Старинная традиция изготовления обрядового печенья "тетерки", которая сохранилась на Каргопольской земле : МХК и ИЗО

Цели:

Обучающие:

  • Знакомство с обрядовым печеньем - тетерки.

Развивающие:

  • Развитие навыков работы художественными материалами (пластилином), творческой фантазии, художественного вкуса;
  • Развитие мелкой моторики мышц кистей рук.

Воспитательные:

  • Воспитание уважения к культуре и традициям своего народа.

Оборудование:

Материалы для ученика: клеёнка, стеки, пластилин, салфетки для рук.

Материалы для педагога: Презентация “Волшебный пластилин”, выставка работ учащихся, таблицы “Основные элементы орнамента обрядового печенья “тетерки””, “Виды каргопольских тетерок”; фотографии тетерок.

I. Организационный момент

- Здравствуйте ребята! Тема нашего занятия “КАРГОПОЛЬСКИЕ ТЕТЁРКИ”.

II. Вступительная беседа

- Давайте вспомним, какие Вы знаете традиционные формы обрядовых печений, русского народа?

Существуют традиционные формы обрядовых печений, бытовавших в разных регионах России и также имевших “птичьи” названия: “жаворонки”, “воробышки”, “снегирьки”, “кулики”, “сороки”, “петушки”. Еще в ХIХв. в разных губерниях России с помощью такого печенья закликали весну. Ученые отмечают, что этот ритуал сближается с Масленицей и также направлен на приход весны и обеспечение плодородия в новом году.

- А знакомо ли Вам слово тетерки?

III. Этап подготовки учащимися к активному усвоению нового материала

“Тетёра” или “тетёрка” — это особое витое печенье. Его готовят из теста, скатанного в жгуты, то есть, по-каргопольски, “сканого”, и выкладывают в виде волн, петель, спиралей, решеток, кругов, растений, фигурок птиц, реже животных.

Но почему обрядовое печенье названо именно “тетеркой”? Может, потому, что в Каргополе, как и в ряде других северных областей, весну глухарь начинает, свою песню тетерке поет боровая птица и ничего не видит и не слышит вокруг. Местные жители называли его глухим тетеревом, либо просто тетеркой. А может, назвали так, сравнив ржаное витое солнышко с золотой монетой, что ходила по Терскому берегу в старину и называлась “тетерка” от старинного слова “тетерь” — золотой. Да это и не важно. Важно то, что красивый древний обычай живет в памяти народной. “Тетерки” - это доброе весеннее солнышко, которое так терпеливо всегда ждем мы, северяне.

- Когда и по какому случаю их пекут?

IV. Этап усвоения новых знаний

Живет на каргопольской земле красивый древний обычай. Весной, в пору равноденствия (9(22) марта согласно церковному календарю, это — день Сорока Мучеников Севастийских (или, по-местному, день сорокосвятых). По легенде в начале IV в. 40 воинов-христиан из армянского города Севастии, не желая отречься от своей веры, были осуждены на стояние нагими на льду озера. Однако совершилось чудо: лед растаял, вода потеплела. После воины были подвергнуты мучительной казни, а затем их стали почитать как святых), когда день равняется с ночью; пекут в здешних деревнях тетерки. Пожилые женщины рассказывают, что прежде в “тетерочный день” все, кто был с невестиной стороны на свадьбе, обязательно несли молодым гостинцы — “тетерки” своей стряпни. А больше всего приносила их мать молодухи, чтобы не подумали, что она скупая, да чтоб каждый из домочадцев съел в этот день хоть одну.

“Тетерочное” дело кропотливое, одной хозяйке едва ли за неделю управиться. Потому помогала ей вся родня: и бабушка, и сама молодая (которую отпускали на эти дни в отчий дом), и даже ребятишки — за столом во время работы не было лишнего места!

Так, вместе навьют сто — двести “тетерок”, назавязывают их разными узорами. Причем часть приготовят из лучшей муки — крупчатки, добавив в нее и конопляного семени (для зятя), часть из ржаной муки испекут, а остальные — из ячменной.

Уложенное на дощечки кружево из теста уносили на холод — там лежали “тетерки” до следующего утра. Подмерзших, их смело можно было садить в печь — узор уже не нарушишь. А иной раз, для быстроты, раскладывали на деревянной лопате и сразу же в печку, где они быстро подсыхали и румянились.

Хорошо пропеченные “тетерки” смазывали льняным маслом и выкладывали на стол. Тут и своя, и чужая ребятня на них любуется, придут “поглядеть узоры” и соседи.

Накануне самого “тетерочного” дня мать молодухи укладывала в корзины приготовленные молодым гостинцы. Были среди них и белые пшеничные караваи, и ячменные на ржаной лепешке хлеба — “двинянки”, и рыбники с запеченной в тесте рыбой, и “калитки” — своего рода ватрушки, начиненные пшенной и ячменной крупой, и завернутые из блинов “блинчатые” пироги с толокном, и тонкие, в виде полукруга, начиненные всевозможной ягодой “гостиничные”. Всех лакомств набиралось две корзины. В третью же осторожно, чтобы не сломать, укладывалось “тетерки”. Незамысловатых “вьюх”, завитых одинарной или двойной спиралью, не брали, чтобы не ударить перед людьми в грязь лицом. Клали самые узорные — столько, сколько поместится, но чтоб набралось не менее сорока.

Первые две корзины хозяйка насаживала на концы кола, а третью несла в руках. Шла одна, без помощников: все должны были видеть, что гостинцев у нёе — сколько могла донести! Если дом зятя был далеко, угощения везли на лошади.

Добравшись до места, теща спрашивала хозяйку, куда складывать привезенные дары. А выкладывая, извинял судите, сватухи и сватьюшки, чем богаты, тем и рады!

Угощать присутствующих гостинцами должна была молодуха. Она подносила всем по тетерочке, и потом за столом оставались одни женщины: “тетерочный день” почитался бабьим праздником.

Орнамент “тетерок” имеет древнюю символику солнца — все они представляют собой круг размером со столовую тарелку. Круг состоит из кружочка-солнышка, а заканчивается тремя большими кругами — ободами, околами, завитыми по солнышку. Словно рама вокруг основного узора. А основной узор составляют стилизованные растительные, геометрические и зооморфные мотивы. Эти мотивы дают и название “тетеркам”.

Центральная часть, которая и дает название узору, может состоять из кружочков - “колечушек”, “восьмерушек”, “большого креста”, “солнышка” и обегающих вокруг “коников”, “полукоников” либо навитых “кудерочков”. Заполнять середину могут и три завитые в разные стороны спирали, и четыре односторонние “вьюхи”...

Основные элементы орнамента обрядового печенья “тетерки”

Вьюхой в старину называли яргу, представляющую собой квадрат с загнутыми концами. “Вьюха” - наиболее распространенный узор в Каргополе.

- Что же обозначают эти фигуры “тетер”? Прямые кресты — символы огня и солнца. Крест с загнутыми концами нередко называют еще коловрат - обозначающий также движение солнца по кругу, солнцеворот, коловращенье. Какие же пожелания вкладывали мастерицы в свои “тетерки”? Решётка “#” - пожелание плодородия, золото - святости, божественной благодати. Дерево (чаще всего елочка) - символ взаимосвязи всего в мире, символ долгой жизни. “Звезда” похожа на ромб – была символом солнца, знаком плодородия, добра, счастья, полной жизни. Ромб с отростками символизировал возрождающуюся жизнь.

Ромб с центральным мотивом мог означать и засеянное поле, и глаз, следящий за кознями “тёмных сил”. Например, точка, один из первых и простейших элементов, мало заметна сама по себе, но она символ начала, не зря существует выражение “точка отсчета”. Каргопольская “тетера” с тремя обводами (околами) получает жизнь в умелых руках мастерицы. В середине — спиралевидная свастика. Свастикой отмечалось вечное движение небесного светила. Воплощаемые свастикой идеи сеяния и жатвы в первую очередь связывались с зерном (то из чего изготавливалась мука для выпечки “тетерок”). Смерть зерна обусловливает его будущее рождение.

В “тетерках” очень много завитков и вьюх. Свёрнутая несколькими витками спираль считалась одним из древнейших символов, обозначающих видимую людям вселенную, в центре которой расположен престол Всевышнего. Вероятно, в “тетерах”, как и в других изделиях декоративно-прикладного творчества, мастерицы с помощью условных знаков выражали свои понятия о мире: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная - воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом.

В “тетерках” мастерицы умели не только солнце изобразить, но и сказать, чего люди от него ждут: весны, цветения, тепла, радости. Здесь солнечный диск превращается в весёлый, праздничный узор. С какой любовью и старанием выкладывала мастерица узоры в “тетерке” из тончайшего жгута почти двухметровой длины. Они как бы лучиками от середины солнышка отходят. Но в, то, же время это не просто лучики. Посмотрите, вот здесь внутри круга разместился удивительный цветок. А вот на этих пряниках и цветок превратился в какой-то сложный, затейливый узор. А вот это на травку похоже, кудрявую такую, кружевную. И всё это словно движется, кружится. Сделано будто бы совсем просто: обычные жгутики из теста уложены спиральками, вилюшками, петельками - и рождается такая красота!

V. Этап проверки понимания учащимися нового материала

- Все “тетеры” представляют собой круг. Круг этот состоит из трех обводов — “околов”, завитых “по солнышку”. “Околыш” — словно рама вокруг основного узора, который составляют стилизованные растительные, а чаще геометрические и зооморфные мотивы: “березка”, “коник”, “курушка”.

- Вот и сегодня будем укладывать тетерки, которые вылепим из пластилина.

Этапы работы:

Скатать жгут, как можно длинным. Толщина жгута не должна превышать 0.5 см. Конечно, сразу 2-х метровым он у нас не получится, будем постепенно его наращивать.

Выбираете себе рисунок.

Укладываем тетерку.

VI Этап подведения итогов занятия

- Спасибо, за внимание урок окончен.

Виды каргопольских тетерок

 

  1.  А.А.Савина. Весеннее обрядовое печенье - “тетерки”. Фото 1977 г.
  2. Ржаное тесто. Д. 13,5-18,5. Деревня Гарь.
Читать еще:


Новые материалы:

Дом, милый дом :: Урок английского языка по теме "Путешествие в Лондон". 5-й класс :: Урок французского языка по теме "Спорт – преодоление себя и хорошая жизненная школа" :: Урок английского языка “School uniforms: to be or not to be” (по УМК М.З. Биболетовой). 10-й класс :: Практические рекомендации к подготовке диалога на ГИА по французскому языку :: Анон ( Anon ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Парты и стулья/Мебель/Детская/Столики и Стульчики/Столы детские / Дэми / Стол учебный СУТ 25-04 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Решение задач по теме: "Преломление света", 11-й класс : Физика - Хелси и Смарт

Чтобы подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе, нужно его обучать, используя технологии этого общества. Компьютерная модель "Отражение и преломление света", разработанная компанией "ФИЗИКОН", позволяет учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся: компьютерная лабораторная работа и решение задач с последующей компьютерной проверкой.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD