Программа элективного курса "Массовая культура в современном обществе" : МХК и ИЗО

Пояснительная записка

Проблема общества и человека может быть рассмотрена в различных аспектах, в том числе в русле анализа их связей с массовой культурой.

Растущее воздействие массовой культуры на состояние и функционирование современного общества определяют актуальность данной программы. Массовая культура наглядно демонстрирует необратимый процесс разрушения традиционных мировоззренческих установок и формирования новых, глобальных изменений, происходящих в сфере морали. Поэтому разработка концепции отношений между обществом и человеком, реализующих гуманистические ценности, становится центром обширного круга поисков культурологов, социологов, литературоведов, философов.

Субъект современной массовой культуры существует в особом моральном измерении, куда почти не проникает регулятивная сила традиционных нравственных норм и представлений о должном.

Есть еще одно обстоятельство, обусловливающее притягательность массовой культуры для человека ХХ века. По мнению Ф.А.Ефремова, она вызвана тем, что демон подсознательного, подстегиваемый стрессовыми ситуациями, в которые то и дело попадает современный человек, вырвался во внешний мир; массовая культура способна нейтрализовать его, балансируя на грани психологической нормы и тем самым выполняя терапевтическую функцию. В связи с этим становится ясно, почему массовую культуру называют иногда глобальным средством психотерапии.

Явление массовой культуры неоднозначно, поэтому нельзя ограничиться только описанием ее содержания и функций в курсах “МХК” и “Обществознание” в старшем звене.

Цели элективной программы

  • осуществить освоение феномена массовой культуры и обобщить накопленный наукой материал;
  • овладеть навыками дискуссии в нерешенных вопросах;
  • использовать приобретенные знания и умения для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды;
  • в раскрытии позитивных и негативных тенденций функционирования современной массовой культуры воспитать художественно-эстетический вкус.

Структура элективной программы

Программа состоит из введения, 4 разделов, заключения, списка литературы и источников.

  • Во введении обоснована актуальность курса, дана характеристика состоянию изученности феномена “Массовая культура”.
  • В первом разделе раскрывается историческое происхождение массовой культуры как глобального явления.
  • Во втором разделе определяются причины возникновения, какого феномена как массовая культура.
  • В третьем разделе дается анализ понятию "массовая культура", исследуются содержание и основные формы этого явления.
  • В четвертом разделе выявляются и анализируются функции массовой культуры в современном обществе.
  • В заключение сформированы основные выводы, полученные в результате изучения курса.

Программа содержит примерный объём знаний на год (Х/ХI класс) и рассчитана на 34 часа.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА "МАССОВАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ"

Введение – 2 ч.

Факторы, вызывающие интерес к феномену массовой культуры. Исторический контекст использования термина "массовая культура". Проблема взаимодействия массовой культуры и общества. Массовая культура как объект социологического, культурологического и философского постижения. Кризис культуры в работах Н.Бердяева, Ф.Ницше, О.Шпенглера, М.Вебера, Х.Ортеги-и-Гассета. Цели и задачи курса.

Раздел 1. Генезис массовой культуры – 6 ч.

Тема 1. История формирования и становления массовой культуры – 1 ч.

Противоречивость точек зрения по вопросу возникновения массовой культуры. Понятие "культура масс". Массовые зрелища (Д.Уайт). Предпосылки формирования массовой культуры в Христианской литературе. Появление в европейской литературе XVII – XVIII вв. приключенческого детективного авантюрного романа Д.Дефо, М.Комарова. Принятие в Великобритании Закона об обязательной всеобщей грамотности. Всеобщая массовизация жизни рубежа XIX-XX вв.

Тема 2. Пресса как вид массовой культуры – 1 ч.

Становление массовой прессы. Культ "звезд", сенсационность, скандальность, крупный тираж. Пулитцер и Херст. А.Хармсуорс. Монополизация публикаций. Влияние рекламы на массовую печать. "Сердечная пресса", "индустрия грез". Журнальная беллетристика. Журналы-дайджесты, таблоиды. Доминирование визуального ряда над текстом. Идеология массовой печати. Художественные и эстетические ценности.

Тема 3. Роль кинематографа в массовой культуре – 2 ч.

Изобретение кинематографа. Голливуд – "фабрика грез". Развлекательность и эскейпизм – основные черты продукции массовой киноиндустрии. Коммерческая ориентация. Создание имиджей. Комиксы. Культ насилия. Вестерны, фантастика, мистика, фильмы-катастрофы. Влияние кино и телевидения на сознание людей.

Тема 4. Рок-музыка как составная часть массовой культуры – 2 ч.

Изобретение граммофонной записи. Рок-музыка. Рок-символ времени. Элвис Пресли, "Битлз". Культ индивидуализма. Роль мифа в поп-музыке. Поточная система выпуска музыкальной продукции. Музыка "бунтующего сознания".

Повторение по разделу – 1 ч.

Раздел 2. Причины возникновения массовой культуры – 4 ч.

Тема 5. Технико-экономические причины возникновения массовой культуры – 1 ч.

Коммерциализация общественных отношений (К. Маркс), конвейерное производство. Связь творческих организация с банковским и промышленным капиталом (кино, дизайн, ТВ). Коммерческие проекты, массовое потребление. Развитие СМИ. Массовая культура как средство пропаганды существующего образа жизни (Э. Фромм).

Тема 6. Социальные причины возникновения массовой культуры – 1 ч.

Процесс урбанизации, разрыв патриархальных связей, психическое напряжение. Разрыв между сферой производства и внепроизводственной сферой (Д.Белл). Расширение сферы потребления. Потребительский характер массовой культуры. Формирование "среднего класса", человека массы.

Тема 7. Нравственно-психологические причины возникновения массовой культуры – 1 ч.

Процесс отхода от ряда устоявшихся норм нравственности. Развитие "индустрии наслаждений". Философия З.Фрейда – фундамент современной массовой культуры. Массовая культура как средство, приносящее облегчение в стрессах и напряжениях современного человека. Инстинкты страха, агрессивности и секса. Продукция современного кинематографа в реализации инстинкта страха. Проблемы реализации инстинктов жестокости, агрессивности в художественных произведениях массовой культуры. Развитие пристрастия к вымышленному насилию.

Тема 8. Причины мировоззренческого характера – 1 ч.

Наличие у массовой культуры древних идейных источников: гедонизм, эпикурейство. Сведение социального к биологическому (натурализм). Подмена социальных мотивов биологическими. Индивидуализм, конкурентная борьба. (Г.Спенсер). "Американская мечта", "Внешние ценности". Преувеличение роли материально-вещественной среды. Идеи прагматизма в эстетике и культурологии массовой культуры (Д.Дьюи). Реклама как реализация прагматизма. Реализация запретных устремлений, базирующихся на специфике иррационального сознания. Приоритет технократического мышления. Снижение общего культурного уровня человека.

Повторение по разделу – 1 ч.

Раздел 3. Содержание массовой культуры – 7 ч.

Тема 9. Понятие "массы" и массовизация – 1ч.

Человек массы, "массовый человек". Психология и сознание. Общая теория массовизации. Анализ понятия "массовый", "массы" (Х.Ортега-и-Гассет). Пять значений "понятия массы" (Д.Белл). Новый тип средств массовой коммуникации (М.Маклюэн). Конформизм.

Тема 10. Содержание понятия "массовое сознание" – 1ч.

Массы – носители массового сознания. Мифологизация, мистификация массовым сознанием человеческого сознания. Цель массовой культуры – снятие напряжения и стресса у человека. Массовое сознание отличается консервативностью, инертностью и ограниченностью. Идолопоклонничество. Искусственно создаваемые образы (имиджи) и стереотипы. Манипулирование человеческой психикой и эксплуатация эмоций. Чувства одиночества, страха и самосохранения.

Тема 11. Низкий уровень – китч – 1ч.

Направления массовой культуры, которые определяют качество и содержательный уровень ее произведений, ее структуру. Китч – упрощенность по всем параметрам. Психология повседневности. Насилие во всех видах и проявлениях. Увлечение потусторонними силами.

Тема 12. Средний уровень – мидкульт – 1 ч.

"Средняя" культура – мидкульт. Двойственный характер. Основные черты и ценности мидкульта. Мода на популярную науку, спорт, литературу.

Тема 13. Высокий уровень – арт – 1 ч.

Артизированная культура (арт). Процесс эстетизации массовой культуры. Поп-арт (Л.Элоуэй). Художественные ценности поп-арта и его достижения. Сравнение продуктов китча, мидкульта и арта.

Тема 14. Массовая и элитарная культуры – 1 ч.

Элита как производитель и потребитель элитарной культуры. Определения элиты (Р. Михельс, Г. Моска, В. Парето, Х. Ортега-и-Гассет, А.Тойнби и др.). Философское и культурологическое понимание элиты. Основные черты концепции элиты (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше). "Люди гения" и "люди пользы". Дегуманизация. Сопоставление массовой и элитарной культур. Ценности элитарной культуры. Практика "чистого искусства". Модернизм и постмодернизм. Элитарное искусство. Взаимопроникновение элементов массовой и элитарной культур.

Тема 15. Массовая и народная культуры – 1 ч.

Народная культура – как создание народа. Обычая, традиции, корни. Реалистический характер. Массовая культура – создание коммерческой индустрии культуры. Содержание массовой культуры противоположно народной. Массовая культура без длительных традиций, вненациональна, космополитична. Основы массовой культуры – иллюзии, мифы. Воспитание некритического потребительского сознания. Герои массовой культуры и ее ценности (К.Юнг). Родство массовой культуры и магии (особенно кинематографа (К.Тайнен).

Повторение по разделу – 1 ч.

Раздел 4. Функции массовой культуры в современном обществе – 9 ч.

Тема 16. Рекламно-коммерческая функция – 1 ч.

Обеспечение социализации и витальности человека в условиях изменчивости социальной сферы. Представления о стиле поведения, образе жизни, карьере. Механизмы массовой культуры, мода, реклама (В.Бенджамен). Мода – законодатель вкусов и образов поведения. Молодежный индивидуализм. Иллюзия мира вещей. Союз рекламы и массовой культуры – закон функционирования потребительского общества. Реклама как жанр массовой культуры (Уилсон Ки).

Тема 17. Эстетическая функция – 1 ч.

Создание форм, претендующих на вытеснение высоко художественных произведений. Комплекс эстетических принципов. Формирование вкусов и запросов у потребителей. Добро и Зло и произведениях массового искусства. Моральная значимость и ценность продукции массовой культуры. Культ оптимизма. Эстетический аспект массовой культуры в показе красивых героев, модная привлекательность одежды.

Тема 18. Познавательная функция массовой культуры – 1 ч.

Познавательность видеопродукции, телевидения. Аудитория телевидения и видео. Средство адаптации человека к современному потребительскому обществу. Популярная наука, оккультные знания. Манипулятивная психотехника.

Тема 19. Развлекательная функция массовой культуры – 1 ч.

Рекреация. Развлекательные жанры (поп-музыка, комедия, детектив, зрелищный спорт). Восприятие произведений массовой культуры. Стереотипы массовой культуры. Тенденция к стандартизации. Удовлетворение различных склонностей. Идеалы и авторитеты. Общественное мнение.

Тема 20. Психологическая функция – 1 ч.

Универсальные психологические механизмы восприятия. Структура восприятия произведений массовой культуры. Система имиджей в массовом сознании (Д.Тербер). Формирование потребительской психологии, некритического пассивного сознания. Культовое поклонение. Создание мира отличного от реальности. Удовлетворение потребности мечтать. Глобальное средство психотерапии. Рок-музыка. Антигуманизм массовой культуры.

Тема 21. Роль техники в развитии массовой культуры – 1 ч.

Массовая культура – порождение научно-технической революции. Радио, телевидение, видеотехника: общая характеристика. Психологическое воздействие на сознание человека. Внушение и манипуляция. Работы Н.Бердяева, М.Вебера, Ж.Эллюля о техногенном обществе. Рационализация общества и иррационализация сознания. Сущность техники. Теории техницизма и его критика (О.Шпенглер, Н.Бердяев, Л.Мамфорд, М.Хайдеггер, К.Эсперс). Компьютер и электроника. Компьютеризация сознания. Мегатехника как феномен современного общества. Информационный взрыв как следствие технического развития.

Тема 22. Роль СМИ в массовой культуре – 1 ч.

СМИ – как условие распространения массовой культуры. Структура СМИ. Телевидение и спутниковая связь. Хранение и распространение продуктов массовой культуры. Явление "гибридизации" средств информации (М.Маклюэн). Появление новых видов коммуникации. Влияние СМИ на современную культуру. Масс-медиа и электронная информация. Использование СМИ развитыми странами. Содержание СМИ. Нормы и основные черты СМИ.

Тема 23. Современные теории и критика массовой культуры – 1 ч.

Теории массовой культуры (О.Шпенглер, Х.Ортега-и-Гассет, К.Юнг, Д.Белл). Т.Адорно, Э.Фромм, Ж.Эллюль как критики массового общества. Художественная ценность массовой продукции. Низкопробная продукция массовой культуры. Стандартизация массовой продукции. Объективность в критике массовой культуры (А.Гофман). Массовая культура как закамуфлированное средство манипуляции общественным сознанием и состояние масс (Г.Маркузе). "Демонизм" массовой культуры. Изменение критического отношения к массовой культуре с 70-х гг. Идея о конвергенции высокой и низкой культур (Р.Хоггарт). "Мертвая" и "живая" массовая культура.

Тема 24. Влияние массовой культуры на развитие мировой культуры – 1 ч.

Человек и человечность как центральная проблема современной цивилизации. Тезис о душевно-духовной сущности человека, очеловечивании масс. Проблемы личности и общества. Негуманистическое понятие личности. "Культура и взрыв" – культурологическая концепция Ю.Лотмана. Массообразующие факторы научно-технического прогресса и индустриализация: жилье, коммуникации, медицина, литература, искусство. Формирование промышленной культуры. Американская и мировая культура. Научно-техническая культура и образование в Японии. Города-гиганты современной Латинской Америки. Современный этап научно-технического прогресса. Современные технологии. Робототехника и информатика. Отечественная массовая культура.

Повторение по разделу – 1 ч.

Заключительное занятие – 2 ч.

Массовая культура – это особое течение в духовной культуре, это современный тип духовного производства, форма культуры, соответствующая потребностям современного общества. В современном обществе массовая культура стала всеобщим явлением, проникла буквально во все поры общественного организма, оказывает огромное влияние на жизнь конкретного человека, масс, людей. Феномен массовой культуры стал предметом исследования специалистов различных отраслей знания – философии, социологии, эстетики, искусствоведения, психологии, педагогики и др.

  • Приложение 1
  • Приложение 2
Читать еще:


Новые материалы:

"Наглядная геометрия". 7-й класс. Обобщающий урок :: Тема урока: "Число е и непрерывный рост капитала" :: Урок геометрии в 9-м классе по теме "Движение" :: Урок геометрии, 10-й класс. Урок-защита проекта по теме "Многогранники" :: Уроки математики с элементами экономики в коррекционной школе VIII вида :: Смолфут ( Smallfoot ), 2018 :: Все товары/Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Тумбы/Каталог/Тумбы/Тумбы для обуви / HomeMe / Тумба для обуви Харви вариант №2 (дуб сонома) ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Решение задач по теме: "Преломление света", 11-й класс : Физика - Хелси и Смарт

Чтобы подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе, нужно его обучать, используя технологии этого общества. Компьютерная модель "Отражение и преломление света", разработанная компанией "ФИЗИКОН", позволяет учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся: компьютерная лабораторная работа и решение задач с последующей компьютерной проверкой.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD