Методическое пособие "Живопись и оригами" : МХК и ИЗО

Методическое пособие “Живопись и оригами” направлено на формирование культуры творческой личности, на приобщение детей к миру искусства, которое охватывает множество взаимосвязанных, но различных видов художественной деятельности. Методическое пособие составлено с учетом современных процессов обновления, содержания, общего художественного образования в Российской Федерации с опорой на положения Правительственных документов к вопросам воспитания граждан нашей страны, любви к Отечеству и интереса к культурно-историческим традициям русского и других народов мира.

Методическое пособие дает детям представления не только о направлениях и стилях в искусстве, но и знакомит с миром пространственных построений из бумаги, который становится неиссякаемым источником новых необычных форм и неожиданных решений.

Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. Схемы и чертежи легко воспринимаются зрительно. Пособия педагога позволяют индивидуализировать сложность работы: более сильным детям будет интересна более сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предотвратить перегрузку ребенка, освободить его от страха перед трудностью, приобщить к творчеству.

Новизна методического пособия состоит в том, что знакомясь с миром оригами, ребята постепенно переходят к увлекательному миру дизайна, к своему индивидуальному стилю, что очень важно в художественной деятельности и в повседневной жизни.

Знакомясь с теорией цвета, умело сочетают цветовые оттенки бумаги и красок.

Актуальность методического пособия обусловлена ее практической значимостью. Подбирая к выполненной в красках картинки поделку из оригами, дети приобщаются к декоративно-оформительскому искусству, знакомятся со стилями восточной культуры, приобщаются к искусству украшения эстетической среды, стремятся к новому, еще невыдуманному, участвуют в выставках, конкурсах.

Кроме изготовления картин “Живопись и оригами”, методическое пособие поможет без особых затрат оформить любой праздник, изготовить сувениры, а главное подарит минуты радости и моменты успешности.

Цель методического пособия – формирование развития художественной культуры, развитие ребенка, как целостной личности, его социализации в современном мире, знание теоретических основ рисунка, теории цвета, композиции, знание стилей изобразительного искусства Востока и Запада, развитие художественного вкуса, развитие мелкой моторики руки, что стимулирует развитие памяти и пространственного видения.

Задачи:

1. Обучающие:

– закрепить навыки теории и цвета;
– совершенствовать навыки рисования и аппликации;
– знать историю и способы изготовления бумаги;
– освоить международные условные знаки искусства оригами;
– уметь читать чертежи;
– уметь создавать целостные композиции живопись+оригами.

2. Развивающие:

– развивать наблюдательность, фантазию, воображение;
– развивать интерес к искусству народов мира;
– развивать глазомер, тонкую моторику руки, аккуратность, пространственное видение;
– развивать коммуникативные качества детей;
– способствовать творческому потенциалу детей;
– развивать эстетический вкус.

3. Воспитательные:

– воспитать чувство причастности к мировой и отечественной культуре;
– воспитать чувство товарищества;
– воспитать культуру досуговой деятельности и здорового образа жизни.

Из обычного квадрата бумаги можно создать свой удивительный мир, украсть его цветами, изящными орнаментами, экзотическими животными и птицами.

Модно сделать парусник и фантастический цветок, составить поздравительную открытку, приглашение.

Методическое пособие предназначено для детей в возрасте 10-13 лет, занимающихся художественной деятельностью дополнительно. Группа формируется не более 15 человек по возрасту и художественным способностям. Занятия проходят один раз в неделю по 2 академических часа, с перерывом. Общее количество часов– 72 часа.

Формы занятий:

– теория;
– практика;
– историко-познавательная;
– игровая;
– проектная;
– исследовательская.

Темы

Общее кол-во часов

В том числе

теоретические часы практические часы

1

Беседа “Исторические сведения об искусстве оригами”. Оборудование занятия. Базовые формы.

2

1

1

2

Композиция “Летят журавли”

4

1

3

3

“Кошечка на полянке”

4

1

3

4

“Цветы в корзинке”. Общая работа, формат А-3.

5

2

3

5

“Бабочка на цветке”

3

1

2

6

Каллиграфия. Орнамент.

3

1

2

7

Ветка сакуры. Птицы.

5

1

4

8

Снежинки. Фонарики.

3

1

2

9

Праздничная открытка.

3

1

2

10

Выставка. Оформление работ

2

 

2

11

“Цветущий луг”. Общая работа.

4

1

3

12

Многомодульные конструкции “кусадама”.

4

1

3

13

“Пейзаж с лодкой”. Общая работа.

4

1

3

14

“Японка с веером”

4

1

3

15

“Сложные цветы”. Кусадама из 56 элементов.

5

1

4

16

“Голубь мира”. Живопись и оригами.

4

1

3

17

“Яхта на реке”

3

1

2

18

“Весна”. Живопись и оригами.

5

1

4

19

Подарочная коробочка

2

 

2

20

Выставка “Праздник”

3

1

2

Итого:

72

19

53

Методы занятий:

– объяснительно-иллюстративный;
– репродуктивный;
– частично поисковый;
– проблемный.

Форма оценки результативности:

– дифференционно-оценочная;
– взаимооценка;
– самооценка;
– отзывы родителей.

Форма подведения итогов:

– оформления праздников;
– выставок (групповые и персональные);
– отчетная выставка;
– выход на районные и городские конкурсы.

Прогнозируемые результаты

В процессе творческой деятельности ребята знакомятся с искусством оригами, историей развития оригами, выдающимися оригамистами, овладевают закономерностями построения цветовых гармоничных соотношений.

В основе практической деятельности лежит выполнение творческих заданий по графике, живописи, каллиграфии. Научиться создавать стилистически-верные композиции, сочетать живопись и оригами. Развить мыслительные процессы и пространственные видения, учиться читать чертежи, закрепить знания базовых форм оригами. Пользоваться следующими художественными материалами: кистью, фломастерами, пером, использовать цветную бумагу, клей, ножницы, гуашь, акварель, тушь.

Учебно-тематический план

Содержание учебных тем

  1. Беседа “Исторические сведения об искусстве оригами”. Оборудование занятия. Базовые формы. Знакомство с международными условными знаками. Заполнение тетради.
  2. Композиция “Летят журавли”. Закат. Рисуем в красках закат на море. Складываем из бумаги журавлей (от большого до маленького), аккуратно точечно приклеиваем на живописную картинку, оформляем в рамочку или на паспорту.
  3. “Кошечка на полянке”. Рисуем цветочную полянку. Гуашь, акварель. Складываем кошечку (собачку), наклеиваем. Добавляем плоские цветы из оригами. Оформляем.
  4. “Цветы в корзинке”. Общая работа, формат А-3.Оригами +аппликация. Аппликацией делаем корзинку из полос цветной бумаги. Складываем цвета из оригами. Наклеиваем, добавляя аппликацией ромашки, листочки, бабочки, стрекозки. Оформляем на паспорту.
  5. “Бабочка на цветке”. Формат А-5. Рисуем большой красивый цветок. Гуашь. Белила. Делаем бабочку, добавляя на крылышки аппликацией кружочки, ромбики, полоски. Картинку оформляем в рамочку. К рамочке прикрепляем бабочку.
  6. Каллиграфия”. Орнамент. Урок каллиграфии. Оборудование: тушь, перьевые ручки, деревянные палочки, кисть. Копируем “добрые” иероглифы. Композиция. Простой орнамент.
  7. “Ветка сакуры. Птицы”. Закрепляем взаимосвязь базовых форм. Складываем все базовые формы. Живопись. Ветка сакуры. Акварель, белила. Складываем птичек. Каллиграфия (иероглиф). Оформляем в рамочку. Формат А-4, или формат А-5.
  8. “Снежинки. Фонарики”. Изготовляем из цветной бумаги пастельных тонов снежинки, фонарики, на украшение класса, школы.
  9. “Праздничная открытка”. Делаем оригами: звездочки, лучики, елочки, орнамент. Оформление свободное. Цветная бумага.
  10. Выставка. Оформление работ.
  11. “Цветущий луг”. Общая работа на формате А-2. Фон: разливание, набрызги, окропление. Складываем оригами: сложные цветы, бабочки, птички (голуби, журавлики, из квадратов 10*10). Приклеиваем между живописными цветами.
  12. Многомодульные конструкции “кусадама”. Шар из шести цветных квадратов. Складывание по образцам (8 операций). Вкладываем в образовавшиеся отверстия сухие цветы. Можно подвесить в классе, в комнате.
  13. “Пейзаж с лодкой”. Общая работа. Формат А-4. Живопись+оригами. Акварель, гуашь. Поделка из оригами “лодочка”, точечно приклеиваем. Композиция свободная.
  14. “Японка с веером”. Формат А-5. Рисование, каллиграфия, оформление в рамку. Складываем веер применяя аппликацию. Оформляем в рамочку; веер выходит за рамку.
  15. “Сложные цветы”. Кусадама из 56 элементов. Цветочная кусадама. Базовая форма двойной треугольник. 56 цветных квадратов. 20*20. Работа общая.
  16. “Голубь мира”. Формат А-4. Свободная композиция, живопись. Складываем голубя. Квадрат 20*20. Добавляем элементы аппликации. Прикрепляем к рамке.
  17. “Яхта на реке”. Формат А-3. Живопись. Складываем яхту. Квадрат 10*10. Складываем уточек. Цветы, листья. Точечно приклеиваем. Оформляем в рамку или паспорту.
  18. “Весна”. Общая работа формат А-2. Фон: работа художественными валиками. Техника: дорожки. Окропление, разбрызгивание. Оригами: цветы, орнаменты, бабочки, птички, журавлики.
  19. “Подарочная коробочка”. Оригами коробочка. Бумага плотная. Роспись стенок коробочки.
  20. Выставка “Праздник”. Оформление.

Методическое обеспечение

  1. Наглядные пособия.
  2. Книги по рисунку и живописи.
  3. Книги по оригами.
  4. Разработки учителя.
  5. Интернет-источники.

Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятия при работе должна быть максимально компактной и включать в себя информацию о теме и предмете занятия.

Практическая часть занятий занимает большую часть времени, являясь центральной. Как правило, одно задание может быть реализовано на первом занятии и завершено на следующем.

Техническое оснащение занятий включает в себя: набор оборудования для занятий изобразительного искусства, набор оборудования для занятий оригами, книги, справочники, мальберты, парты, стулья, видеопроектор, компьютер.

Презентация к уроку – Приложение 1

Список используемой литературы

  1. Андреев А.Н. Живопись, Эксмо-М., 2001 г.
  2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Волшебный квадрат. СПб “Литера”, 2005 г.
  3. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Корабли и самолеты, СПб “Химия”, 1997 г.
  4. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветущий сад, СПб “Химия”, 1999 г.
  5. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами для знатоков, СПб “Кристалл”, 1999 г.
  6. Анн Пипер Энергия красок (абстрактная живопись), Арт-родник, 2008 г.
  7. Гусакова М.А. Аппликация, М., “Просвещение”, 1997 г.
  8. Котельников Т.М. Лучшие орнаменты, декоративные мотивы, М., “Астрель”, 2008 г.
  9. Лежнева Л.В.Легенды о цветах. М., “Аким”, 1998 г.
  10. Логвиненко А.Н. Декоративная композиция, М., “Владос”, 2008 г.
  11. Эр Брюсс, Как научиться рисовать пейзаж, Эксмо-пресс, 2001 г.
  12. Сержантова Т.Р. 100 праздничных моделей. Оригами, М., “Айрис”, 2005 г.
  13. Сержантова Т.Р. 366 моделей оригами, М. “Айрис”, 2006 г.
  14. Хейзл Гаррисон Полный курс “Рисунок, живопись”, М., “Эксмо”, 2005 г.
Читать еще:


Новые материалы:

Внеклассное мероприятие: "Мир вокруг нас" (устный журнал "Будь природе другом") :: Презентация сборника воспоминаний "Очевидцы войны – грядущим поколениям" :: Митинг посвящен Дню Победы в поселковом парке у обелиска погибшим односельчанам в годы Великой Отечественной войны :: Своя игра :: Дистанционный конкурс. Каким он должен быть? :: Леди Птица ( Lady Bird ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Комоды/Комоды и тумбы / Ангстрем / Тумба Адажио АГ-369.01 Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Решение задач по теме: "Преломление света", 11-й класс : Физика - Хелси и Смарт

Чтобы подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе, нужно его обучать, используя технологии этого общества. Компьютерная модель "Отражение и преломление света", разработанная компанией "ФИЗИКОН", позволяет учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся: компьютерная лабораторная работа и решение задач с последующей компьютерной проверкой.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Контрольно-измерительные материалы по теме «Основы молекулярно-кинетической теории» : Физика

В статье представлены материалы для текущего контроля знаний в 10-м классе по теме «Основы молекулярно-кинетической теории», а именно: основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытное обоснование, основное уравнение МКТ, температура и ее физический смысл. Три проверочные и две контрольные работы выполнены в нескольких вариантах.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD