесу,
Где зелена листва,
Когда однажды услыхал
Тревожные слова.
О том, что пойман и в тюрьме
Виль Статли заключен.
Тремя подкупленными был
Шерифу предан он.
Его повесят на заре,
Ему и дня не жить.
Но двух предателей успел
Он вовремя убить.
Услышав горестную весть,
Печален Робин Гуд.
К нему веселые стрелки
На зов его идут.
Все поклялись, что лес родной
Увидит Виль опять.
И многим доблестным стрелкам
В бою несдобровать.
Виль к виселице подошел,
Прощаться был готов,
Как сам Джон Маленький к нему
Вдруг вышел из кустов.
Узлы у Виля на руках
Джон поспешил рассечь.
У одного из сторожей
Из рук он вырвал меч.
Пропела первая стрела,
Что Робин Гуд пустил,
Шериф своим кричит: "Скорей,
Рубите что есть сил".
Но молодцы не стали ждать,
Когда настанет срок, -
От Робин Гуда и стрелков
Пустились наутек.

Второй ведущий: Огромную роль в развитии баллады сыграли трубадуры и труверы – провансальские поэты-певцы 11 – 13 веков. Слово «трубадур» происходит от французского «trobar», что значит находить, слагать стихи. Трубадуры сочиняли стихи и музыку, сами пели песни или поручали их исполнение своим помощникам – жонглерам. Баллады исполнялись по-разному. У трубадуров звучали сольные баллады, часто с инструментальным сопровождением.

Слушаем, балладу «Чудесный и благочестивый».

Были распространены и хоровые баллады, в некоторых из них чередовались соло и хор. Послушаем хоровую балладу. В эпоху Возрождения баллада приобрела лирический характер; сложилась её полифоническая разновидность. Наиболее развитые образцы полифонической баллады (музыки и текста) создали в Италии Франческо Ландино, во Франции Гийом де Машо.

Слушаем балладу Ландино «Чтобы продлить надежду».

Второй ведущий: В Западной Европе начинается эпоха Возрождения, которая в Италии Германии, Франции, Испании, и Англии выразилась в широком интересе народных масс к богатствам духовной культуры, в том числе и к балладе. В XVII в. интерес к балладам несколько угасает. Хранителями песен балладного типа становятся деревни и городские окраины, где постепенно развивается жанр балладообразной городской уличной песни, исполнение подобных песен обычно сопровождалось музыкой (гармоника, шарманка) и показом отпечатанных в типографии «летучих листков» – текстов с картинками, иллюстрирующими исполняемый сюжет, которые тут же по сходной цене продавались всем желающим. Именно в это время возникает новый оперативный жанр, который получил название «газетная песня», «газетная баллада». Уличные певцы, используя популярные формы и мотивы народной баллады, рассказывали «о событиях в мире» слушателям, которые зачастую и читать не умели.

Третий ведущий: Постепенно жанр литературной баллады, возродившись к жизни, достиг своего расцвета и высшей популярности в эпоху романтизма, в начале XIX века, когда он на некоторое время занял едва ли не ведущее место в поэзии. Романтическое миросозерцание определилось интересом ко всему необычному, загадочному, таинственному, а зачастую и к мистическому или потустороннему. Невозможно читать баллады романтиков, не заметив их легкой музыкальности.

Четвертый учащийся читает стихотворение Уильяма Вордсворта «Ночь»:

Ночное небо
Покрыто тонкой тканью облаков;
Неявственно, сквозь эту пелену,
Просвечивает белый круг луны.
Ни дерево, ни башня, ни скала
Земли не притеняют в этот час.
Но вот внезапно хлынуло сиянье,
Притягивая путника, который
Задумчиво бредет своей дорогой.
И видит он, глаза подъемля к небу,
В разрыве облаков – царицу ночи:
Во всем ее торжественном величье
Она плывет в провале темно-синем
В сопровожденье ярких, колких звезд:
Стремительно они несутся прочь,
Из глаз не исчезая; веет ветер,
Но тихо все, ни шороха в листве...
Провал средь исполинских облаков
Все глубже, все бездонней. Наконец
Видение скрывается, и ум,
Еще восторга полный, постепенно
Объемлемый покоем, размышляет
Об этом пышном празднестве природы.

Романтики уделяли большое внимание описанию внутреннего мира своих героев, их душевных переживаний. Действия и события в балладах как бы нацелены на выявление духовных качеств героев. Поэтому романтики стараются придать своим поэмам больше эмоциональности и экспрессивности, используют форму повествования, всевозможными стилистическими приемами усиливают драматическое напряжение чувств читателя.

Пятый учащийся читает стихотворение Шиллера «Перчатка»:

Перед своим зверинцем,
С баронами, с наследным принцем,
Король Франциск сидел;
С высокого балкона он глядел
На поприще, сраженья ожидая;
За королём, обворожая
Цветущей прелестию взгляд,
Придворных дам являлся пышный ряд.
Король дал знак рукою —
Со стуком растворилась дверь:
И грозный зверь
С огромной головою,
Косматый лев
Выходит;
Два барса дружною четой
В один прыжок над тигром очутились;
Но он удар им тяжкой лапой дал,
А лев с рыканьем встал…
Они смирились,
Оскалив зубы, отошли,
И зарычали, и легли.
И гости ждут, чтоб битва началася…
Вдруг женская с балкона сорвалася
Перчатка… все глядят за ней…
Она упала меж зверей.
Тогда на рыцаря
Делоржа с лицемерной
И колкою улыбкою глядит
Его красавица и говорит:
«Когда меня, мой рыцарь верный,
Ты любишь так, как говоришь,
Ты мне перчатку возвратишь».
Делорж, не отвечав ни слова,
К зверям идёт,
Перчатку смело он берёт
И возвращается к собранью снова.
У рыцарей и дам при дерзости такой
От страха сердце помутилось;
А витязь молодой,
Как будто ничего с ним не случилось,
Спокойно всходит на балкон;
Рукоплесканьем встречен он;
Его приветствуют красавицыны взгляды…
Но, холодно приняв привет её очей,
В лицо перчатку ей
Он бросил и сказал:
«Не требую награды».

Второй ведущий: Многие поэтические баллады послужили основой для вокальных баллад. Расцвет вокальной баллады связан с австрийской и немецкой музыкой эпохи романтизма, прежде всего с творчеством Франца Шуберта. В 1815 году в одном из предместий Вены семнадцатилетний помощник школьного учителя Франц Шуберт написал песню на слова Гете «Лесной царь». Стихотворение Гете произвело необычайное впечатление на тогда еще неизвестного немецкого композитора. Музыка возникла в едином порыве вдохновения. «Однажды, – вспоминает Шпаун, друг композитора, – мы зашли к Шуберту, жившему у своего отца. Мы застали его в величайшем возбуждении. С книгой в руке он расхаживал взад и вперед по комнате, читая вслух «Лесного царя». Вдруг он сел за стол и принялся писать. Через самое короткое время, так быстро, как только можно записать, прекрасная баллада уже была готова». Шуберту удалось создать произведение, в котором музыка и слово слиты воедино. В партии фортепиано звучит, не умолкая, ритм бешеной скачки, в партии голоса отчетливо различаются интонации трех персонажей, хотя исполнитель один. Речь отца спокойна, рассудительна, ведь он не видит и не слышит никакого Лесного царя. Каждая новая фраза мальчика все больше наполняется беспокойством, страхом, доходящим до смертельного ужаса. Околдовывающая песня Лесного царя вкрадчива, коварно-ласкова. И, наконец, последние слова рассказчика: «Ездок погоняет, ездок доскакал...»,— произносятся речитативом, мрачным и суровым. «Лесной царь» не случайно стал едва ли не самым популярным сочинением Шуберт.

Слушаем балладу Шуберта «Лесной царь».

Одновременно с Шубертом баллады создаёт К. Лёве, позднее – Р. Шуман, Ф. Лист, И. Брамс, X. Вольф. Хоровые баллады писали Ф. Мендельсон, Р. Шуман.

Вслед за вокальной, появляется инструментальная баллада. Первым стал сочинять такие баллады польский композитор Фридерик Шопен. Позже фортепианные баллады писали Ф. Лист, Э. Григ, И. Брамс, А. К. Лядов и другие композиторы. Шопен не давал своим балладам разъясняющих литературных заголовков, но современники с уверенностью узнавали в них те или иные поэтические образы баллад Адама Мицкевича, то народно-сказочные, то легендарно-героические. Сам Шопен в разговоре с Робертом Шуманом подтвердил, что его первая соль-минорная баллада возникла под впечатлением поэмы Мицкевича «Конрад Валленрод», повествующей о героическом подвиге и гибели за отчизну, а во второй претворены образы баллады «Свитезянка», рассказывающей о русалках, живущих на берегу озера Свитязи.

Первая баллада Шопена начинается вступлением, словно рассказ певца-сказителя.

Слушаем балладу Шопена.

Затем повествование переходит, как это принято в балладах, в показ событий. Звучит неторопливая, спокойная, лирико-эпическая главная партия. Музыкальный пример.

Далее появляется проникновенная лирическая побочная партия. Эти темы несут в себе горечь и сладость воспоминаний о чем-то давно минувшем. Музыкальный пример.

Дальнейшее развитие в балладе идет от светлых, лирических образов-воспоминаний о прекрасном прошлом, к трагическому завершению в настоящем. Последняя фраза – это поток октав по хроматизмам, словно все рушится. Музыкальный пример.

Третий ведущий: В русской литературе баллада появилась благодаря творчеству Василия Андреевича Жуковского и прошла сложный путь от заимствованного до истинно русского жанра, обладающего типичными чертами и особенностями национальной литературы. Сюжеты баллад Жуковского, как правило, были заимствованы, однако ему удалось так полно отразить в них свою душу, так преобразовать их на свой лад, что они, безусловно, являются его собственными произведениями. За 25 лет Жуковский создал 39 баллад. Основная проблематика их – вопросы человеческого поведения и выбора между добром и злом. Источник добра и зла – всегда сама душа человеческая и управляющие ею таинственные, необъяснимые логически потусторонние силы. Особое место среди произведений Жуковского занимают баллады, посвященные любви: "Людмила", "Светлана", "Эолова арфа" и другие.

Шестой учащийся читает стихотворение Жуковского «Светлана»:

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
Тускло светится луна
В сумраке тумана  –
Молчалива и грустна
Милая Светлана.
"Что, подруженька, с тобой?
Вымолви словечко;
Слушай песни круговой;
Вынь себе колечко.
Пой, красавица: "Кузнец,
Скуй мне злат и нов венец,
Скуй кольцо златое;
Мне венчаться тем венцом,
Обручаться тем кольцом
При святом налое".
"Как могу, подружки, петь?
Милый друг далєко;
Мне судьбина умереть
В грусти одинокой.

Лермонтовское увлечение балладным жанром возникло одновременно с пробудившимся в юные годы интересом к поэзии Ф. Шиллера. Пятнадцатилетний поэт переводит тоническим стихом "Перчатку", а в подражание балладам "Водолаз" и все той же "Перчатке" создает собственную оригинальную "Балладу". Её сюжет объединяет две шиллеровские истории и завершается тем, что "с душой безнадежной младой удалец" погибает в морской глубине.

Седьмой учащийся читает стихотворение Лермонтова «Баллада»:

Над морем красавица-дева сидит;
И, к другу ласкаяся, так говорит:
"Достань ожерелье, спустися на дно;
Сегодня в пучину упало оно!
Ты этим докажешь свою мне любовь!"
Вскипела лихая у юноши кровь,
И ум его обнял невольный недуг,
Он в пенную бездну кидается вдруг.
Из бездны перловые брызги летят,
И волны теснятся, и мчатся назад,
И снова приходят и о берег бьют,
Вот милого друга они принесут.
О счастье! он жив, он скалу ухватил,
В руке ожерелье, но мрачен как был.
Он верить боится усталым ногам,
И влажные кудри бегут по плечам...
"Скажи, не люблю иль люблю я тебя,
Для перлов прекрасной и жизнь не щадя,
По слову спустился на черное дно,
В коралловом гроте лежало оно.
Возьми!"- и печальный он взор устремил
На то, что дороже он жизни любил.
Ответ был: "О милый, о юноша мой!
Достань, если любишь, коралл дорогой".
С тоской безнадежной младой удалец
Прыгнул, чтоб найти иль коралл, иль конец.
Из бездны перловые брызги летят,
И волны теснятся, и мчатся назад,
И снова приходят и о берег бьют,
Но милого друга они не несут.

Окончательное утверждение в русской поэзии жанра баллады, как и других видов лирики, произошло в творчестве Пушкина. Балладный пушкинский репертуар сравнительно невелик, но разнообразен и аккумулирует в себе основные тенденции предшествующего развития жанра. Однако следует отметить, что Пушкин не пользуется термином баллада, предпочитая близкие балладе обозначения жанра: песнь ("Песнь о вещем Олеге", "Песни западных славян", "Черная шаль. Молдавская песня"), сказка ("Утопленник, простонародная сказка"), легенда ("Жил на свете рыцарь бедный..."). В этом проявилось различное отношение к жанру у Пушкина и Лермонтова, который своим стихотворениям неоднократно давал название "баллада".

Восьмой учащийся читает стихотворение Пушкина «Буря»:

Ты видел деву на скале
В одежде белой над волнами,
Когда, бушуя в бурной мгле,
Играло море с берегами,
Когда луч молний озарял
Ее всечасно блеском алым,
И ветер бился и летал
С ее летучим покрывалом?
Прекрасно море в бурной мгле
И небо в блесках без лазури;
Но верь мне: дева на скале
Прекрасней волн, небес и бури.

Второй ведущий: В русской музыке, как и в зарубежной, баллада также связана с романтической поэзией. Первые русские баллады созданы А. А. Плещеевым на слова В. А. Жуковского, затем появились баллады А. Н. Верстовского, А. Е. Варламова, М. И. Глинки.

Ярким образцом русской баллады является «Ночной смотр» Глинки. Однажды зимой 1836 года Глинка вернулся к себе домой из Придворной певческой Капеллы, где он работал капельмейстером, сильно не в духе. Но не успел он войти в кабинет, послышались голоса: к нему приехали Пушкин и Жуковский, оба довольные и веселые. Заметив, что Михаил Иванович чем-то расстроен, Жуковский начал его осторожно выспрашивать. Глинка в досаде разгорячился. Он горько стал жаловаться на беспокойную службу, которая только стесняет его и мешает творчеству. Пушкин хмурился, а Жуковский, со свойственным ему тактом, перевел разговор на другую тему. Он негромко сказал: «Утешьтесь, почтеннейший Михаил Иванович. Поверьте, что все обойдется. А я вам привез в подарок балладу. Нынче сбежала с пера. Не перельется ли, кстати, в музыку?». Он подал Глинке листок со стихами. Глинка взял, стал читать, сначала рассеянно, потом с вниманьем и, наконец, с напряженным волнением. Пушкин украдкой за ним наблюдал. Жуковский сидел с наклоненной головой, точно ждал себе приговора. Еще не закончив читать, не отрывая глаз от листка, Глинка пошел к роялю. Ритм и сила стиха захватили его. Тут же была сочинена баллада «Ночной смотр». Барабанщик, под звук барабанного боя, созывает мертвых солдат на смотр. В звуках музыки чудится мерная поступь полководца, слышится военный оркестр. Дробь барабана не умолкает, тревожное чувство растет. Средствами музыки Глинка не только реалистически воссоздал картину смотра, но и сумел придать ей фантастическую окраску баллады Жуковского. Пушкин, Жуковский и Евгения Андреевна Глинка, гостившая в то время у сына, были ее первыми слушателями.

Слушаем балладу Глинки «Ночной смотр».

Разнообразное претворение жанр баллады получил у М. П. Мусоргского «Забытый», А. П. Бородина «Море», Н. А. Римского-Корсакова «Гонец», «Свитезянка», А. Г. Рубинштейна «Баллада», П. И. Чайковского «Корольки».

Необычна история создания баллады Мусоргского «Забытый». В марте 1874 года знаменитый художник-баталист Василий Верещагин открыл в Петербурге выставку своих картин, изображающих завоевание Россией Туркестана. Высокое военное начальство, пришедшее на выставку, обвинило Верещагина в том, что он порочит честь русского оружия. Особенно разъярила их картина «Забытый», изображавшая убитого русского солдата, брошенного в пустыне ушедшей вперед армией. Рядом с мертвецом валялась его винтовка, а над ним вилась туча голодных стервятников. «Как это возможно, чтобы на поле сражения русские солдаты оставались покинутыми, не похороненными!» — в негодовании кричал один из генералов на художника. Верещагин, прошедший всю туркестанскую кампанию в первых рядах сражающихся войск, был, как сообщает Стасов, «точно полупомешанный от злости, досады и негодования». Он снял «Забытого» и еще две картины, вызвавшие особенно острые нарекания, и сжег их. Уничтожение Верещагиным своих антивоенных картин потрясло либеральную часть петербургского общества. Среди остро воспринявших этот символический акт, как протест, был и Мусоргский. Он немедленно решил «воскресить» погибшую картину Верещагина в звуках. Сочиненный на одном дыхании на специально написанный текст Голенищева-Кутузова, «Забытый» потрясает необычным для вокальной баллады лаконизмом и экспрессивностью. Мусоргский на протяжении всего 27 тактов изображает не только смерть солдата в бою и растерзание его тела стервятниками, но и показывает, как мираж, крестьянку, напрасно ожидающую возвращения мужа. Маленький шедевр Мусоргского по своей пронзительной силе далеко превосходит картину Верещагина, что признавал и сам художник.

Слушаем балладу Мусоргского «Забытый».

Первый ведущий: Став одним из самых популярных поэтических жанров эпохи романтизма, впоследствии баллада не исчезла. Балладная форма стала средством воплощения новых чувств и идей, обработки нового материала в творчестве поэтов и композиторов XX века. Перечислим несколько из них: «Баллада о двадцати шести» С. Есенина, «Баллада о гвоздях» и «Баллада о синем пакете» Н. Тихонова. Баллада о прокуренном вагоне А.Кочеткова, начинающаяся со слов: «Как больно милая, как странно». Баллада зарубежных писателей: Б. Брехта, Р. Киплинга – автора «Маугли», шуточная «Баллада о королевском бутерброде» автора «Винни Пуха» А. Милна.

В современной музыке существуют различные типы баллад. Сольные и хоровые баллады Яначека связаны с чешским фольклором. Эйслер создал политические баллады на слова Брехта. В советской музыке баллада получает героическую трактовку: «Баллада Витязя», с/ф кантата «На поле Куликовом» Шапорина, «Героическая баллада» для ф-но с оркестром Бабаджанана.

Но музыкальная баллада звучит не только у классических композиторов. – Е. Мартынов на слова А. Дементьева написал знаменитую «Балладу о матери», к тому же Вийону обращался в своих балладообразных песнях В. Высоцкий. Поэт, музыкант, исполнитель своих песен Трофимов так же использовал жанр баллады.

Итак, в чём же уникальность баллады? – единство элементов лирики, эпоса и драмы. Тяготение к «магической» музыкальности стихотворной формы, относительно небольшой объем. Характерными чертами баллады являются: обрывистая информация, драматический диалог, элемент таинственности, загадочности, незаконченности, недоговоренности, трагической неразрешенности или неразрешимости, заключенный в сюжете, ритмике и образном строе. Баллада избегает таких деталей, как описание, с целью сфокусировать внимание на кульминационной сцене. Таким образом, баллада представляет собой как бы заключительный акт пьесы, оставляя слушателю возможность восстановить отсутствующую информацию.

Читать еще:


Новые материалы:

Внеклассная работа по теме "Слова-близнецы" :: Урок развития речи "Подготовка к сочинению-описанию "Моя любимая игрушка" :: Односоставные предложения. Отработка ОРО №1–7. Технология уровневой дифференциации :: Информационные технологии как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка :: Урок русского языка на тему "Унылая пора! Очей очарованье!" Сочинение-описание по картине И.И. Левитана "Золотая осень" :: Леди Макбет ( Lady Macbeth ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Кровати/Детские кроватки / Polini / Люлька Polini ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Решение задач по теме: "Преломление света", 11-й класс : Физика - Хелси и Смарт

Чтобы подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе, нужно его обучать, используя технологии этого общества. Компьютерная модель "Отражение и преломление света", разработанная компанией "ФИЗИКОН", позволяет учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся: компьютерная лабораторная работа и решение задач с последующей компьютерной проверкой.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Контрольно-измерительные материалы по теме «Основы молекулярно-кинетической теории» : Физика

В статье представлены материалы для текущего контроля знаний в 10-м классе по теме «Основы молекулярно-кинетической теории», а именно: основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытное обоснование, основное уравнение МКТ, температура и ее физический смысл. Три проверочные и две контрольные работы выполнены в нескольких вариантах.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD