Несравненный Леонардо : МХК и ИЗО

Цель: продолжить формирование знаний об эпохе Возрождения, о жизни и творчестве художника и писателя; развитие эстетического вкуса; развитие умения выразительно рассказывать о личности писателя.

Учитель: Леонардо да Винчи… Какой счастливец! – скажут о нем многие. Был наделен редким здоровьем, прекрасен собою, высок, синеглаз. В юности носил белокурые локоны, гордой статью напоминал Донателлова святого Георгия. В царственной старости благородные седины украшали тревожное чело. Обладал неслыханной и отважной силой, мужской доблестью, родился ведь, как говорили, под звездой Марса, 15 апреля. Любил изящные чернобархатные камзолы, украшенные серебром, носил короткий алый плащ, торжественные шляпы. Дивно пел, на глазах у слушателей сочинял мелодии и стихи, играл на любом музыкальном инструменте, более того, сам их создавал. Этот человек был великолепным фехтовальщиком и наездником.
Каким пред нами предстал Леонардо да Винчи как личность, как человек эпохи Возрождения?

Обратитесь к записям из дневника художника, как характеризуют его эти записки из дневника.

  1. «Как железо ржавеет, не находя себе применения, как стоячая вода гниет, так и ум человека чахнет от лености и бездействия…»
  2. «Мудрость – дочь опыта»
  3. «Приобретай в юности то, что с годами возместит тебе ущерб, причиненный старостью. Помни, что пищей старости является мудрость, и пока молод, действуй так, чтобы не оставить свою старость голодной»
  4. «О Леонардо, зачем так изнуряешься трудом? – допрашивал он  себя. И себе же говорил: «Лучше смерть, чем усталость…никакая работа не приводит меня в изнеможение…»

Ученик: Его младший современник Микеланджело Буонаротти писал:

Ему отпущено природою с лихвой,
Одним лишь взглядом всю округу поражает,
След восхищенья оставляя за собой.
Ему отпущено сполна судьбой.
Лик его дивный солнце затмевает,
А смех и пение звучат такою чистотой,
Что все окрест в восторге замирает.

Ученик: Для искусства Леонардо да Винчи современники и потомки никогда не находили иных определений, чем «гениальное», «божественное», «великое».
Те же слова относят к его научным откровениям: он придумал танк, экскаватор, вертолет, подводный корабль, парашют, автоматическое оружие, водолазный шлем, лифт; решил сложнейшие проблемы акустики, ботаники, медицины, космографии, создал проект круглого театра, придумал  на столетие раньше, чем Галилей, часовой маятник.

Учитель: «О Леонардо, зачем так изнуряешься трудом? – допрашивал он  себя.
И себе же говорил: «Лучше смерть, чем усталость…никакая работа не приводит меня в изнеможение…»
Он предчувствовал ужасную судьбу своих творений: разрушение «Тайной вечери», расстрел  памятника   Франческо Сфорца, низкую торговлю и гнусную кражу его дневников. Всего только 16 живописных работ сохранились до наших дней. Немного скульптур. Но множество рисунков и чертежей.

Ученик (обращаясь к автопортрету): Посмотрите, как благородно лицо этого человека, как горда посадка головы, как пронзителен взор.
Об этом портрете английский искусствовед Кеннет Кларк писал: «Это огромная, изборожденная морщинами гора лица с благородными бровями, властными, похожими на пещеры глазами и струящимся потоком бороды предвосхищает лица великих людей 19 века, сохраненные для нас фотографической камерой, – Дарвина. Толстого, Уолта Уитмена. Время, вечно ставящее спектакль человеческого страдания, вознесло их всех на недосягаемую высоту».

Учитель: Действительно, жизнь гения была непростой, полной поисков и неустанного труда. Мы судим о нем по немногим дошедшим до нас бессмертным шедеврам. Кто-то сказал, что перед картинами Леонардо да Винчи легко дышится. Давайте взглянем на некоторые полотна художника и попробуем понять эти слова.

«Мадонна с цветком», «Мадонна в скалах», «Мадонна с младенцем», «Дама с горностаем», «Тайная вечеря».

Рассказы учащихся о картинах:

Учитель: Но главной своей картиной Леонардо считал произведение «Джоконда». К ней он возвращался всю свою жизнь и считал ее неоконченной.

Всегда в движенье.
С поворота
Она все ближе, все видней
И словно с птичьего полета,
Земля виднеется за ней.
Мосты, долины, рощи, реки
И воздуха голубизна.
Раздумием о человеке как бы охвачена она.
Взгляд любопытства полный светит,
В нем строгой нежности запас.
И так вот пятое столетье
Она рассматривает нас.

Мережковский написал о Леонардо да Винчи великолепный роман «Воскресшие Боги», по своему увидев художника, когда тот творил свою гениальную «Джоконду».

Инсценирование эпизода романа

Ученик: Остаются загадкой  взгляд и улыбка Моны Лизы. Много писалось об этом, но каждый, кто почувствует на себе их воздействие, откроет в них нечто новое и разительное. Мы видим в них и мудрость, и лукавство, и высокомерие, знание какой-то тайны. Это не радостная улыбка, зовущая к счастью. Эта та загадочная улыбка, которая сквозит во все мироощущении Леонардо. Он не расставался с этим портретом и постоянно его совершенствовал. Портрет словно познавал мудрость жизни вместе с художником, впитывая «целые миры идей». Он дорожил портретом, как жизнью и честью, берег как зеницу ока; как последнюю надежду, как послание к нам, ныне живущим.

Ученик: Леонардо да Винчи известен нам прежде всего как художник, изобретатель, ученый, но мало кто знает о его литературной деятельности и о том рукописном наследии из 7000 листов, которое дошло до потомства только во второй половине 20 века. А между тем сказки, легенды и притчи великого флорентийца до сих пор рассказывают в итальянских деревнях как безымянные народные сказки… Они вводят нас в реальный, а порой полуфантастический и причудливый мир природы и человека…

Ученик: Он был неистощимым выдумщиком и прекрасным рассказчиком. Стоило ему заговорить, как все замолкали, прислушиваясь к его чарующему голосу. Недаром его звали сладкоголосым Орфеем. Люди жадно ловили каждое слово да Винчи, а рассказанные им истории передавали из уст в уста. По сей день мы слышим эти сказки, легенды, притчи, часто не зная, что сочинил их автор «Моны Лизы».

Ученик: Обращение к миру сказки не случайно. «Помню, как однажды я проснулся в  своей колыбели, – пишет он в заметках, – мне почудилось, что большая птица раскрыла крылом мне рот и погладила перьями по губам». Если бы эта короткая запись не была первым воспоминанием художника о раннем детстве, ее можно было бы  принять за начало какой-то волшебной сказки…

Учитель: Превыше всего Леонардо да Винчи ценил свободу и готов был платить за нее дорогой ценой, о чем мы узнаем из его сказок, притч, легенд

Чтение сказок (наизусть)

1. Пеликан
2. Горностай
3. Жаждущий осел

Учитель: Сказки и легенды Леонардо да Винчи представляют собой яркое явление в культуре эпохи Возрождения. Они поражают своей мудростью и стремлением к гармонии, которую знаменитый мастер ум6ел видеть в мире. Свои сказки он черпал из жизни – «этого великого учителя, у которого есть чему поучиться даже писателям».
Многое в творчестве великого гения Возрождения еще не понято до конца и не оценено по достоинству, загадкой остается его личность, о чем прекрасно сказал Дмитрий Мережковский в стихотворении «Леонардо да Винчи»:

О Винчи, ты во всем – единый:
Ты победил старинный плен.
Какою мудростью змеиной
Твой страшный лик запечатлен!
Уже, как мы, разнообразный,
Сомненьем дерзким ты велик,
Ты в глубочайшие соблазны
Всего, что двойственно, проник.

И у тебя во мгле иконы
С улыбкой Сфинкса смотрят вдаль
Полуязыческие жены, –
И не безгрешна их печаль.
Пророк, иль демон, иль кудесник,
Загадку верную храня,
О Ленардо, ты – предвестник
Еще неведомого дня.
Смотрите вы, больные дети
Больных и сумрачных веков,
Во мраке будущих столетий
Он непонятен и суров, –
Ко всем земным страстям бесстрастный,
Таким останется навек –
Богов презревший, самовластный,
Богоподобный человек.

Учитель: Он скончался ясным весенним днем 2 мая 1519 года.  Леонардо встретил свой последний час мужественно и величаво, словно подтверждая одну из последних записей в своих тетрадях:
«Подобно тому, как разумно и цельно проведенный день одаривает нас безмятежным сном, так и честно прожитая жизнь дарит нам спокойную смерть».
А мы еще раз вспомним эти слова великого человека, читая его проникновенную и преисполненную светлой грусти легенду «Лебедь».

(Звучит музыкальное произведение Р. Шумана «Грезы», чтение учеником легенды Леонардо да Винчи «Лебедь)

Читать еще:


Новые материалы:

Сценарий праздника "Nikolaustag" :: Урок английского языка по теме "Моя семья" :: Внеклассное мероприятие по английскому языку для учащихся 6-х классов "Английский брейн-ринг" :: Конспект открытого урока во 2-м классе с использованием любого УМК для начальной школы :: Подготовка к ЕГЭ по иностранным языкам на основе УМК нового поколения :: Хармс, 2016 :: Гамаки / MOON TRADE / Детское подвесное кресло blueberry Модель 365 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Решение задач по теме: "Преломление света", 11-й класс : Физика - Хелси и Смарт

Чтобы подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе, нужно его обучать, используя технологии этого общества. Компьютерная модель "Отражение и преломление света", разработанная компанией "ФИЗИКОН", позволяет учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся: компьютерная лабораторная работа и решение задач с последующей компьютерной проверкой.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD