Авторская программа элективного курса "Дизайн интерьера" для 8–9-х классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла : МХК и ИЗО

Общая характеристика учебного предмета

Программа элективного курса для 8-9 классов  «Дизайн интерьера» составлена с учетом стандартов второго поколения и базовых  программ, выпущенных под грифом Министерства образования РФ :

  • Изобразительное искусство. Основы дизайна. 1-11 класс. Кузин В.С., Шорохов Е.В.,   Ломов С.П. – М; «Дрофа», 2007.
  • Издание: Эксперимент: Примерные программы среднего (полного) общего образования. Искусство. 1-11 класс. Медкова Е.С. – М; «Просвещение», 2008.

 Сегодня, перед современным обществом, встает серьезная проблема – воспитать в подрастающем поколении нравственного, с богатым духовным миром гражданина, с высокой социально-активной позицией, стремящегося  к поиску нового и способного  находить оптимальные варианты  в нестандартных ситуациях. В решении данного вопроса важное место занимает искусство.

Дизайн, как одна из составляющих большого комплекса предметов художественно-эстетического цикла, является творческой художественно-проектной, технологической сферой деятельности.

Целью преподавания данной программы является: сформировать представление о роли   дизайна интерьера в современном мире, его обобщающей и организующей функции в создании единого пространственного комплекса, с учетом основ композиции, цветоведения и законов стилевого единства.

Главные задачи программы:

  • освоение знаний об истории и теории дизайна, о природе света и цвета и их свойствах, об основных принципах построения пространства, об основах материаловедения;
  • овладение умениями использовать методы проектирования технологических процессов, использовать законы линейной  и воздушной перспективы, макетирования, грамотно использовать      инструменты, оборудование и основные изобразительные техники и материалы;
  • проводить наблюдения живой природной формы,  её строения и свойств, описывать и обобщать ассоциации  окружающего мира и явления природы;
  • развитие  познавательных процессов учащихся (восприятия, ассоциативно-образного мышления, зрительно-образной памяти, воображения), способности находить особый взгляд на привычные и повседневные предметы или задачи, самостоятельности в приобретении новых знаний при преобразовании окружающей предметно-пространственной среды с использованием информационных технологий;
  • воспитание равновесия между основами западной и восточной культуры, при сохранении чувства гордости за принадлежность к национальной дизайнерской школе, индивидуального художественно-творческого стиля.

Универсальные учебные действия:

Данная программа предусматривает формирование у школьников универсальных учебных действий:

Познавательных:

  • использование для познания окружающего мира различных методов: наблюдение,сравнение, эксперимент, моделирование, опыт;
  • формирование умений различать причинно-следственные связи, законы;
  • овладение оптимальными  способами решения учебных задач;
  • поиск оригинальных решений;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • участие в учебной проектной деятельности.

Личностных:

  • умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения.

Регулятивных:

  • определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Коммуникативных:

  • умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение);
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Программа рассчитана  на 68 часов (при 1 часе в неделю 2 года обучения).

Требования к результатам

Личностные результаты:

Сформировать  позицию обучающегося — принятие и освоение новой профессиональной роли  дизайнера, способности к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно – продуктивной деятельности.
Развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности.
Определиться с выбором профессиональной деятельности, ориентированной на предметы художественно – эстетического цикла.  Развить любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей.
с активной гражданской позицией, которая воспитана на равновесии между основами западной и восточной культуры, при сохранении чувства гордости за собственную, самобытную культуру.

Метапредметные результаты:

Уметь в сотрудничестве с учителем и товарищами  ставить новые учебные задачи. Планировать действие в соответствии с поставленной задачей. Анализировать, обобщать подобранные информационные материалы.  Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Осуществлять выбор эффективных способов решения поставленной задачи с ориентиром на ситуацию успеха, осознанно и произвольно строя речевое высказывание.           поиск информации с использованием ресурсов
Аргументировано отстаивать  свою позицию, учитывать разные мнения и интересы,  при выработке общего решения в совместной деятельности. Адекватно использовать речь и речевые средства.

Предметные результаты:

Понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире. Знать историю и основы теории дизайна. На основе полученных представлений о мно­гообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, уметь практически  применять  в жизни. Осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по деко­ративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной за­дачей. Изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.

Содержание программы

Дизайн интерьера и его роль в жизни человека. (1 час). 
Дизайн – творческий метод и процесс  функционального формообразования, область профессиональной  деятельности. Виды дизайна. Функциональная принадлежность. Роль дизайна интерьера в жизни человека. Великие дизайнеры интерьеров современности.

Цветоведение. Цвет в интерьере.  (7 час).
Спектральный круг. Основы цветоведения – основные характеристики цвета.  Цветовая гамма. Колорит. Эмоциональное воздействие цвета на человека. Зависимость восприятия цвета от фактуры. Пространственное изменение цвета.

Основные принципы построения пространства. (6 часов).
Смысловой центр. Деление на зоны. Вычленение главного и второстепенного. Учет психологического восприятия: близость, зависимость от осей, замкнутость, инерция, контраст, назначение, простота, противоборство, симметрия, сходство, узнаваемость, фигура – фон.

Макетирование. (6 часов).
Сущность и техника макетирования. Этапы работы над макетом. Материалы и технические средства для создания макета. Различные приемы макетирования. Делать точные математические расчеты, при создании формообразующего элемента.

История архитектурного стиля и единство с предметной средой. (14 часов).
Историческая последовательность и взаимосвязь. Характеристики. Особенности.

Отделочные материалы. (8 часов).
Виды. Свойства. Особенности. Текстура. Фактура. Эмоциональное влияние материала на восприятие человека.

Элементы малоэтажного строительства. (7 часов).
Веранда, терраса. Типы. Отделочные работы.

Фитодизайн. (5 часов).
История возникновения. Задачи. Особенности. Фитокомпозиция.

Оценивание

В связи с переходом на новые федеральные государственные стандарты актуальным является совершенствование системы контроля и оценивания достижений школьников.  При реализации данной программы предлагается  проводить критериальное оценивание.
В основе него лежит  оценивание по критериям, т. е. оценка складывается из составляющих (критериев), которые отражают достижения учащихся по разным направлениям развития их учебно-познавательной компетентности.

В оценивание  используем  4 критерия:

Критерий   А: Знание и понимание

  • теоретических понятий, принципов, законов;
  • понимание специализированной терминологии;
  • критического осмысления соей деятельности и других;
  • понимания исторических законов развития искусства;
  • понимание вклада творчества человека в  развитие мирового искусства
Уровень     Обоснование
0       не достиг ни одного из ниже перечисленных уровней
1-2 показывает ограниченное знание базовых теоретических основ и малое понимание рассматриваемой темы
3-4 показывает понимание  базовых теоретических основ. Применяет некоторую специализированную терминологию,  демонстрирует критическое осмысление изучаемого материала.
5-6 Показывает широкое понимание рассматриваемой темы. Применяет теоретические знания и специализированную терминологию для критического осмысления изучаемого материала.
7-8 Показывает глубокое понимание рассматриваемой темы. Применяет теоретические знания и специализированную терминологию для четкого критического осмысления изучаемого материала.

Критерий  В: Применение знаний, УУД

Максимум 10 балов

Критерий  С: Размышления и оценка

Максимум 8  балов

Критерий Д: Художественное восприятие и личная вовлеченность.

Максимум 8  балов

Программа курса предусматривает создание итоговой  самостоятельной творческой работы (дизайн – проект), который базируется на проектно-исследовательском процессе учащихся. Форма оценивания – защита.

По окончанию курса учащиеся должны овладеть

знаниями:

  • об истории архитектурного стиля и единство его предметной  средой.
  • о законах цветоведения и композиции
  • о макетировании
  • о функциональной и конструктивной организации пространства.
  • Об основах материаловедения

умениями:

  • Овладеть навыками проектирования технологических процессов
  • Свободно применять различные инструменты, оборудование и основные изобразительные техники и материалы.

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование программы   (Приложение 1)

Список литературы:

  1. Власов В.Г. Стили в искусстве. СПб.: Кольна, 1995.
  2. Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна: в 2 т. М.: Союз дизайнеров России, 2001.
  3. Глазычев B.JI. Дизайн как он есть. М.: Европа, 2006.
  4. Дизайн XXI века / Под ред. Шарлотты и Питера Фиелл. Изд-во: ACT, Астрель, 2008.
  5. А.В. Ефимов. Дизайн архитектурной среды. М.: Архитектура-С, 2005.
  6. Лаврентьев А.Н. История дизайна: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2007.
  7. А.Н. Лебедев. Дизайн интерьера на компьютере//М.: НТ Пресс, 2006.
  8. Михайлов С.М. История дизайна: Учебник для вузов: В 2 т. М.: Союз дизайнеров России, 2002 .
Читать еще:


Новые материалы:

Обобщающий урок геометрии в 8-м классе по теме: "Четырехугольники" :: Урок по алгебре в 7-м классе на тему: "Применение различных способов разложения многочлена на множители" :: Методическая разработка по теме "Изображение комбинаций многогранников и тел вращения" :: Методическая разработка по теме "Изображение комбинаций многогранников и тел вращения" :: Тема урока "Умножение степеней" :: Про Степана-Кузнеца, 2017 :: Дом и дача/Текстиль/Наматрасники и чехлы для матрасов/Мебель для спальни/Матрасы, подушки/Наматрасники / Лонакс / Наматрасник Лонакс ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Решение задач по теме: "Преломление света", 11-й класс : Физика - Хелси и Смарт

Чтобы подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе, нужно его обучать, используя технологии этого общества. Компьютерная модель "Отражение и преломление света", разработанная компанией "ФИЗИКОН", позволяет учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся: компьютерная лабораторная работа и решение задач с последующей компьютерной проверкой.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD