План-конспект по изобразительному искусству на тему "Искусство витража". 6-й класс : МХК и ИЗО

Замысел этого урока заключается в том, чтобы дать детям первоначальные понятия о витражном искусстве в частности истории витражного искусства в контексте декоративно-прикладного искусства, научить навыкам технологии росписи по стеклу, привить им интерес к самостоятельной творческой деятельности. По плану нужно было ознакомить с темой урока, целями и задачами, а затем через рассказы детей более подробно ознакомиться с историей декоративно-прикладного искусства и, применив компьютерные технологии, показать этапы работы и получить результат.

Роспись по стеклу является востребованным видом декоративно-прикладного искусства, среди профессиональных художников и людей, увлеченных художественным и декоративным творчеством. Техника настоящего витража конечно очень сложна (стекло в расплавленном виде окрашивалось в разные цвета), но на сегодняшний день существуют специальные детские краски по стеклу (витражные). Учащиеся с большим удовольствием расписывали на свой вкус обычные баночки, фужеры, стаканы и т.д.

Выполненные работы учащихся на стекле получились оригинальными, неповторимыми. Каждый узор здесь особый, то крупные веточки, то мелкие иголочки побежали в разные стороны. Также очень красивыми получились изображения различных цветов, ягод. Даже изображения башкирского орнамента и стилизованного цветка курая показались необычными. В качестве итоговой работы предложила коллективное оформление интерьера школьного кабинета. Дети работали с большим интересом и получили колоссальное удовольствие от проделанной работы. Полученные навыки были применены и в оформлении интерьера своего дома. Думаю что, знания, полученные на занятиях, в дальнейшем могут быть использованы в дизайнерской работе, помогут в профессиональном определении учащихся. Такой нестандартный подход повысил творческую активность и интерес к предмету.

Цели урока:

  • Обучающие: познакомить учащихся с искусством витража (историей витража, технологией его изготовления, возможностями его использования в современном интерьере).
  • Развивающие: развивать художественно-творческие способности, пространственное мышление.
  • Воспитательные: воспитывать художественный вкус и бережное отношение к предметам народного искусства, прививать им интерес к самостоятельной творческой деятельности, формирование нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве.

Тип урока: урок-эксперимент.

Оборудование:

  • для учителя: мультимедиапроектор, презентации «Декоративно–прикладное искусство», «Искусство витража», «Технология выполнения витража», для выставки готовые образцы витражной росписи, изготовленные руками учителя, расписанные изделия: ваза, баночки, светильник и др.;
  • для учащихся: витражные краски, файлы, контурные рисунки.

1. Создание атмосферы психологического комфорта. (Организационный момент)

Эмоциональный настрой на урок.

– Сегодня у нас очень интересный и занимательный урок и чтобы у всех было отличное настроение и все получилось, я прочту следующие строчки, а вы будете за мной повторять.

Я веселый, я красивый
Я здоровый, и счастливый
Много у меня друзей
В моей жизни все о, кей

2. Подведение к теме

– Сегодняшний урок мне хочется начать словами известного русского поэта Сергея Есенина:

«Я думаю:
Как прекрасна
Земля
И на ней человек».

– Природа, красота, человек – часто трудно отделить эти слова друг от друга. И не случайно многие художники, писатели, поэты, музыканты посвящали природе свои восторженные произведения.
– Вот и сегодня нам предстоит сделать маленькое открытие в природе, связанное с красотой и человеком.

а) Рассказ учителя

– Любуясь природой, человек давно заметил в ней бесконечное множество интересных, причудливых форм, линий и цветовых оттенков. Например, узоры на крыльях бабочек, птиц, узоры на змеиной коже или на спине гусеницы, рисунки листьев различных растений и плодов привлекали его внимание.
Используя свои наблюдения, человек стал создавать растительные узоры, в которых можно увидеть «усики», «завитки», «травинки», «капельки», «кустики», «ягоды», «цветы». С помощью растительных узоров люди стали не просто зарисовывать, а украшать различные изделия (Приложение 1, Презентация)

– Здесь мы видим известный всему миру железный поднос с жостовской росписью (слайд 2). На черном фоне изображен красивый букет роз. Цветы похожи на настоящие и в то же время сказочные.
– украшали изделия из дерева (слайд 3). На экране мы видим посуду из дерева с хохломской росписью;
– а это керамическая посуда, украшенная синей гжельской росписью (слайд 4). Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная роспись;
– а эти разделочные доски из дерева я расписала городецкой росписью. Для этой росписи характерны сказочные птицы, кони, цветы розаны, купавки, бубенчики (слайды 5-6);
– также украшали изделия из глины (слайды 7-8). Эти дымковские игрушки мы слепили из местной красной глины, а потом расписали дымковской росписью. Здесь мы видим красивых барышень, отважных кавалеров, важных индюков и других обитателей лесных чащ. Создается впечатление, что все они к нам пришли из старой доброй сказки.

– Таким образом, природа для человека стала источником вдохновения и фантазии. Наша Россия богата талантливыми людьми, народными умельцами. И думаю, вы согласитесь, что человека, который многое умеет делать сам, вправе называть мастером на все руки.

б) Лексическая работа

– Про такого мастера говорят:

Не от скуки на все руки;
Дело мастера боится.

– А вот родилась поговорка «мастер на все руки» в профессиональной среде перчаточников. Мастером на все руки называли встарь умельца, который мог сделать перчатки на любую руку.
– Нам сегодня тоже предстоит узнать, какие вы мастера рисовать, но это произойдет чуть позже.
– Говоря о том, что могут сделать человеческие руки, нельзя не вспомнить и про изделия из стекла, которые, на мой взгляд, особенно красивы. Вот эти изделия сделаны из стекла (брошь, колье, серьги), а кажется при свете, что это алмазы, драгоценные камни. А на самом деле это самое обыкновенное стекло, умело выгравированное.
– Но еще любопытнее, интереснее рассматривать сложные, замысловатые узоры на стекле.

Посмотрите на эту небольшую выставку, здесь мы видим расписанные обычные баночки, стаканы, фужеры и т.д.– все это я расписала специальными витражными красками (слайд 9-13, если есть возможность можно сделать небольшую выставку в классе).

Каждый узор здесь особый то крупные прямые веточки, то закругленные, то мелкие иголочки побежали в разные стороны. Есть изображения различных цветов, ягод и орнамент башкирский, и стилизованный цветок курая. Елочки, кустики, травинки – что ни стекло, то новый узор.
– Стекло – удивительный, непохожий на другие материал, и работы, выполненные на стекле, получаются хрупкими и оригинальными. Росписи по стеклу необычны и невероятно красивы, они поражают своим магическим великолепием. Можно несколько часов рассматривать расписанные витражи и все равно уйти неудовлетворенным. – Сегодня мы с вами познакомимся с новым видом декоративно-прикладного искусства – витражом

3. Объяснение нового материала

а) Из истории

– Что же такое витраж, какова его история – обо всем этом мы узнаем с ваших докладов, которые вы подготовили на сегодняшний урок.

1-й ученик. Особое место в монументальной живописи принадлежит витражу.
Витраж – произведение декоративно–прикладного искусства, выполненное из цветного стекла. Витражи обычно используются для украшения окон или дверей. Свет проходит через витраж и окрашивается в различные цвета, а само изображение становится ярким и светящимся.
Никто точно не знает, когда возник этот вид искусства, но его родина – Франция (от французского «vitre» – «оконное стекло»).

2-й ученик. Витражное искусство берет свое начало в далеком прошлом. Витражи, представлявшие ранее набор цветных стекол, нередко служили случайным украшением помещения; с течением времени совершенствовалась их композиция, рисунок, художественная обработка стекла и техника исполнения. Когда были созданы первые витражи, сказать трудно. Известно только, что мозаика из небольших пластинок цветного стекла была обнаружена в древнем Риме времен империи (первое столетие до н. э. — начало н.э.) и в храмах первых христиан. Применение цветных стекол для украшения окон началось с того времени, когда христианство стало официальной государственной религией в Римской империи (в конце IV столетия н. э.) и началось оживленное строительство.

3-й ученик. С течением времени повысились требования к рисункам стеклянной мозаики. Попробовали оттенять цветные стекла наложением более темных красок. Результаты
оказались положительными. Техника окраски стекол при помощи обжига была открыта в IX веке. Этот новый прием нашел широкое распространение. Таким образом, возникла в конце Х века живопись по стеклу. С развитием живописи по стеклу стеклянная мозаика стала отходить на второй план, но окончательно она вытеснена не была, а продолжала существовать в сочетании с живописью по стеклу.

4-й ученик. Краски художник подбирал, не считаясь с действительностью. В рисунках все было ясно распределено, контуры четко отделяли красочные пятна. Фигурные изображения не занимали всего оконного пространства, а только его середину. Их окружали орнаментальные бордюры, надписи и узоры на одежде. Рисунок или буквы наносились кистью или выскабливались из фона.

– Теперь вы знаете, что представляет витраж. Техника его выполнения довольно сложная и кропотливая. Витраж составляют из отдельных кусочков цветного стекла. Для начала цветное стекло в расплавленном виде окрашивалось в разные цвета. Затем разрезалось на куски. После подбора по рисунку кусочки стекла скреплялись свинцовыми перемычками. В настоящее же время выделяют несколько типов витражей в зависимости от техники изготовления. Таким образом, витражом еще называют художественную роспись по стеклу специальными витражными красками.

Витражные краски отличаются прозрачностью при нанесении на витражи и особой стойкостью к стиранию, т.е. они не выцветают под прямыми лучами солнца и не боятся воды. Витражные краски изготовлены на основе клея ПВА, который крепко закрепляется на стекле (пластике). За счет клея ПВА они сначала кажутся густыми с матовым эффектом. После высыхания краски становятся яркими и прозрачными, как настоящее витражное стекло.

У вас на партах специальные детские краски, которые позволяют создавать витражные аппликации (это прозрачные эластичные рисунки) многоразового использования. После высыхания готовой картинки вы можете снимать и наклеивать аппликацию на гладкую поверхность несколько раз!

– Чтобы сделать витраж красивым, мало знать его историю нужно знать технологию его выполнения.

б) Технология выполнения (слайды 14-18).

1) В началеработы нужно выбрать подходящую картинку для будущего витража.
Это непременно должен быть контурный рисунок, как на иллюстрации слева. Наборы детских красок для создания витражных аппликаций содержат именно такие рисунки.
Вы можете взять за основу предложенные в наборе варианты, а также выбрать любой понравившийся рисунок из детских книг или нарисовать его самостоятельно.
Мы выбрали готовый рисунок из набора – вертолет.

2) На выбранный рисунок сверху накладываетсяпрозрачная пленка, на которуюзатем наноситсяконтур изображения. Пленка может прилагаться к набору или можно использовать обложки для дневника, файлы, или другую плотную пленку. Контурная витражная краскаможет быть черного или серебряного цветов.
Чтобы провести линию при помощи краски из флакона, нужно перевернуть его носиком вниз, надавить на корпус и начать движение руки вдоль намеченного контура, краска польется сама. Главное, стараться вести контурную линию ровно и без разрывов, оставляя за собой достаточно толстый красочный след. В случае разрывов контура у вас возникнут сложности при отклеивании аппликации от поверхности пленки.

Готовый контур нужно оставить сушиться на время от 15 мин до 2 часов (в зависимости от толщины красочного слоя).

3) Как только контур высохнет, можно приступать к раскрашиванию витражной картинки.

Старайтесь выдавливать краски из тюбика равномерным толстым слоем,не заезжая за края контурной линии.Но не стоит переживать, если краска ляжет неравномерно.У вас получится особый рельефный глянец, который будет чудесным образом переливаться при попадании солнечных бликов.

Витражные краски хорошо смешиваются между собой. Для получения нужного цвета вы смело можете смешивать краски из разных тюбиков на пластмассовой палитре. Кроме того, выпускаются также краски с матовым эффектом и краски с блестками, что значительно разнообразит вашу работу.

4) Перед тем как отклеить аппликациюот поверхности пленки, вам следует запастись терпением. Готовую аппликациюнужно сначала просушить в течение нескольких часов.

4. Практическая работа

а) Беседа

– Для получения первоначальных навыков витражной росписи, мы воспользуемся несложным рисунком. А чтобы узнать, кого мы будем рисовать, вам нужно отгадать загадку.

Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел.
В ярком платье модница, погулять охотница.
От цветка к цветку летает, утомится — отдыхает (Бабочка) (слайд 19)

– Сегодня на уроке мы будем рисовать бабочек. Вы, конечно, не раз наблюдали, как в теплый летний день порхают над лужайкой разноцветные бабочки. Люди придумали об этих красавицах много сказок и легенд. В одной из сказок говорится, что бабочки – это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька. За их красоту люди дали этим насекомым красивые имена. А каких бабочек вы знаете? (Лимонница, крапивница, парусник и др.)

(Далее учащиеся просматривают изображения бабочек с узорами на крыльях.)

– Посмотрите на эти нарядные платья бабочек, какие узоры вы заметили? (слайд 20) (Разноцветные пятнышки, волнистые каемки, веселые брызги прожи­лок). Бабочки всегда красивы, как – будто собрались на бал. Узор, какой бабочки вам понравился больше всего? Почему? А кто же рисует эти узоры? (Природа)

Ваша задача, с помощью витражных красок, сделать аппликации бабочек, в красивом, ярком, узорчатом платье. Вспомним технологию выполнения:

1) Вложить контурный рисунок в файл.
2) Обвести черной краской рисунок по контуру и просушить его (не обязательно).
3) Затем нанести толстым слоем цветные краски и просушить в течение суток.
4) Просохший рисунок аккуратно снять с пленки и прикрепить к оконному стеклу, зеркалу, к плоской части вазы, к любой гладкой поверхности.

б) Работа учащихся под руководством учителя

К сожалению, ваши готовые аппликации пока нельзя поднимать, они должны лежать в горизонтальном положении до полного высыхания. Но вы можете посмотреть у соседа по парте, какие, же красивые, нарядные, разноцветные бабочки получились. Создается ощущение, что все они у вас в красивых, нарядных, узорчатых платьях собрались на бал.

5. Подведение итогов

– Итак, подведем итог урока. – С каким видом дпи вы сегодня познакомились на уроке?
Что означает витраж в переводе с французского vitre, родина Витража?
Какова технология его выполнения?
В чем особенность витражных красок?
– Что нового узнали о бабочках?
Где можно применить ваши готовые работы?

– Эти красивые бабочки, будут напоминать вам об искусстве и красоте окружающего мира. Природа нам дарит много красивых вещей. Нам нужно уметь видеть и беречь эту красоту! На этом наш урок завершается. Желаю вам удачи и всего хорошего.

Читать еще:


Новые материалы:

Проблемы художественного перевода при обучении английскому языку в средней школе :: Проектная технология в обучении английскому языку :: Проектная технология обучения на занятиях иностранного языка :: Исследование на тему "Англоязычные заимствования в русском языке. Категория "Одежда и мода" :: Урок обобщения и систематизация знаний "Веселая школа" :: Невеста, 2017 :: Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Столы и столики/Мебель для спальни/Туалетные столики, зеркала/Туалетные столики / Неман / Полка Неман ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Решение задач по теме: "Преломление света", 11-й класс : Физика - Хелси и Смарт

Чтобы подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе, нужно его обучать, используя технологии этого общества. Компьютерная модель "Отражение и преломление света", разработанная компанией "ФИЗИКОН", позволяет учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся: компьютерная лабораторная работа и решение задач с последующей компьютерной проверкой.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD