Занятие на тему "По следам В.И. Сурикова в Красноярске". К 165-й годовщине со дня рождения В.И. Сурикова : МХК и ИЗО

Проблема охраны памятников архитектуры стоит остро в наше время. В городе Красноярске с каждым днем становится все меньше и меньше построек прошлых веков (Приложение 1).

Не только дети, но взрослые не знают самых известных сооружений города их историю, не говоря уже об авторах памятников архитектуры.

Заочное путешествие в историческое прошлое города Красноярска – эта одна из эффективных форм изучения исторического прошлого. Занятие направлено на воссоздание картины прошлого, путем изучения памятников архитектуры, изменение их во времени.

Данная форма работы предполагает игровые моменты, задания, занятость детей, знакомство с историческим прошлым, развитие фантазии, образного мышления.

Цели:

  1. Ознакомить детей с тремя основными памятниками архитектуры, связанные с творчеством Василия Ивановича Сурикова (Музей-дом – усадьба В. И. Сурикова, Уездное училище, особняк Веры Николаевны Гадаловой. 1900-е гг. Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова).
  2. Продолжать знакомить детей с историческими местами города Красноярска, которые существовали в конце 19 – начале 20 веков, знать название основных памятников архитектуры.
  3. Воспитывать любовь к своей малой родине, бережное отношение к архитектурным памятникам города Красноярска, вызвать у детей чувство гордости за великого сибирского художника.
  4. Дать детям возможность изобразить понравившийся памятник архитектуры города Красноярска на листе бумаги тушью.

Используемые методы:

  • словесный: выступление ведущего, преподавателя;
  • наглядный: использование фотографий, репродукции, рисунков, книг на данную тему;
  • практический: игровые задания, рисование на тему.

Возраст детей: младший, средний школьный возраст 6-12 лет.

Оборудование, оформление, варианты текстов:

  • репродукции картин В. И. Сурикова;
  • фотографии архитектурных памятников города Красноярска – конца 19 века – начала 20 века и сегодняшнее состояние этих зданий;
  • лист бумаги фА3, тушь черная, палочки, перья;
  • книги о городе Красноярске.

Предшествующая работа: проведение беседы о В.И Сурикове, подбор иллюстраций с отображением архитектурных памятников.

План мероприятия:

  1. Организационная часть мероприятия: беседа-диалог об В. И. Сурикове, его жизни в нашем городе, памятных и архитектурных местах.
  2. Основная часть мероприятия: игра-путешествие по городу Красноярску 19 – начала 20 века.
  3. Итог мероприятия: творческая игра – отображение понравившегося памятника архитектуры связанного с творчеством великого художника на листе бумаге.
  4. Создание выставки, посвященной 165-летию Василия Ивановича Сурикова.

Ход мероприятия

1. Организационная часть: беседа-диалог о жизни В. И. Сурикова, его учебе и работах, связанных с Красноярским краем.

Вопросы для обсуждения:

- Где прошли детство и юность В.И. Сурикова? (В Сибири, городе Красноярске.)

- В каком жанре представлены картины знаменитого художника? (В историческом.)

- В каких картинах художник раскрыл драматические страницы прошлого нашего города, края? («Взятие снежного городка», «Покорение Сибири Ермаком», «Красноярский бунт», "Сибирская красавица".)

- Где хранятся картины нашего земляка? (В Государственной Третьяковской галерее и в Государственном Русском музее.)

- Какие сочетания красок преобладают в картинах Василия Ивановича? (Холодные, голубовато-синие, с яркими переливами золота в различных украшениях, старинной одежды.)

2. Основная часть мероприятия.

Детям предлагается игра-путешествие по городу Красноярску 19 – начала 20 века.

Остановка «Дом-усадьба В.И Сурикова»[1] (Приложение 2).

Наше путешествие начинается с центра города, с дома в котором 25 января 1848 года родился А. И. Суриков: Дом-усадьба В.И Сурикова. В доме, по улице Благовещенской, 12 января 1848 года увидел этот мир будущий знаменитый художник – Василий Суриков. Этот дом сохранился, там до сих пор жива память об ушедшем времени. Дом возводился на средства деда, Василия Ивановича, в честь которого был назван младший сын. Окна первого этажа чуть возвышаются над землей. Со второго этажа во двор выходит терраса на деревянных столбах. В маленькой усадьбе Суриковых просторный двор с баней. Типичная для Сибири тех лет постройка.

Остановка «Уездное училище»[4](Приложение 3).

Первые уроки художественного мастерства преподнес мальчику конюх. Рисовать Суриков начал с детства, его учителями были сибирская природа и лубки. Но первым человеком, показавшим основы изобразительного искусства будущему великому художнику, был учитель рисования уездного училища Николай Васильевич Гребнев. Будучи профессионалом, он сразу же распознал в своем ученике талант. Уездное училище, где учился Суриков, находилось на ул. Благовещенской. Впечатления детских лет стали основой для всей творческой жизни великого мастера. В Сибири, не знавшей никогда крепостного права, нрав людей совсем другой: смелый, вольный. Об этом Суриков не раз говорил своим друзьям. В его сознание с детства вошли предания о стрельцах, Ермаке, Степане Разине. Первые рисунки, сделанные юным художником, были портреты деда Александра и дяди – казачьего офицера Марка Васильевича Сурикова. Учился Суриков успешно, и в свободное время он не расставался с красками, карандашом, не избегал забав и игр со сверстниками.

В 1910 году усилиями самого Сурикова и архитектора Чернышёва в Красноярске открывается рисовальная школа. Имя великого сибирского художника присвоено Московскому художественному институту искусств, художественному училищу в Красноярске [4].

Остановка «Особняк Веры Николаевны Гадаловой» ( в 1900 г.). Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова»[5] (Приложение 4).

Особняк строился для В.Н. Гадаловой – жены крупного красноярского купца и мецената. В этом особняке В.Н. Гадалова принимала среди прочих гостей всемирно известного путешественника норвежца Фритьофа Нансена. В настоящее время здание является памятником архитектуры г. Красноярск. В нём разместилась экспозиция отдела русского искусства.

В 1957 году здесь основан Красноярский художественный музей, который открыт для публичного посещения 1 мая 1958 года. С 1958 г. – Красноярская краевая художественная галерея, с 1983 г. – современное название – Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова [2].

Основу собрания составили произведения, переданные при организации галереи из Красноярского краеведческого музея (основной фонд составлял 650 экспонатов). Многие произведения изобразительного искусства поступили в краеведческий музей из частных собраний (работы М.Ф. Квадаля, Ф.А. Васильева, К.Х. Рейхеля, Г.И. Гуркина). Значительную часть художественной коллекции составляли произведения, собранные красноярским золотопромышленником, любителем и ценителем искусств П.И. Кузнецовым, помогавшем материально В.И. Сурикову в годы учёбы в Академии художеств.

В последующие годы фонды музея пополнялись произведениями через Государственный музейный фонд из Госхранилища, с 1960 по 1980-е годы – из Министерства культуры РСФСР и Министерства культуры СССР.

Центральным корпусом музея, его визитной карточкой стало здание особняка, построенного в начале ХХ века по проекту известного красноярского архитектора В.А. Соколовского [3].

Пальчиковая гимнастика «Строим дом» (для детей 6-8 лет, с 9 лет по желанию).

Мы строим дом (кулаком правой руки постучать о кулак левой руки – 2 раза),
Сначала – стены (руки перед собой ладонями внутрь),
Затем – окна (руки перед собой ладонями к лицу),
Потом построим крышу (изобразить крышу),
Мы строим дом (2 раза),
Пусть все об этом слышат (погладить уши),
Мы строим дом (2 раза),
Он будет очень нужным (погрозить указательным пальцем)!
Смотрите вот крыльцо (правой рукой нарисовать крыльцо),
А это – двери (ведущая рука имитирует открывание двери).
Мы строим дом (2 раза),
Он будет очень дружный (обнять себя двумя руками)!!!

Творческая игра «Найди пару».

Цель игры: научить детей по отличительным чертам находить одинаковые памятники архитектуры. Ребятам предлагается найти памятник архитектуры, начала 20 века и его пару в современном его состоянии.

Творческая игра-отображение.

Рассчитана на 2-3 занятия, где детям предлагается изобразить на листе бумаге один из архитектурных памятников, связанных с творчеством В.И. Сурикова. Работа выполняется черной тушью.

Результаты мероприятия.

  1. Изучение детьми исторических мест города Красноярска, которые существовали в конце 19 – начала 20 веков, тесно связанных с творчеством великого живописца В. И. Сурикова (музей дом – усадьба имени В. И. Сурикова, уездное училище – ныне: художественная школа имени В. И. Сурикова, особняк Веры Николаевны Гадаловой – ныне: художественный музей имени В. И. Сурикова).
  2. Творческое проникновение в историю нашего города, бережное отношение к памятникам культуры, с которыми соприкасался сто лет ходил В. И. Суриков.
  3. Дети нарисуют понравившийся памятник архитектуры города Красноярска на листе бумаги тушью.
  4. Из лучших работ ребят будет организована художественная выставка, посвященная городу Красноярску, памятным местам.

Методические рекомендации по организации мероприятия:

  1. При подготовке к заданиям следует учитывать возрастные особенности детей.
  2. Желательно при проведении игры «Найди пару» использовать цветные ксерокопии.
  3. При проведении творческой игры ребятам должно быть предложено как можно больше наглядного материала, не только всевозможных иллюстраций, но и предметов быта, для того, чтобы у детей сформировалось представление о прошлом города Красноярска.

Список литературы:

  1. М. А. Волошин., В. И. Суриков. – Л. «Художник РСФСР», 1985.
  2. Красноярский край. – Красноярская государственная телерадиокомпания, 1992.
  3. Красноярский край. Фотоальбом. – Красноярск: Группа компаний Платина, 2004.
  4. «Наш Красноярск». Информационно – справочная книга. – Красноярск, издательство «Горница», 2000.
  5. Е. Безисвестных. Суриков и Сибирь. – Красноярск: КОА «Русская энциклопедия», 1995.

Интернет ресурсы:

  1. История Красноярска. Архитектура Красноярска и Красноярского края.
  2. Архитектура города Красноярска. Взлеты и падения.
Читать еще:


Новые материалы:

Технологическая карта урока по теме "Виды портретов" :: Эффективные методы развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства :: Открытый урок по биологии в 8-м классе КРО на тему: "Хищные насекомые и переносчики возбудителей болезней" :: Опыт разведения цветов на территории училища :: Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества. Костюм эпохи Средневековья :: Дом моих кошмаров ( Bethany ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Столы и стулья/Растущие / ДЭМИ / Растущая парта ДЭМИ ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Решение задач по теме: "Преломление света", 11-й класс : Физика - Хелси и Смарт

Чтобы подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе, нужно его обучать, используя технологии этого общества. Компьютерная модель "Отражение и преломление света", разработанная компанией "ФИЗИКОН", позволяет учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся: компьютерная лабораторная работа и решение задач с последующей компьютерной проверкой.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD