Мифология Древней Греции : МХК и ИЗО

Все, что теперь, спустя тысячелетья,
Умом созревшим понимаешь ты,
Когда-то люди, чистые как дети,
Уже прочли на лике красоты.
(Шиллер)

Задачи урока: ознакомление учащихся с мифологией Древней Греции, изучение причин ее возникновения и роли образов мифологии в различных видах искусства, анализ нескольких мифов.

Цель урока в курсе МХК: Раскрыть сущность художественной культуры Древней Греции через ее мифологию, осмыслить место и роль культуры Древней Греции в мировой культуре, изучить уникальный исторический опыт диалога культур и способы его миропонимания, представить современность как результат культурно-исторического развития человечества.

Структура урока: ознакомление учащихся с новым материалом, анализ отдельного мифа, устный опрос, выступления учащихся, показ рисунков на тему урока, подведение итогов.

Мифология Древней Греции

Все было осязаемо и близко
- Дух мыслил плоть и чувствовал объем,
Мял глину перст и разум мерил землю...
Мир отвечал размерам человека,
И человек был мерой всех вещей.
М. Волошин.

Введение:
Слайд 1.
Учитель: Античная культура - культура Древней Греции и Древнего Рима - фундамент всей европейской цивилизации.
Истоки античной культуры восходят к рубежу II-I тыс. до н.э. Именно тогда формируется греческая мифология. Древнегреческая мифология определила развитие всей западноевропейской культуры. Нет ни одной исторической эпохи, ни одного направления искусства, так или иначе не связанных с греческими мифами.

  • Что такое мифология?
  • Что такое миф?
  • Основная часть:

Условно древнегреческие мифы можно разделить на три раздела: (слайд 2) олимпийские (о богах, живущих на Олимпе); (слайд 3) о героях (Геракл, Тезей, Ясон и т.д.) (слайд 4) или о мастерах (Орфей, Пигмалион, Дедал и т.д.) (слайд 5) и о мелких божествах (нимфы, сирены, кентавры, сатиры и т.д.).

  • Особенность древнегреческих мифов заключалась в том, что они очеловечивали богов: они любят, ненавидят, страдают от боли, завидуют, трусят, лгут, хвастаются. Их величия не умоляют человеческие слабости и пороки, ибо греки считали, что красота жизни равным образом заключена и в смехе и в слезах, в горе, и в радостях.

Лишенные эмоций боги оказались бы несчастными. Греки не боялись правды жизни. Они не создавали идеальных героев. Они поняли, что человек может быть одновременно прекрасным и ужасным, могучим и жестоким, слабым и добрым.
На Олимпе жило более двадцати богов, но мы с вами поговорим только о самых главных, почитаемых богах. Но сначала мы узнали, как древние греки объясняли происхождение мира и богов.
Ученик-докладчик: " Происхождение мира и богов. "
Учитель: Считается, что именно после своей победы над Кроносом Зевс учредил Олимпийские игры.

  • Вы можете назвать чудеса света, принадлежащие Древней Греции. (Слайд 6. Статуя Зевса Олимпийского, храм Артемиды Эфесской).
  • Чем они знамениты?

Слайд 7
Ни одно божество Эллады не пользовалось такой популярностью как Афина Паллада - богиня Мудрости, доблести, разума. Она покровительствовала главному городу Аттики - Афинам. Благодарные жители воздвигли в ее честь храм-Парфенон, где находилась ее гигантская статуя работы Фидия покрытая золотом и слоновой костью.

  • Что вам известно необычного про эту богиню? (она родилась из головы Зевса).

Слайд 8

  • Аполлон - один из сыновей Зевса, он занимает почётное место не только на Олимпе. Древние Греки видели его в нём бога света, гармонии, красоты, искусств покровителя наук.

Слайд 9

  • Как зовут сестру Аполлона? (Артемида).
  • Чем она занимается? (богиня охоты, лесов и животных).
  • Одна из самых красивых и любимых богинь Древней Греции богиня красоты и любви.
  • Как её зовут? (Афродита).

Слайд 10

  • Чем она знаменита? (родилась из морской пены).

Мы говорили о самых главных богах, но ещё остались многие другие, как Гера - жена Зевса, царица богов и людей, Гефест - бог огня, покровитель кузнечного ремесла, бог войны - Арес и др. С каждым богом связана своя история, свой миф.
Слайд 11
Учитель: Боги наказывают гордецов и хвастунов. Не терпят они людей, которые считают себя самыми лучшими.

  • Назовите мне мифы, в которых боги наказывали таких людей? («Арахна», «Нарцисс»).

Слайд 12
Ученик-докладчик: «Нарцисс».
Учитель: Древние греки считали, что по небу на золотой колеснице, запряженной шестикрылыми конями, ездит бог Солнца - Гелиос. У него был сын, который чуть не погубил всю землю.
Слайд 13
Ученик-докладчик: «Фаэтон»
Учитель: Мечты древних о полёте по воздуху отразились в мифе о знаменитом изобретателе, о зодчем Дедале.
- Кто такой Дедал? Чем он знаменит?
Слайд 14
Какая главная мысль этого мифа?
Учитель: С самых древних времён греки высоко ценили искусство и особенно музыку!
- В каком мифе речь идёт о силе музыке?
Правильно, это поэтическое сказание о пивце Орфее.
Слайд 15
- Этот миф был так популярен, что первая опера была поставлена по сюжету
Слайд 16

- Всесильны боги Олимпа, но и над ними имеют власть богини судьбы Мойры. Три сестры плетут нить судьбы богов и людей. Одна сестра плетёт нить, другая - мерит её, третья - ножницами её обрезает.
От союза богов с людьми произошли герои. Это богатыри, прославившие не только свои имена, но и весь род человеческий.
- Каких героев вы знаете? (Геракл, Персей, Ясон, Тезей).

  • Кто самый знаменитый из них? (Геракл)

Слайд 17

  • Сколько подвигов он совершил? (12). Перечислите их.
  • Какими нравственными качествами обладал этот герой?

Заключение:
Учитель: Возникшие в глубокой древности мифы послужили почвой, на которой выросла литература и искусство древней Греции. Великолепные храмы, мраморные скульптуры богов и героев — творения замечательных художников Древности украшали греческие города.
Какие греческие храмы вы знаете? (Храм Зевса Олимпийского, храм Артемиды, храм Парфенон, храм Афины.) Слайд 18

  • Перечислите главных богов Древней Греции.
  • Какого мастера Древней Греции вы знаете? (Фидий). Перечислите его творения. (Зевс Олимпийский, Афина Паллада).

Учитель: сюжеты мифов запечатлелись в настенных росписях, в рисунках на вазах. В последствии мифология Древней Греции была заимствована Древним Римом, и боги Древней Греции получили латинские имена: Зевс — Юпитер, Афродита — Венера, Артемида — Диана и т. д.

  • В чём заключается особенность мифов?

Учитель: Какие произведения поздних времён, например эпохи Возрождения, вы знаете? (Рубенс «Персей и Артемида», Рембрандт «Даная» и т. д.) Слайд 19
Таким образом, через одну сторону культуры Древней Греции, через её мифологию мы познакомились с мировоззрением древних греков с нравственными ценностями художественной культуры Древней Греции. Слайд 20
Неудивительно, что Древнюю Грецию называли колыбелью всей Европейской культуры. Без мифологии, без этого фундамента, который был заложен Древней Грецией, не было бы и современной Европы.
Домашнее задание. В мировой и отечественной художественной литературе и искусстве часто использовались сюжеты, связанные с греческой мифологией. Знаете ли вы такие произведения? Назовите их. Почему, на ваш взгляд,  писатели и художники так часто обращаются  к этим темам?

Эпиграф:
Влилась в века Эллада, как вино
В дворцовой фреске, в мраморном кумире,
В живом стихе, обточенном сапфире,
Явя, что было, есть и суждено.

Презентация

Читать еще:


Новые материалы:

Классный час "Если в сердце живет любовь" :: Кажется, что время остановилось? Так уж устроен наш мозг! :: Экологическая катастрофа на Востоке Москвы: все сложно :: «Звездные войны», Soft Power и цветовое кодирование :: Всего через 500 лет Земля превратится в огненный шар :: Трансформеры: Последний рыцарь ( Transformers: The Last Knight ), 2017 :: Мебель/Мебель для дома/Системы хранения/Стеллажи и этажерки / M-Style / Стеллаж ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Решение задач по теме: "Преломление света", 11-й класс : Физика - Хелси и Смарт

Чтобы подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе, нужно его обучать, используя технологии этого общества. Компьютерная модель "Отражение и преломление света", разработанная компанией "ФИЗИКОН", позволяет учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся: компьютерная лабораторная работа и решение задач с последующей компьютерной проверкой.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Контрольно-измерительные материалы по теме «Основы молекулярно-кинетической теории» : Физика

В статье представлены материалы для текущего контроля знаний в 10-м классе по теме «Основы молекулярно-кинетической теории», а именно: основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытное обоснование, основное уравнение МКТ, температура и ее физический смысл. Три проверочные и две контрольные работы выполнены в нескольких вариантах.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD