Я познаю прекрасный мир искусства. Художники-пейзажисты XVIII–XX вв. : МХК и ИЗО

Время: 1 урок.

Цель:

Развивающая.

а) Развитие зрительной памяти;

б) Развивать у детей эмоциональное восприятие к работам художников;

в) Учить детей анализу художественного произведения;

г) Применять, полученные знания по истории искусств, при анализе художественного произведения по цветоведению, композиции, на уроках географии, биологии, литературы, истории.

Общая цель:

а) Закрепление пройденных знаний;

б) Знакомство с историей пейзажа;

в) Знакомство с пейзажистами XVIII-XX вв.;

г) Закрепление изученного материала (викторина);

д) Анализ урока.

Воспитательная цель:

а) Воспитывать любовь к мировому искусству;

б) Воспитывать любовь к родному краю, природе, приобщать детей к культуре общения.

Материалы к уроку:

а) Холст, масляные краски, кисти, этюды, картины художник

Оборудование к уроку:

а) Экран, мультимедия

б) Репродукции картин;

в) Диски с музыкальными записями “Времена года” - Вивальди,

“Прогулка по лесу”, “Гроза”, “Шум океана”, “Прекрасные мелодии” - Моцарта, Мусорского, Штрауса;

г) Компакт-диск (Левитан, Куинджи, Айвазовский), “Шедевры русской живописи”;

д) Видеофильм “Третьяковская галерея”.

План работы:

I. Организационная часть – 3 мин.

II. Повторение пройденного материала – 3 мин.

III. C ообщение нового материала – 30 мин.

IV. Закрепление пройденного материала. Опрос-викторина – 5 мин.

V. Завершение работы. Анализ урока – 4 мин.

Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте ребята! (ребята здороваются). Отмечаю отсутствующих. Сообщение нового материала. Записываем в тетрадь.

Вступительная беседа.

I. Тема нашего урока необычна. Мы с Вами окунемся в мир поэтичности, одухотворенности, лирики “Я познаю прекрасный мир искусства” познакомимся с один из многогранных разделов этой темы - “Пейзажисты XVIII-XX века”. Художники, подарившие свои произведения нам, чтобы мы любовались бескрайними лесами и морями, рощами и небесным просторам. Они дарят нам радость общения с природой.

II. Мы с Вами изучали жанры искусства. Один из них вы видите на экране. – Как он называется? Дайте ему определение. Пейзаж – жанр живописи или графики, в котором основной предмет изображения – природа. Иногда вводятся фигуры людей, часто изображаются виды городов или селений, а также морские виды (марина). Известный художник маринист – Айвазовский И.К. Крамской И.Н. назвал его “звездой первой величины не только у нас, а в истории искусства вообще”. Показываю работу Айвазовского И.К.“Девятый вал”.

Новый материал.

III. А сейчас ребята я расскажу краткую историю зарождения пейзажной живописи. /включаю музыку “Прекрасные мелодии”, фон беседы/. Рано, еще в VI веке в эпоху Тан пейзаж возникает в китайском искусстве, достигая одухотворенности и поэтичности. На него оказало влияние и буддийская религия, природа – часть мироздания. Среди выдающихся мастеров китайского пейзажа ГО-СИ (XI в.), Ся-Туй (XII-XIII в.), Му-Ци (XII в.). Японский пейзаж получил развитие в XV в. (традиционная графика) Сэссю. В эпоху Возрождения пейзаж служил фоном. Только в картинах голладских художников (В.Гойена, Я-Рейсдаля – показываю на экране) XVII веке “малых голландцев” природа стала главным героем. Они сумели найти красоту и очарование в самых обыкновенных уголках природы (песчаные дороги с кустарниками, хижина рыбака, часто пишут море, то спокойное, то бушующее).

В живописи французского пейзажа XIX в. крупными мастерами были художники-импрессионисты – К.Моне, К.Писсаро, А.Сислей (показываю иллюстрации). Стремились зафиксировать тончайшие изменения в природе.

Остановимся поподробнее на пейзажистах XVIII-XIX вв. русской живописи. Вопрос к детям. – Назовите известных Вам художников-пейзажистов этих периодов? (С.Щедрин – 18 в., Ф.Васильев, А.Соврасов, В.Поленов, И.Шишкин, И.Левитан, А.Куинджи – 19 в.)

Познакомиться с творчеством перечисленных художников нам поможет видеофильм “Третьяковская галерея”(включаю). Мне бы хотелось поговорить с Вами о творчестве И.Шишкина.

С природой одною жизнью дышал;
Ручья разумел лепетание;
И говор древесных листов понимал,
И чувствовал трав прозябание.
(Баратынский)

Рассказ о биографии и творчестве И.Шишкина. – Что известно детям о нем? (Спрашиваю); - Были ли они в доме музее И.Шишкина? Продолжаю рассказ (включаю диск “Прогулка по лесу” – звуки природы). Родился Иван Иванович Шишкин в 1832 году 13 января в г.Елабуге. В 1860 г. оканчивает петербургскую Академию художеств и получает большую золотую медаль и право на заграничную поездку в Германию. Большой знаток леса, художник-реалист. Написал работы “Вид на острове Валааме” – 1858 г., “Рубка леса” – 1867 г., “Полдень”- 1869 г., “Ручей в лесу” – 1870 г., “Зима” – 1890 г., “Дождь в дубовом лесу” – 1891 г., “Корабельная роща” - 1898 г., “Утро в сосновом лесу” – 1889 г. Смотрим иллюстрации на экране. Описание картины. – Что привлекает зрителя в этой картине? (вопрос к детям). Это одна из лучших работ И.Шишкина, чувствуется дыхание пробуждающего леса, прекрасно переданы краски природы и невольно становишься свидетелем и слышишь звуки утреннего состояния просыпающегося леса. Природа у И.Шишкина – беспредельная жизнь. Здесь живет все и сосны, освещенные первыми лучами солнца, и влажная земля, и сочная листва кустарников, и дышит сиреневый туман, растворяющейся в лесной дали. Все погружено во влажный утренний воздух. Оживление вносит необычное композиционное решение с медведями. Колорит безупречен. И.И. Шишкин любил природу, свой край, недаром его называют “певцом русского леса”.

Еще о двух художниках XVIII века – И, Левитане и А.Куинджи нас познакомит мудьтимедийное учебное пособие. На экране работы А.Куинджи “Лунная ночь на Днепре” - 1880 г. и работа И.Левитана “Золотая осень – 1895 г. или “Левитановская осень” так называют его картину, кому из нас она не известна? Тонкие стройные березки, остановились в раздумье на берегу, приволье русских рек. Читаю стихи А.Пушкина “Осень”

Унылая пора! Очей очарование!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышные природы увядание,
В багрец и золото одетые леса

И.Левитан говорил о пейзажах “Божественное нечто, разлитое во всем”.

Развитие пейзажа XX в. как особого жанра отличается многообразием форм. Нереальные, вымышленные пейзажи (“пейзажи-мечты”) характерны для работ М.Чюлениса (“В долине” – 1903 г.) (смотри репродукцию). Для пейзажа ХХ в. характерно разнообразие направлений в пейзажной живописи. Например, в картинах В.Кандинского (“Пейзаж” - игра цветовых пятен и линий заменяется образами (рассматриваем произведение).

(Включаю музыку “Времена года Вивальди. Продолжаю рассказ о крупных пейзажистах ХХ века). Ребята, Вы конечно знакомы с работами некоторых пейзажистов, т.к. они наши современники. Назовите их. (В.Бакшеев, С.Герасимов, В.Мешков, Г.Нисский, Н.Ромадин, Н.Крылов). Плказываю иллюстрации Г.Нисского “Февраль”. Его картины наполнены ритмом, ощущения деятельности человека. Изображает часто шоссе, стремительно убегающее в даль между лугов и лесов. Самолеты в синем-синем небе на фоне изумрудных полей. Художник увлекает все новое, что создано добрыми руками человека.

С.Герасимов “Весеннее утро” - 1953 г. передает лирическое состояние, свойственное простате мотива своеобразия, цветовые соотношения в зависимости от освещения, состояния природы.

К крупным пейзажистам нашей республики относятся С.Лывин, Н.Кузнецов, К.Максимов, М.Хайретдинов. На экране работы С Лывина “На просторах Татарии” – нежные проникновенные лирические мотивы.

К Максимов “Сосновый лес”, “Дорога на Каму” - любовь к родной природе, одаренный живописец .

Н.Кузненцов “Мираж в степи”, “Казанский кремль” – особенно романтические мотивы, тонкое чутье мастера природы, умение раскрыть изменение ее состояний, богатство цветовой палитры. Простата и дарование. Влюблен в природу.

М.Хайретдинов “Девчата”, “Осень в парке”, “Вечер”, “Сумерки””, “Лениногорск”, “Пахнет черемухой. Подруги” – особенно нравится мне эта работа. Он воспевал единство человека с природой. Тишина, девушки мечтают каждая о своем, сокровенном. Пахнет черемухой.

Мне посчастливилось знать Маснави Хаеретдинова. Он преподавал в Лениногорском художественном училище во время моего обучения там. (Раздаю брошюры с работами М.Хайретдинова, К.Максимова).

Ребята, а сейчас мне бы хотелось услышать от Вас, что нового Вы узнали из сегодняшней темы о пейзажистах. (Дети отвечают). Так много прекрасных художников-пейзажистов, дарящих нам радость общения с природой, воспроизводят в своих полотнах разные времена года, разные состояния, работая в разных направлениях, каждый по-своему.

Чтобы написать картину, пейзаж надо много потрудиться, для этого художники пользуются вот этими принадлежностями (показываю кисти, краски, палитру, подрамник, холст, приготовленные на столе). Наблюдают, пишут этюды, создают произведения. Путь художника не легок, надо много трудиться. (Показываю завершенную работу художника-пейзажиста).

IV. На закрепление нашей сегодняшней темы я хочу провести в Вами небольшую викторину (раздаю детям открытки-иллюстрации). Вопросы к детям:

- Ведущий жанр в творчестве К.Моне (пейзаж).

- Художник-пейзажист автор полотен “Над вечным покоем”, “Владимировка”, “У омута” (И.Левитан).

- Мастер лирического пейзажа “Грачи прилетели”, “Проселок”, “Радуга” (А.Саврасов).

- Крупный пейзажист – “певец русского леса”. Автор полотен “Рожь”, “Дождь в дубовом лесу”, “Корабельная роща”, “Полдень”.( И.Шишкин).

- Известные произведения Ф.Васильева (“Мокрый луг”, “Перед грозой”, “Осень”).

- Художник, использующий световые эффекты в своих работах “Лунная ночь на Днепре”, “После дождя”, “Березовая роща” (А.Куинджи).

- Все ли художники-пейзажисты одинаково изображают природу (Нет, например Черленис, В. Кандинский – романтические, вымышленные).

- Что характеризует художников-пейзажистов ХХ века (Г.Нисский передает пейзаж в динамике).

- Кто из художников Татарстана кажется Вам ближе по духу, характеру (М.Хайретдинов, К.Максимов).

V. По опросу я убедилась, что Вы хорошо усвоили материал, любите природу, свою Родину. Не переставайте удивляться красоте, нежной гармонии красок. Ищите единства с природой.

Это был урок ознакомления. На следующих уроках мы продолжим наши беседы о пейзажистах, изучим творческую деятельность некоторых из них подробнее.

Мы с Вами совершим экскурсию в мастерскую художника.

Надеюсь, что каждый из Вас взял что-то полезное из пройденной темы.

Д/З: Подготовить каждому ученику небольшой, но интересный сюжет из жизни понравившегося художника.

Спасибо Всем за активное участие в ходе урока (Ставлю оценки за ответы в журнал). До свидания!

Используемая литература.

  1. Избранные сочинения Пушкин, Алексеев, Андреев, Долгов, 1998 г., Москва
  2. “Золотые россыпи” Тумаркин, 2003 г., Нижний Новгород
  3. “Когда начинается художник” А.Алехин, 1998 г., Белый город
  4. “Знай и умей” Е.Каменева, 2001 г., Тверь
  5. “И во все смотреть и видеть” Г.Перепелкина, 2005 г., Пенза
  6. Рассказ о русской живописи” Г.Островский, 2000 г., Нижний Тагил
  7. “Панорама искусства” В.Минаев, Б.Маркевич, 2004 г,, Москва
  8. “Искусство мыслит образами” Е.Майлин, 1997 г., С-Петербург
  9. “Высокое назначение искусства” Б.Вишняков, 1999 г., Москва
  10. “Виды искусства” А.Зись, 1998 г., Екатеренбург
  11. “История мировой культуры” Т.Колядич, 1996 г., Москва
  12. “Рассказ о русской живописи” Г.Островский, 1999 г., Саратов
  13. “Русская живопись XIV-XX вв.” Т.Колешникова, 1999 г., Пенза
  14. И.Шишкин В.Манил, 2002 г., Белый город
  15. Левитан, Васильев, Герасимов. Н.Новоуспенский, 2003 г., Тверь
  16. Левитан А.Давыдов, А.Астахов, 2000 г., Москва
  17. “Мировая художественная литература” Е.Калинина, 2005 г., С-Петербург
  18. “Кандинский” М.Лакост, 1997 г., Париж
  19. Максимов В.Аршинов, Ю.Петров, 2006г., Казань
  20. Черленис Альбом, 2004 г., Латвия
  21. История русского искусства Г.Кекмадова, 2009 г., Москва
  22. Изобразительное искусство советской Татарии С.Червонная, 2002 г., Казань
  23. Повышение эффективности уроков изобразительного искусства В.Кузин, 200 г. С-Петербург
Читать еще:


Новые материалы:

Урок русского языка в 5-м классе по теме "Путешествие в страну Фонетика" :: Урок-зачет в 6-м классе по теме "Имя прилагательное" :: Урок русского языка в 6-м классе "Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных" :: Урок русского языка в 5-м классе по теме "Гласные буквы И — Ы после Ц" :: Правописание -о-, -е- после шипящих и -ц- в окончаниях существительных (5-й класс) :: Приключения Шерлока Холмса ( Holmes and Watson ), 2018 :: Стулья/Кресла офисные / TetChair / Кресло компьютерное TetChair Дентон (Denton) ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Решение задач по теме: "Преломление света", 11-й класс : Физика - Хелси и Смарт

Чтобы подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе, нужно его обучать, используя технологии этого общества. Компьютерная модель "Отражение и преломление света", разработанная компанией "ФИЗИКОН", позволяет учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся: компьютерная лабораторная работа и решение задач с последующей компьютерной проверкой.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD