Основы графического дизайна : МХК и ИЗО

Цель изучения программы состоит в том, чтобы дать обучающимся представление об основах графического дизайна как вида художественно-проектной деятельности по созданию гармоничной и эффективной визуально-коммуникативной среды, основанного на искусстве графики и дизайна.

Основные задачи.

1. Обзорное знакомство с развитием графического искусства и одного из его направлений - графического дизайна; овладение терминологией, умение применять полученные знания на практике.

2. Овладение обучающимися умениями, навыками, приемами работы различными графическими материалами и техниками, уметь их применять в соответствии с собственным замыслом в процессе выполнения композиций и творческих проектов.

3. Приобщение обучающихся к культуре разных стран и эпох, оказывающей влияние на развитие современных тенденций в графическом дизайне.

Внимание уделяется практической работе: рисунку различными графическими материалами, знакомству с печатной графикой, выполнению доступных видов гравюр, коллажей, аппликаций. Занятия графикой и графическим дизайном связаны с композицией, развивают образное восприятие, фантазию, эстетический вкус. Изучение программы сопровождается просмотром презентаций, видеоматериалов.

В результате освоения программы формируется.

  1. Готовность уважительно относиться к культурному наследию, использовать знания об основах графической культуры разных стран и эпох в профессиональной деятельности
  2. Способность выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, профессионального саморазвития и самосовершенствования.
  3. Готовность понимать специфику и статус различных видов искусств, графического искусства, графического дизайна.
  4. Умение выполнять рисунки различными графическими материалами и печатные графические произведения.
  5. Умение комбинировать материалы и способы их применения, использовать богатые изобразительные возможности графики, применять их на практике.
  6. Умение творчески использовать полученную информацию и уметь ее применять, а также находить необходимую информацию в архивах, библиотеках, музеях, через Интернет.
  7. Способность к проведению научно-исследовательской работы, оформлению и презентации материалов и результатов исследования.

Формы контроля полученных знаний и умений: оформление портфолио по итогам выполненных заданий и творческих работ, выставки, создание и защита презентации, выполнение и защита творческих проектов.

Процедуры контроля уровня успешности.

Вариант I. Оформление портфолио по итогам выполненных заданий и творческих работ. Обсуждение.

Вариант II. Выполнение и защита творческого проекта.

Вариант III. Выставка работ. Оценка навыков. Обсуждение.

Вариант IV. Создание презентации по теме изученного курса. Обсуждение.

Программа позволяет сформировать:

- практическую деятельность обучающихся в области графики и графического дизайна;

- готовность понимать специфику и статус различных видов искусств;

- способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановки цели и выбору путей ее достижения;

- готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия;

- готовность выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования;

- способность к проведению научно-исследовательской работы и грамотному оформлению и презентации материалов и результатов исследования.

Включенный в программу материал может использоваться на уроках изобразительного искусства и МХК, на занятиях в изостудиях, а также в качестве модульного блока на курсах повышения квалификации педагогических работников общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования.

Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю при реализации программы в течение одного года и 1 час в неделю при реализации программы в течение 2 лет). Возможно вариативное изменение продолжительности курса.

Содержание программы

1. Введение. Значение искусства в создании гармоничной среды жизни человека

Определение искусства. Значение искусства в формировании гармоничной среды жизни и деятельности человека.

2. Виды искусства. Виды изобразительного искусства. Синтез искусств

Виды искусства: музыка, танец, литература, изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладное искусство, архитектура, дизайн, театр, фото- и киноискусство, эстрада, цирк. Синтез искусств и синтетические виды искусства.

3. Графика - вид изобразительного искусства

Понятие графики как вида изобразительного искусства. История развития. Виды графики. Образный язык графики. Средства выразительности графики.

4. Дизайн - вид конструктивного искусства

Дизайн-вид конструктивного искусства, вид проектировочной деятельности. Формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды жизни и деятельности человека как цель искусства дизайна. Дизайн как художественное конструирование. Дизайн как техническая эстетика. Виды дизайна. Законы композиции. Цвет и дизайн.

5. Графический дизайн

Понятие графического дизайна. Графический дизайн как вид художественно-проектной деятельности по созданию гармоничной и эффективной визуально-коммуникативной среды. Законы композиции и графический дизайн.

6. Виды графики

Виды графики: рисунок и печатная графика.

7. Рисунок-вид графики

Рисунок как уникальный вид графики. Рисунок линейный и тоновый. Силуэт .Уникальность и неповторимость рисунка, его художественная ценность. Графические материалы и инструменты выполнения рисунка. Разнообразие графических техник. Выполнение рисунков.

8. Печатная графика

Печатная графика. Тиражирование – особенность произведений печатной графики. Виды печатной графики. Газетно-журнальная и книжная графика, промышленная и прикладная графика, плакат, искусство шрифта, экслибрис, каллиграфия, различные виды гравюр, лубок, коллаж, монотипия. Выполнение монотипии.

9. Гравюра

Гравюра. Виды гравюр. Высокая печать, низкая печать, плоская гравюра. Гравюра на дереве (ксилография), гравюра на металле (резцовая, офорт), гравюра на камне (литография), гравюра на линолеуме (линогравюра), гравюра на картоне, бумаге. Цветная гравюра. Эстамп. Выполнение гравюры на картоне.

10. Книжная графика

Книжная графика как один из видов графического искусства. Книжные иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложки, суперобложки.

11. Газетно-журнальная графика

Специфика периодических изданий. Задачи журнальной и газетной графики. Простота, четкость, удобство восприятия и красота элементов газетно-журнальной графики.

12. Шрифт. Каллиграфия

Шрифт как графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определенного размера и рисунка. История развития шрифтов. Пиктография .Узелковое письмо как форма передачи информацию. Иероглифы - знаки-символы Алфавит. Виды рукописного письма. Печатные европейские шрифты. Русские шрифты - кириллица и глаголица. Художественный облик шрифтов. Виды шрифтов. Выполнение шрифтов.

Каллиграфия как отрасль изобразительного искусства и искусство красивого письма.

13. Экслибрис

Экслибрис — книжный знак. Особенности. Виды.

14. Плакат

Плакат как разновидность графики и как произведение искусства. Особенности плакатного искусства. Лаконизм. Текст, шрифт в плакате.

15. Прикладная графика и промышленная графика

Прикладная графика - группа листовых изобразительных изданий, имеющих главным образом бытовое или близкое к нему служебное назначение: упаковка, этикетки (фантики), грамоты.

Промышленная графика как вид прикладной художественной графики. Товарные ярлыки, фирменные знаки, упаковки, издательские марки, рекламные издания, каталоги, буклеты.

16. Лубок

Лубок как вид изобразительного искусства. Доходчивость и ёмкость образа. Лубок - народная (фольклорная) картинка, раскрашенное графическое изображение, растиражированное печатным способом.

17. Коллаж

Коллаж как технический приём в изобразительном искусстве. Виды. Особенности.

18. Графический дизайн как область прикладной графики

Графический дизайн как создание визуальных графических изображений с целью воплощения определенных идей

19. Разделы графического дизайна

Разделы графического дизайна: книжное оформление, типографика, шрифты, каллиграфия; фирменный (корпоративный) стиль, фирменные знаки, логотипы. Визуальные коммуникации, системы ориентации (навигационные и иные пиктограммы), плакатная продукция и рекламные плакаты, промышленная и прикладная графика (визуальные решения для упаковок продукции, марки, открытки), веб-дизайн.

20. Разделы графического дизайна: каллиграфия, шрифт, типографика

Каллиграфия - искусство оформления знаков в экспрессивной, гармоничной и искусной манере. Шрифт как стиль письма.

Типографика как художественное оформление текста Шрифт и шрифтовой дизайн. Типографикой занимаются верстальщики, наборщики, графические дизайнеры, художники комиксов, граффитисты.

21. Разделы графического дизайна: книжное оформление

Книжное оформление в графическом дизайне как один из этапов подготовки рукописи к изданию. Художественный редактор, дизайнер, верстальщик. С этим понятием тесно соприкасаются понятие типографики, процессы набора, верстки и редактирования.

22. Разделы графического дизайна: промышленная и прикладная графика

Фирменный (корпоративный) стиль, фирменные знаки, логотипы. Визуальные коммуникации, в том числе системы ориентации (навигационные и иные пиктограммы)

23. Разделы графического дизайна: плакатная продукция и рекламные плакаты

Разновидности плаката. Особенности. Задачи. Плакат в современном дизайне. Шрифт в плакате. Фотография и рисунок в плакате. Композиция плаката.

24. Разделы графического дизайна: веб-дизайн

Веб-дизайн как вид графического дизайна. Специфика предметной деятельности веб-дизайнера.

Разделы и виды занятий


п/п
Наименование раздела Виды занятий (часов)
Лекции Практическая работа   Всего
1 Ведение. Значение искусства в создании гармоничной среды жизни человека 2 1   3
2 Виды искусства. Виды изобразительного искусства. Синтез искусств 2 1   3
3 Графика-вид изобразительного искусства 4 2   6
4 Дизайн-вид конструктивного искусства 2 2   4
5 Графический дизайн 2 2   4
6 Виды графики 2 2   4
7 Рисунок-вид графики 4 4   8
8 Печатная графика. 4 14   18
9 Разделы графического дизайна 4 16   20
  Итого: 26 44   70

Календарно-тематический план

№ п/п Название темы Дата Кол-во часов Форма контроля
1 Ведение. Значение искусства в создании гармоничной среды жизни человека   3 Участие в диалоге, написание эссе
2 Виды искусства. Виды изобразительного искусства. Синтез искусств   3 Ответы на вопросы
3 Графика-вид изобразительного искусства   6 Ответы на вопросы, просмотр выполненной работы
4 Дизайн – вид конструктивного искусства.   4 Ответы на вопросы, просмотр выполненной работы
5 Графический дизайн   4 Ответы на вопросы
6 Виды графики   4 Просмотр выполненной работы
7 Рисунок-вид графики   8 Ответы на вопросы, выставка выполненных работ
8 Печатная графика   2 Просмотр выполненной работы
9 Гравюра   3 Просмотр выполненной работы
10 Книжная графика   3 Просмотр выполненной работы
11 Газетно-журнальная графика   1 Просмотр выполненной работы
12 Шрифт. Каллиграфия   2 Просмотр выполненной работы
13 Экслибрис   1 Просмотр выполненной работы
14 Плакат   2 Просмотр выполненной работы
15 Прикладная графика и промышленная графика   2 Просмотр выполненной работы
16 Лубок   1 Просмотр выполненной работы
17 Коллаж   1 Просмотр выполненной работы
18 Графический дизайн как область прикладной графики   1 Участие в диалоге
19 Разделы графического дизайна   4 Защита творческих проектов
20 Разделы графического дизайна: каллиграфия, шрифт, типографика.   2 Просмотр выполненной работы или защита творческих проектов
21 Разделы графического дизайна: книжное оформление   4 Просмотр выполненной работы или защита творческих проектов
22 Разделы графического дизайна: промышленная и прикладная графика   4 Просмотр выполненной работы или защита творческих проектов
23 Разделы графического дизайна: плакатная продукция и рекламные плакаты   4 Просмотр выполненной работы или защита творческих проектов
24 Разделы графического дизайна: веб-дизайн.   2 Защита творческих проектов или просмотр портфолио

Источники информации:

1. Популярная художественная энциклопедия.- М.: Советская энциклопедия, 1986. Т. 1, 2.

2. Михайлов С. История дизайна. Том 1 / С. Михайлов. М.: Союз Дизайнеров России, 2004. – 280.

3. Ньюарк К. Что такое графический дизайн? / Квентин Ньюарк; пер. с анг. И. В. Павловой. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 225 с.

4. Сокольникова Н.М. Основы рисунка.- Обнинск: Титул, 1996.

5. Сокольникова Н.М. Словарь терминов. - Обнинск: Титул, 1996.

6. Щипанов А.С. Юным любителям кисти и резца.- М.: Просвещение, 1975.

7. http://ru.wikipedia.org/; www.lib.vsu.ru

Читать еще:


Новые материалы:

Автоматизация звука [р] :: Урок по алгебре и началам анализа в 11-м классе на тему: "Способы решения уравнений. Метод замены переменной" :: Математические функции и их применение к решению физических задач :: Симметрия и ее применение при решении задач в 6-м классе :: Математическая викторина (5-й класс) по теме "Обыкновенные дроби" :: Чужой: Завет ( Alien: Covenant ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Гостиная/Кресла, Стулья, Пуфы/Пуфы / Dreambag / Пуф Крокодил черный ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Решение задач по теме: "Преломление света", 11-й класс : Физика - Хелси и Смарт

Чтобы подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе, нужно его обучать, используя технологии этого общества. Компьютерная модель "Отражение и преломление света", разработанная компанией "ФИЗИКОН", позволяет учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся: компьютерная лабораторная работа и решение задач с последующей компьютерной проверкой.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD