Выразительные возможности в предметном мире : МХК и ИЗО

Цель: изучить правила выполнения мира вещей, чтобы научится создавать свой натюрморт.

У.В.З.:

  1. научить рисовать натюрморт с натуры, с помощью градации светотени для передачи объема на плоском листе бумаги.
  2. развить стремление к успеху, в передачи наглядного изображения
  3. воспитывать чувство сотрудничества между учащимися

Зрительный ряд: наглядный материал для постановки (муляжи фруктов, ткань).

Литературный ряд:

  1. стихотворение М. Яснова «Натюрморт»
  2. легенда о двух художниках: «Белый обман»

Материалы: карандаш, кисть, краски акварельные, альбом, рамка-видоискатель, тетрадь по изо.

Задание: нарисовать постановку из предметов, с помощью красок.

Задание на дом: репродукции разных натюрмортов, карандаш, альбом, рамка-видоискатель, тетрадь по изо.

Ход урока

Орг. момент:

1-2 мин настроить ребят на урок, проверка готовности к уроку

Повторение опорных знаний:

  1. с каким жанром изобразительного искусства вы познакомились на прошлом уроке? (НАТЮРМОРТ)
  2. когда он возник? (18 век)
  3. что означает слова от фр. «мертвая природа»? (НАТЮРМОРТ)

Изучение нового материала:

Художники всегда любили изображать что-то необычайное, но гораздо больше их волновало изображение окружающей жизни.

Натюрморт (франц. nature morte, итал. natura morta, буквально – мертвая природа), жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи и графики), посвященный изображению вещей, окружающих человека, размещенных, как правило, в реальной бытовой среде и композиционно организованных в единую группу. Объектом изображения в натюрморте могут быть также цветы, овощи, фрукты, "дары моря" и т.п.; как дополнение к основному мотиву в композицию натюрморта иногда включаются люди, животные, птицы, насекомые. Воссоздание предметного мира в натюрморте имеет, как правило, самоценное художественное значение, хотя за изображением вещей часто скрывается сложное символическое или аллегорическое содержание, стремление к созданию цепи ассоциаций, так или иначе характеризующих стоящего за набором предметов человека.

Тенденции к возникновению жанра натюрморт возникли в искусстве итальянского и нидерландского Возрождения, в котором культивировалось внимание к конкретно-чувственному воссозданию предметного мира (первый, точно передающий облик предметов "Натюрморт" выполнен в 1504 итальянским живописцем Якопо де Барбари).

Легенда о двух художниках: “Белый обман»

Около двух с половиной тысяч лет назад, как гласит легенда, два греческих художника из города Афины поспорили между собой – кто из них лучше рисует. Одного звали Зевксис, другого Паррасий.

Через год они закончили свои картины.

На картине Зевксиса был изображен крупный, с матовым налетом, ярко блестящий на солнце виноград. Словно на ветру дрожали его зеленые листья. Птицы в саду, увидев гроздь винограда, подлетели к картине и начали клевать виноград.

После этого Паррасий показал свою картину. На ней был изображен белый занавес, за которым, казалось, было скрыто изображение. Зевксис быстро подошел к картине и попытался отодвинуть этот занавес, решив, что он настоящий.

Победителем состязания признали Паррасия, сумевшего обмануть острый глаз художника.

Стихотворение:

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу,
Или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это натюрморт!
Поэт М. Яснов

На прошлом уроке вы учились в технике аппликации создавать натюрморт. Сегодня мы продолжим тему мира вещей и попробуем изобразить этот мир готовой постановке из разных предметов, с помощью красок.

РАБОТА В ТЕТРАДИ:

  1. определяем плоскость, на которой стоят предметы
  2. ограничьте свое видимое пространство, с помощью рамки-видоискателя
  3. передача объема, с помощью градации светотени
  4. зарисовать схему: «Выразительные возможности в натюрморте»
  5. словарь терминов (свет, блик, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень)

Советы учителя:

Для того чтобы грамотно составить натюрморт, сначала определи его тематику, в соответствии с которой бери ряд предметов. Но это еще не все, необходимо в какой-то последовательности расставить их, а это сложный и ответственный этап. Здесь полезно сделать несколько небольших, примерно в размер спичечного коробка, эскизов, попробовать изобразить в разных вариантах отобранные предметы без детализации, найти, прежде всего, наиболее удачное решение композиции. Разрабатывая эскиз, нужно учитывать также и точку зрения, ее отдаленность, высоту, то есть место, с которого рисуется натюрморт. Таких точек может быть много, но не все из них удачны. Предметы иногда закрывают друг друга, что лишает возможности выразить в полной мере задуманное, или, наоборот, в плоскости листа может появиться много неоправданно свободного поля. Выбор места при работе над натюрмортом иногда зависит от условий освещения (по свету, против света). Уже в эскизах надо определить формат будущего рисунка. Либо это квадрат, либо лист прямоугольной формы, расположенный по вертикали или горизонтали. Сделав несколько эскизов-вариантов, определи, какой из них наиболее полно отражает выбранную тему и достоин дальнейшей разработки.

Изображение натюрморта также имеет свою определенную закономерность и последовательность. Нельзя, например, лишь начав рисунок, заниматься штудированием незначительных мелочей, если не определена еще основная, большая форма, не решена тональная и цветовая идея постановки. Это может привести к дробности рисунка, к ошибкам в пропорциональных и тонально-цветовых отношениях между предметами. Поэтому в художественной практике существует метод последовательной работы над постановками, основанный на принципе: от общего к частному и от частного вновь к обогащенному деталями общему.

Применение приобретенных знаний:

Сегодня вам предстоит выполнить трудное зада­ние: нарисовать с натуры группу предметов, а это требует передачи пространственных отношений между изображаемыми предметами. Кроме сравнения конструкции и светотени предметов, нужно про­вести анализ цвета предметов по тем вопросам, которые мы с вами повторили на прошлом уроке.

Выполнить с натуры натюрморт, применяя правильное соотношение этих светлотных фаз, уложить каждый тон точно на место, через краски и воду.

С чего начинаем рисунок? Расположим лист вертикально или горизонтально - в зависимости от того, как мы видим натурную постановку со своей точки зрения. Наметим высоту и ширину всего натюрморта и отдельных предметов.

(давайте вспомним)

  1. С помощью, каких художественных средств можно передать объем предметов в рисунке? (С помощью перспективы, светотени, штриха, пятна, а в живописи - мазка.)
  2. Чего достигает художник с помощью светотени? (Объема.)
  3. Какие градации светотени вы знаете? (Свет, тень, полутень, рефлекс, падающая тень, блик.)
  4. Какие бывают тени? (Собственные, падающие.)
  5. От чего зависит форма падающей тени? (От формы предмета.)
  6. Что такое блик? (Самые светлые места на поверхности предмета, те места, где лучи света падают на него вертикально и отражаются от поверхности.)
  7. Что такое рефлекс? (Отражение, отсвет от другого предмета.)

Желаю успеха!

Итог урока:

Домашнее задание, выставка работ учащихся.

- С чем сегодня познакомились на уроке?

- Что объемное научились выполнять на плоском листе бумаги

Презентация

Приложение 1

Читать еще:


Новые материалы:

Урок литературного чтения по теме "Жизнь сердца. Г.Скребицкий «Счастливый жучок»". 4-й класс :: Внеклассное мероприятие "Прощание с букварем" :: Классный час "Кто много читает – тот много знает" :: Интегрированный урок в 4-м классе (история + труд) с использованием мультимедийных технологий и конструктора ЛЕГО на тему "Флот Петра I" :: Урок по математике в 1-м классе :: Прекрасные дни в Аранхуэсе ( Les beaux jours d'Aranjuez ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Столы и стулья/Растущие / ДЭМИ / Растущая парта ДЭМИ ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Решение задач по теме: "Преломление света", 11-й класс : Физика - Хелси и Смарт

Чтобы подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе, нужно его обучать, используя технологии этого общества. Компьютерная модель "Отражение и преломление света", разработанная компанией "ФИЗИКОН", позволяет учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся: компьютерная лабораторная работа и решение задач с последующей компьютерной проверкой.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD