"Узоры, которые создали люди". 1-й класс : МХК и ИЗО

Тип урока: Урок-фантазия.

Планируемые результаты. Характеристика деятельности.

Личностные УУД:

  • Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком.

Познавательные УУД:

  • Осуществлять анализ народных орнаментов, находить в них природные и геометрические мотивы.

Коммуникативные УУД:

  • Формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные УУД:

  • Придумывать свой орнамент в технике лепки цветным пластилином.

Оборудование:

Для учителя:

  • Мультимедийное оборудование, презентация “Декоративная тарелочка”, предметы декоративно-прикладного творчества, декоративные тарелки, стихи и загадки, пластилин, стеки, дощечка, бумажные салфетки.

Для учащихся:

  • Пластилин, дощечка, стеки, бумажные салфетки.

Задание:

  • Выполнение декоративной тарелочки из пластилина.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа. Актуализация знаний.

Презентация.

- Ребята, сколько разнообразных, красивых вещей вокруг нас! Они создают нам радостное настроение, они украшают наш дом, мы на них любуемся, ими приятно пользоваться. (Слайд №2).

(Рассматриваем предметы народных промыслов, приготовленных учителем: резные и расписные доски и ложки, различная посуда с узорами и кружево, глиняные игрушки и матрёшки).

- Кто же это всё придумывает и делает для нас? (Слайд №3)

- Это народные мастера вместе с Мастером Украшения придумывают и создают для нас такую красоту. (Слайды №4, №5)

- А где мастера черпают свою фантазию? (Слайд №6)

- Конечно, это Матушка — природа подсказывает народным художникам. (Слайды №7, №8)

Ведь она такая разнообразная и необыкновенная во все времена года. Глядишь и наглядеться не можешь. Так и хочется красоту природы запечатлеть на память на какой-нибудь вещи. Пусть люди пользуются ею, разглядывают и радуются.

Все эти предметы не только нужны человеку в жизни. Они ещё и такие нарядные! (Слайд №9)

Свои изделия Мастера привозят на ярмарку. Приходите, люди добрые, выбирайте, что вам по душе. Художник Борис Кустодиев на своей картине “Ярмарка” изобразил продавцов с товаром и покупателей, которые выбирают нужные для них вещи. (Слайд №9)

3. Постановка темы и цели урока.

- Среди всего разнообразия на ярмарке есть очень нужный для людей предмет. Угадайте, что это?

Из неё обедать буду,
Из глубокой или мелкой.
И такая вот посуда
Называется (тарелкой).

Привезли мы на базар
Раздиковинный товар.
Почтенные господа,
Пожалуйте сюда!
Мы выставили на базаре
Наши лучшие товары!
Тарелочки – то расписные,
А мы мастера - удалые!

Когда-то давным - давно люди не знали, что такое “тарелка”. Они еду клали на ладошку, потом на лист растения, на плоский или вогнутый камушек, кору дерева, морскую раковину. Они потом научились вырезать тарелку из дерева, лепить, а затем для крепкости обжигать её из глины. Потом они придумали стекло, научились делать из металла, изобрели фарфор.

- Перед вами декоративные тарелки: золотая Хохлома, голубая Гжель, весёлый Городец, необыкновенный Жостово. (Слайды №11, №12, №13, №14)

- Рассмотрите, что на них нарисовано народными Мастерами?

- Конечно, мы видим на тарелочках природные мотивы.

- Какая тема нашего урока?

- Декоративная тарелочка.

- Что нам нужно знать, чтобы её сделать такой же красивой?

- Научиться составлять и выполнять узор.

Физминутка.

Становитесь по порядку
На цветочную зарядку!
Умываются росой
И гвоздика, и левкой.
Расправляют стебельки
И пион, и васильки.
Кивают нам головками
Ромашки с незабудками.
Станем скоро ловкими,
С веселыми улыбками.

Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу,
Вниз опустили,
Кисти встряхнули –
Листья роняют росу.
В стороны руки,
Плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут – тоже покажем,
Крылья сложили назад.

4. Пояснения к практической работе.

Задание у нас непростое, но мы постараемся. Будем делать вместе.

Детям раздаются картонные тарелочки. Выберите себе пластилин, чтобы им “покрасить” тарелочку.

- Что нужно сделать вначале?

- Отрезать кусочек пластилина и размять его.

Отщипывая по небольшому кусочку, покроем небольшим слоем пластилина вначале донышко тарелочки, а затем внутренние её стенки.

А теперь познакомимся с понятиями “симметрия” и “ритм”. (Слайд №15)

- Симметрия — это когда две половинки тарелочки одинаковые.

- Ритм — это чередование узора.

Посмотрите, как можно украсить тарелочки. (Слайд №16)

Подберите 2-3 цвета, которые подойдут к вашей тарелочке. Здесь вам помогут примеры красивой сочетаемости цвета. (Слайд №17)

Украшать будем маленькими шариками - комочками, расплющенными на самой тарелочке. Первый такой шарик — комочек разместим в центре. Потом вокруг него выполним лепестки.

Далее станем украшать стеночки. Заготовим шарики — комочки 2 цветов и затем поочерёдно будем их крепить, прижимая к стеночкам тарелочки. Для большей выразительности можно в центр каждого элемента прикрепить малюсенькие зёрнышки — комочки, можно белого цвета. Белый цвет “оживит” вашу работу.

5. Творческая работа учащихся.

Во время работы звучат мелодичные русские народные песни и наигрыши.

С обратной стороны тарелочки закрепляется толстая цветная нить. Дома тарелочку можно покрыть бесцветным или перламутровым лаком для ногтей. Теперь эта тарелочка будет украшением у вас дома или же станет приятным подарком для близких или друзей, а также может использоваться для игры.

6. Подведение итогов урока. Выставка.

Сейчас мы с вами устроим ярмарку.

Эй, вы люди добрые!
Слушайте! Слушайте! Слушайте!
Как у нас бывало на святой Руси –
А то не соколы да слетаются,
А то мастера на ярмарку съезжаются!

Ах, ярмарка, свела меня с ума,
Мне нравится такая кутерьма!
У всех сияют счастьем лица,
Все мелькает и кружится,
Будто сказка к нам пришла сама!

На стол дети раскладывают свои работы. Они рассматривают друг у друга работы с неподдельным интересом. Работы получились яркими и разнообразными.

7. Рефлексия.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Как звать Мастера, который нам сегодня помогал выполнить такие красивые тарелочки?

- Легко вам было выполнить такое задание?

- Трудное ли было задание?

- Какое у вас настроение?

Читать еще:


Новые материалы:

Развитие творческих способностей детей средствами музыкально-театрализованной деятельности :: Волшебный мир сказок :: До свидания, ясли! :: Интегрированная деятельность воспитателей по физической культуре и старшей группы детей с ОНР "Спасение планеты АКВА!" :: Дидактические игры в декоративном рисовании :: Конг: Остров черепа ( Kong: Skull Island ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Гостиная/Комоды и Тумбы/Тумбы / ВМФ / Комод Карлос-009 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Решение задач по теме: "Преломление света", 11-й класс : Физика - Хелси и Смарт

Чтобы подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе, нужно его обучать, используя технологии этого общества. Компьютерная модель "Отражение и преломление света", разработанная компанией "ФИЗИКОН", позволяет учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся: компьютерная лабораторная работа и решение задач с последующей компьютерной проверкой.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD